Обществознание
Особенностью курса является
широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.
Задачи курса — познакомить
учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и
духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к
своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и
самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой
индивидуальности — характерами, темпераментами, способностями. Это дает
возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и
научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними. Программа
ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль
и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.
Практическое значение курса
связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных
ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет способствовать
эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности
и личного опыта взаимодействия с другими людьми.
На следующей ступени обучения
обществознанию — в 7 классе —
продолжается изучение социальной сущности человека. Условным подзаголовком
курса может быть «Человек в обществе». В курсе рассматриваются характерные для
подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных
коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Перед
учащимися предстает разнообразный мир современных профессий, национальных и
религиозных культур. Программа опирается на знания и умения, полученные в
результате изучения курса обществознания в 6 классе, особенно тем, связанных с
отношениями между людьми. Учащимся дается представление об обществе в целом,
его структуре и функциях, проблем, связанных с управлением обществом. Раскрывается понятие «гражданин» и роль
государства в обществе, то есть связь между человеком и государством.
Рассматриваются вопросы организации управления обществом на разных уровнях.
Курс заканчивается изучением вопросов, связанных с актуальными проблемами
будущего развития человечества как социального организма. Задача курса — помочь
ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место
в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться их
адекватно осуществлять, почувствовать себя «гражданином» своей страны.
В курсе изучения
обществознания 8 класса («Право в жизни человека, общества и государства»)
акцент сделан на правовой составляющей общественной жизни. Именно в 8 классе
большинству учащихся исполняется 14 лет, они получают паспорт, расширяется их
дееспособность и деликтоспособность, вплоть до уголовной ответственности. Таким
образом, изучение правовой проблематики в этом возрасте учащиеся воспринимают,
как наиболее актуальное. Курс опирается на знания, полученные на предыдущих
ступенях обучения, прежде всего на вопросы, связанные с особенностями
подросткового возраста, с деятельностью человека (6 класс), с социальным
регулированием поведения человека в обществе (7 класс). Курс знакомит
подростков с актуальными для них проблемами, регулируемыми в сфере права, а так
же с основными принципами построения и функционирования правовой системы
общества. Задача курса — познакомить подростков с их положением в обществе как
субъектов правоотношений, способствовать успешной социализации учащихся,
развивать способность решать элементарные юридические задачи, отстаивать свои
права и не нарушать прав других людей, воспитывать в под ростках уважение к
праву, отношение к правомерному поведению как ценности, формировать гражданские
качества личности и правовую культуру в целом.
Подзаголовок курса
обществознания 9 класса «Экономика
вокруг нас».
Во время изучения курса
«Обществознание 9 класса», учащийся знакомится с экономическими категориями,
понятиями, процессами в ходе практической деятельности, повседневности своего
бытия. К 9 классу основной школы эти эмпирические знания уже нуждаются в
обобщении, дополнении теорией, овладении конкретными умениями. Некоторые
учащиеся к этому возрасту уже имеют опыт работы, что делает изучение
экономической проблематики на данном этапе особенно актуальным. Идя от
конкретных экономических ситуаций, с которыми сталкивается ученик в своей
жизни, осуществляется выход не только на проблемы рационального экономического
поведения, но и на этическую сторону разрешения материальных потребностей
человека.