Иностранный язык
НОО.
В курсе
иностранного языка можно выделить следующие содержательные линии:
•
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование,
говорение, чтение и письмо;
• языковые
средства и навыки пользования ими;
•
социокультурная осведомлённость;
• общеучебные
умения.
Основной
содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения,
которые представляют собой результат овладения английским языком на данном
этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение
языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в
устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой
часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной
компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших
школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи,
и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный
язык».
С помощью
английского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы
нравственного поведения. В процессе общения на уроке, чтения и обсуждения
текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского
зарубежного фольклора вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к
представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие
младших школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются основы
гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции
обучающихся, социальные компетенции.
Деятельностный
характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника,
воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать
иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные
ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую
и т. п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами,
изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и
навыки.
ООО.
В процессе обучения иностранным языкам решаются не
только задачи практического владения языком, но и воспитательные и
общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом связаны с практическим
владением языком. Владение иностранным языком обеспечивает возможность выражать
одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не
только на иностранном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более
гибкими, развивает речевые способности учащихся, привлекает внимание учащихся к
различным языковым формам выражения мысли в родном и иностранном языках.Особенно важным представляется изучение иностранных языков
в свете формирования и развития всех видов речевой деятельности, что
предполагает развитие совокупности анализаторов: слухового, рече-моторного,
зрительного, двигательного в их сложном взаимодействии.
1.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- речевая
компетенция
– совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая
компетенция
– систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми
средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение
знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в
родном и изучаемом языке;
-
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и
реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы; формирование умений представлять свою страну, ее
культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная
компетенция
– развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной
информации;
-
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий.
2. Развитие и воспитание у школьников понимания
важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им
как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного
отношения к проявлениям другой культуры.
3.
Формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры,
уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции
в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с
жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных
жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной
подготовки.
4.
Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого
уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего
иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства,
позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.