Русский язык
НОО.
Программа
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России,
авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский
язык», УМК «Школа России» Москва «Просвещение», планируемых
результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную
роль в реализации основных целевых установок начального образования:
становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ
умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности.Программа
направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач
образовательной области «Филология»:
— формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической
и монологической устной и письменной речи;
— развитие
коммуникативных умений;
— развитие
нравственных и эстетических чувств;
— развитие
способностей к творческой деятельности.
Языковой
материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных
особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм
русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также
развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач
общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа
направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как
явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на
осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
ООО.
В системе школьного образования учебный
предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом
изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности
русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и
структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными
нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и
ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве
русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на
базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.