3.2.1. Описание кадровых условий

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1»
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной
образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
Условия, созданные в МБОУ ООШ № 4, реализующей основную образовательную программу основного общего образования:
• соответствуют требованиям Стандарта;
• обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и реализацию предусмотренных в
ней образовательных программ;
• учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании.
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
Характеристика учительского потенциала
В школе работает квалифицированный педагогический коллектив (43 педагога, 3
административных работника, соцпедагог, 2 логопеда, психолог, библиотекарь).
Педагогический коллектив отличается стабильностью, высоким квалификационным,
образовательным уровнем, возможностью к повышению творческого потенциала.
Учителя школы постоянно работают над новыми формами учебных занятий, изменением
и углублением содержания учебного предмета, совершенствованием своих методических
приемов.
Педагоги по уровню образования
Всего
Учебный
педагогических Высшее непедагогическое
год
среднее профессиональное
работников
образование
2020-2021
41+8
39/6
2/2
100%
92%
8%
Стаж работы
6-10
11-15
16-20

Стаж

1-5

человек

4

9

3

%

8%

18%

6%

20-30

более 30

4

12

17

8%

24%

35%

0-5
8%
более 30
36%

6-10
18%
11-15
6%

21-30
24%

16-20
8%

1

Опытные педагоги играют в школе особую роль, и объективно представляют собой ее
«золотой фонд». Их опыт и знания – достояние всего педагогического коллектива. За последние годы коллектив пополнился молодыми специалистами (4 чел – 8%). Из числа
опытных педагогов выделяются наставники молодых специалистов.
Педагоги постоянно занимаются повышением уровня своего профессионализма. За
последние годы отмечается динамика профессионального роста педагогических кадров,
чему способствовала атмосфера коллективного поиска, стремления к творчеству, взаимопомощи, мотивации на успех. 20 педагогов в 2019-2020 учебном году прошли повышение
курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС в Карелии и за ее пределами.
Одной из отличительных особенностей школы является то, что выпускники возвращаются в родную школу, окончив педагогические ВУЗы. Сегодня в составе педагогического коллектива работают 20 педагогов – выпускников школы разных лет, что составляет
41% от общего количества педагогов.
человек
%
Награды педагогических работников школы
Заслуженный учитель РФ
2
4%
Человек года Республики Карелия
2
4%
Почетная Грамота Мин.образования РК
15
31%
Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»
9
18%
Победитель конкурса «Учитель года» Республики Карелия
1
6%
Лауреат конкурса профессионального мастерства
2
Победители конкурса лучших учителей общеобразовательных
учреждений РФ в рамках приоритетного национального проек2
4%
та «Образование»
Ветеран труда
5
10%
Анализ кадровых условий
Показатели для формирования штатного расписания
Наименование должности
Кол-во штатных единиц
Требуется Имеется
Административный персонал
Директор
1
1
Заместитель директора по УВР
2
2
Заместитель директора по ВР
1
1
Педагогический персонал
Учитель
41
41
Педагог-организатор ОБЖ
0,5
0,5
Педагог-психолог
1
1
Социальный педагог
1
1
Учитель-логопед
2
2
Педагог дополнительного образования
4
4
Учебно-вспомогательный персонал
Бухгалтер
1
1
Библиотекарь
0,5
0,5
Лаборант по химии, физике
1,5
1,5
Секретарь
1
1
Диспетчер по расписанию
1
1
Инженер каб информатики
2
2
Школа полностью обеспечена педагогическими работниками.
Анализ кадровых условий (педагогические работники)
реализации основной образовательной программы основного общего образования
2

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.

Наименование должности

Количество педагогических
работников
треимеетбует- ся
ся

Учитель русского языка и литературы
Учитель английского языка
Учитель математики
Учитель информатики
Учитель истории, обществознания
Учитель физики
Учитель химии
Учитель биологии
Учитель музыки
Учитель ИЗО
Учитель физической культуры
Учитель технологии
Итого
Доля педагогов, имеющих квалификационные категории
Педагог дополнительного образования

5
5
4
2
3
1
1
1
1
1
3
1
29

5
5
4
2
3
1
1
1
1
1
3
2
24

Квалификационные категории
ВКК Пер
вая

2
1
1
1
2
1
1

4

б/к

2
1
2
1
1

1
1

1

1
1
1

7
24%

10
34%

2

11
38%

4

1
3
1

Соответствие

1
3%

1

Квалификация педагогов основного общего образования
б/к
3%

ВКК
39%
Соответствие
34%

1КК
24%

Приложение 1.
Требования к учителю в условиях введения
стандартов второго поколения (ФГОС)
Чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, педагог школы
должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей. Содержание этих
компетентностей по Н.Л. Галеевой отражено в таблице 1.
3

Таблица 1
Система профессиональных компетентностей учителя
Компетентность
Содержание компетентности
Предметнометодологическая
компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных
исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.
Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение
Психологоиспользовать эти знания в конструировании реального образовательного
педагогическая
процесса.
компетентность.
Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.
Теоретические знания в области здоровьесберегающих технологий и
умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду
Компетентность в
(урок, кабинет).
области валеологии
Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.
образовательного
Теоретические знания и практические умения по организации учебного
процесса.
и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Компетентность в
Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивасфере медиа-техющими и социализирующими учащихся средствами предмета.
нологии и умения
Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траекпроектировать дитории обучения ученика.
дактическое оснаВладение методиками и технологиями медиа-образования.
щение ОП
Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять
Коммуникативная
направленное результативное взаимодействие в системе «учителькомпетентность.
ученик»
Компетентность в Владение управленческими технологиями (педагогический анализ реобласти управления сурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корсистемой «учитель- ректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного
ученик».
процесса).
Исследовательская Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педакомпетентность.
гогический эксперимент по внедрению инноваций.
Компетентность в
сфере трансляции Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогичесобственного опы- ское сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).
та.
Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.
Акмеологическая
Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для
компетентность.
профессионального роста.
В условиях введения ФГОС содержание этих компетентностей значительно расширяется,
так как усложнен и расширен круг задач учителя, который представлен в таблице 2.
Задачи педагогической деятельности учителя школы по введению ФГОС
Структура
Необходимые
Способы реализации
Новые задачи учителя
ФГОС
изменения
изменений в практике
Требования Введение трех видов Изменение содержания 1. Отбор методов оценик
результатов:
и методов контроля пла- вания
для
создания
4

результатам 1. Предметные резульосвоения
таты.
ООП ООО. 2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального
общего образования.
3. Личностные результаты.
4. Модель выпускника
основной школы как
общие требования к
конечным результатам
основного образования.

1. Направленность содержания
основного
образования на:
- становление основ
гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
- формирование основ
умения учиться и способности к организации
своей деятельности;
Требования
- духовно-нравственное
к
развитие и воспитание
содержанию
обучающихся, предусобразования.
матривающее принятие
ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического
и
духовного
здоровья обучающихся.
2. Перевод содержания
образования в деятельностную парадигму.

нируемых результатов.
Введение новых форм и
методов оценки результатов, ориентированных
на открытость, множественность
субъектов,
накопительный характер
оценки.

1.Разработка
и
реализация программы
духовно-нравственного
развития и воспитания
обучающихся на ступени основного общего
образования, становление их гражданской
идентичности как основы развития гражданского общества.
2. Разработка и реализация программы укрепления физического и
духовного здоровья обучающихся.
3. Разработка и реализация программы формирования УУД обучающихся.
4.
Введение
новых
образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций;
проектных задач; проектные методы обучения
и др.

внутришкольной системы оценки достижения
планируемых
результатов
2.Разработка (отбор) контрольных
материалов
для оценки предметных
планируемых
результатов образования.
3. Составление (выбор)
комплексных
проверочных работ
4. Внедрение новой формы накопительной оценки
(портфолио
учащихся).
5. Обработка результатов
диагностических и комплексных проверочных
работ.
1. Разработка для своего
предмета
программы
развития и воспитания,
нацеленной:
- на становление их
гражданской
идентичности;
- укрепление физического и психического духовного здоровья.
2. Выявление и отбор
способов
и
средств
формирования УУД у
обучающихся
(анализ
учебников, отбор системы заданий и проч.).
3. Разработка (корректировка
и
уточнение
авторских)
рабочих
программ по учебным
предметам.
4.Отбор
и
освоение
образовательных
технологий деятельностного
типа (ТРИЗ, исследовательких, проектных и
др.).

Для того, чтобы педагог овладел системой обозначенных компетентностей и был готов
решать поставленные перед ним задачи на современном этапе развития образования, ему
необходима переподготовка и повышение имеющейся квалификации, ответственность за
5

которую несет методическая служба школы.
В настоящее время наиболее актуальными задачами для системы повышения
квалификации учителей являются:
- принятие идеологии нового государственного образовательного стандарта и
концептуальных подходов к его построению;
- освоение структуры и содержания основных документов нового государственного
стандарта;
- овладение технологиями системно-деятельностного и развивающего обучения;
- обучение новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности
учащихся.
Основными затруднениями являются:
- психологическая и профессиональная готовность учителя к реализации требований
освоения ООП обучающимися;
- реализация требований к результатам освоения ООП основного общего образования по
«старым учебникам»;
- контрольно-измерительные материалы, которые составляют систему оценки в данных
ОС или УМК по реализации требований ФГОС;
- недостаточное методическое обеспечение учителя;
- недостаточное взаимодействие с другими ОУ, имеющими опыт в реализации
требований ФГОС;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока
(авторитарный стиль проведения уроков).
Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко
знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют
основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый
учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным
качествам, поскольку без этого, всѐ остальное может остаться лишь формальным и
дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».

6

№
п/п
1.1

Базовые компетентности
педагога
Вера в силы и
возможности
обучающихся

1.2

Интерес к
внутреннему
миру обучающихся

1.3

Открытость к
принятию других позиций,
точек зрения

1

Приложение 2.
Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов1
Характеристики компетентностей
Показатели оценки компетентности
Данная компетентность является выражением гуманистической
позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога —
раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная
компетентность определяет позицию педагога в отношении
успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать
пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности.
Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к
обучающемуся. Можно сказать, что любить ребѐнка — значит
верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности
Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не
просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей,
но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой
на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою
точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов
гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции

— Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
— умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;
— умение находить положительные стороны у каждого
обучающегося, строить образовательный процесс с опорой
на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;
— умение разрабатывать индивидуально-ориентированные
образовательные проекты

— Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
— умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности
ученика, трудности, с которыми он сталкивается;
— умение построить индивидуализированную образовательную программу;
умение показать личностный смысл обучения с учѐтом индивидуальных характеристик внутреннего мира
— Убеждѐнность, что истина может быть не одна;
интерес к мнениям и позициям других;
— учѐт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

Использованы материалы В. Д. Шадрикова.
7

1.4

Общая культура

1.5

Эмоциональная устойчивость

1.6

Позитивная
направленность на педагогическую деятельность.
Уверенность в
себе

2.1

2.2

3.1

Умение перевести тему
урока в педагогическую задачу
Умение ставить педагогические цели и
задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся
Умение обеспечить успех в

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах
обучающихся
Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно
в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения
классом
В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность

— Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;
знание материальных и духовных интересов молодѐжи;
— возможность продемонстрировать свои достижения;
— руководство кружками и секциями
— В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;
эмоциональный конфликт не влияет на объективность
оценки;
— не стремится избежать эмоционально-напряжѐнных ситуаций
— Осознание целей и ценностей педагогической деятельности;
— позитивное настроение;
желание работать;
— высокая профессиональная самооценка

II. Постановка целей и задач педагогической деятельности
Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целепо— Знание образовательных стандартов и реализующих их
лагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъект- программ;
субъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта — осознание нетождественности темы урока и цели урока;
деятельности, лежит в основе формирования творческой лично— владение конкретным набором способов перевода темы
сти
в задачу
Данная компетентность является конкретизацией предыдущей.
— Знание возрастных особенностей обучающихся;
Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря
— владение методами перевода цели в учебную задачу на
этому связана с мотивацией и общей успешностью
конкретном возрасте

III. Мотивация учебной деятельности
Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои
— Знание возможностей конкретных учеников;
силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных
— постановка учебных задач в соответствии с возможно8

3.2

3.3

деятельности

способов обеспечить позитивную мотивацию учения

Компетентность в педагогическом оценивании
Умение превращать учебную задачу в
личностно значимую

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом
осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без
знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную
позицию в образовании
Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности

4.1

Компетентность в предмете преподавания

4.2

Компетентность в методах преподавания

4.3

Компетентность в субъективных
условиях дея-

стями ученика;
— демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам
— Знание многообразия педагогических оценок;
— знакомство с литературой по данному вопросу;
— владение различными методами оценивания и их применение
— Знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;
— ориентация в культуре;
умение показать роль и значение изучаемого материала в
реализации личных планов

IV. Информационная компетентность
Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей — Знание генезиса формирования предметного знания (искультурой педагога. Сочетание теоретического знания с видени- тория, персоналии,
ем его практического применения, что является предпосылкой
для решения каких проблем разрабатывалось);
установления личностной значимости учения
— возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных
и природных явлений;
— владение методами решения различных задач;
— свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных
Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и
— Знание нормативных методов и методик;
формирования умений, предусмотренных программой. Обеспе— демонстрация личностно ориентированных методов обчивает индивидуальный подход и развитие
разования;
творческой личности
— наличие своих находок и методов, авторской школы;
— знание современных достижений в области методики
обучения, в том числе использование новых информационных технологий;
— использование в учебном процессе
современных методов обучения
Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации
— Знание теоретического материала по психологии, харакобразовательного процесса. Служит условием гуманизации обтеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
разования. Обеспечивает высокую мотивацию академической
— владение методами диагностики индивидуальных осоактивности
бенностей (возможно, со школьным психологом);
9

тельности
(знание учеников и учебных
коллективов)

4.4

Умение вести
самостоятельный поиск информации

5.1

Умение разработать образовательную
программу,
выбрать учебники и учебные комплекты

— использование знаний по психологии в организации
учебного процесса;
— разработка индивидуальных проектов на основе личных
характеристик обучающихся;
— владение методами социометрии;
учѐт особенностей учебных коллективов в педагогическом
процессе;
— знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учѐт в своей деятельности
— Профессиональная любознательность;
умение пользоваться различными информационнопоисковыми технологиями;
— использование различных баз данных в образовательном процессе

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых
педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание
и умение вести самостоятельный поиск
V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
Умение разработать образовательную программу является базо- — Знание образовательных стандартов и примерных провым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает
грамм;
реализацию принципа академических свобод на основе индиви— наличие персонально разработанных образовательных
дуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать программ: характеристика этих программ по содержанию,
образовательные программы в современных условиях невозисточникам информации;
можно творчески организовать образовательный процесс. Обра- — по материальной базе, на которой должны реализовызовательные программы выступают средствами целенаправленваться программы; по учѐту индивидуальных характериного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разстик обучающихся;
работке образовательных программ позволяет осуществлять
— обоснованность используемых образовательных пропреподавание на различных уровнях обученности и развития
грамм;
обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных ком— участие обучающихся и их родителей в разработке обплектов является составной частью разработки образовательных разовательной программы, индивидуального учебного
программ, характер представляемого обоснования позволяет су- плана и индивидуального образовательного маршрута;
дить о стартовой готовности к началу педагогической деятель— участие работодателей в разработке образовательной
ности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитыпрограммы;
вать индивидуальные характеристики обучающихся
— знание учебников и учебно-методических комплектов,
используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;
— обоснованность выбора учебников и учебно10

5.2

Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения:
— как установить дисциплину;
— как мотивировать академическую активность;
— как вызвать интерес у конкретного ученика;
— как обеспечить понимание и т. д. Разрешение педагогических
проблем составляет суть педагогической деятельности.
При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или
интуитивные

VI. Компетенции в организации учебной деятельности
6.1 КомпетентЯвляется одной из ведущих в системе гуманистической педагоность в устагики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию,
новлении
установлению отношений сотрудничества, способность слушать
субъекти чувствовать, выяснять интересы и потребности других участсубъектных
ников образовательного процесса, готовность вступать в помоотношений
гающие отношения, позитивный настрой педагога
6.2 КомпетентДобиться понимания учебного материала — главная задача пеность в обесдагога. Этого понимания можно достичь путѐм включения нопечении понивого материала в систему уже освоенных знаний или умений и
мания педагопутѐм демонстрации практического применения изучаемого магической задатериала
чи и способах
деятельности
6.3 КомпетентОбеспечивает процессы стимулирования учебной активности,
ность в педаго- создаѐт условия для формирования самооценки, определяет
гическом оцепроцессы формирования личностного «Я» обучающегося, пронивании
буждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней
оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других
должна сочетаться с самооценкой педагога

методических комплектов, используемых педагогом
— Знание типичных педагогических ситуаций, требующих
участия педагога для своего решения;
— владение набором решающих правил, используемых для
различных ситуаций;
— владение критерием предпочтительности при выборе
того или иного решающего правила;
— знание критериев достижения цели;
— знание нетипичных конфликтных ситуаций;
— примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;
— развитость педагогического мышления
— Знание обучающихся;
— компетентность в целеполагании;
— предметная компетентность;
— методическая компетентность;
— готовность к сотрудничеству
— Знание того, что знают и понимают ученики;
— свободное владение изучаемым материалом;
— осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;
— демонстрация практического применения изучаемого
материала;
— опора на чувственное восприятие
— Знание функций педагогической оценки;
— знание видов педагогической оценки;
— знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;
— владение методами педагогического оценивания;
— умение продемонстрировать эти методы на конкретных
примерах;
— умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
11

6.4

Компетентность в организации информационной
основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет
необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы
осуществить или организовать поиск необходимой для ученика
информации

6.5

Компетентность в использовании
современных
средств и систем организации учебновоспитательного процесса
Компетентность в способах умственной деятельности

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса

6.6

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися
системой интеллектуальных операций

— Свободное владение учебным материалом;
знание типичных трудностей при изучении конкретных
тем;
— способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;
— умение выявить уровень развития обучающихся;
— владение методами объективного контроля и оценивания;
— умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения
задачи)
— Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;
— умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности
обучающихся, их индивидуальным характеристикам;
— умение обосновать выбранные методы и средства обучения
— Знание системы интеллектуальных операций;
владение интеллектуальными операциями;
— умение сформировать интеллектуальные операции у
учеников;
— умение организовать использование интеллектуальных
операций, адекватных решаемой задаче

12

Приложение 3.
Лист контроля формирования универсальных учебных действий (УУД)
Учитель ___________________
Универсальные учебные действия (2б – формируются на уроке; 1б – частично; 0—нет)
Л-1
Л-2
Л-3
Р-1
Р-2
Р-3
Р-4
Р-5
Р-6
Р-7
К-1
К-2
К-3
К-4

дата
Класс

дата
класс

Личностные действия
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных
и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
планирование— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
коррекция— внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его результата
оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Коммуникативные действия
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
постановка вопросов— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
управление поведением партнера— контроль, коррекция, оценка его действий
13

К-5

ПО
ПО-1
ПО-2
ПО-3
ПО-4
ПО-5
ПО-6
ПО-7
ПО-8
ПЗ
ПЗ-1
ПЗ-2
ПЛ
ПЛ-1
ПЛ-2
ПЛ-3
ПЛ-4
ПЛ-5
ПЛ-6
ПЛ-7
ПЛ-8
ПП
ПП-1
ПП-2

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные универсальные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
поиск и выделение необходимой информации
структурирование знаний
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Знаково-символические действия
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
подведение под понятие, выведение следствий
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
доказательство
выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы
формулирование проблемы
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».