210 2020 Принято: Педагогическим советом Протокол № 1 от 28.08.2020 Утверждаю: Директор школы: Т.И.Каштанова Приказ № 88 от 31.08.2020 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Учебный план (недельный) основной общеобразовательной программы начального общего образования на 2020-2021 учебный год с пятидневной учебной неделей 1-4 классы (ФГОС) Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Учебные предметы 1. Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (Английский) Математика Математика и информатика Обществознание и Естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Окружающий мир Количество часов в неделю классы I II III IV всего 4 4 — 4 4 2 4 4 2 4 3 2 16 15 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 1 1 1 1 4 4 1 3 22 1 3 22 4 12 86 1 23 1 23 4 90 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 Искусство Изобразительное 1 1 искусство Технология 1 1 Технология Физическая культура 3 3 Физическая культура Итого 20 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 211 Учебный план (годовой) основной общеобразовательной программы начального общего образования на 2020-2021 учебный год с пятидневной учебной неделей 1-4 классы (ФГОС) Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебные предметы 1. Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (Английский) Математика Окружающий мир Количество часов в год классы I II III IV всего 132 132 — 136 136 68 136 136 68 136 102 68 540 506 204 132 136 136 136 540 66 68 68 68 270 34 34 34 34 34 102 135 135 135 405 34 782 782 135 3039 3039 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 33 34 34 Изобразительное искусство 33 34 34 Технология 33 34 34 Технология Физическая культура 99 102 102 Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 33 34 34 Итого 693 782 782 Максимально допустимая нагрузка 693 782 782 212 Пояснительная записка к учебному плану ООП НОО Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» 1-4 классы (ФГОС) на 2020-2021 учебный год Учебный план начального общего образования МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» составлен на основе следующих нормативных документов: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года за № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"); Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года за № 373 (ред. от 31 декабря 2015 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Примерные основные образовательные программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. за № 1/15); Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года за № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Письмо Минобрнауки России от 25 мая 2015 года за № 08-761 «Об изучении предметных областей: курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры России»; методических рекомендаций по составлению учебного плана основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализуемых в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия, на 2020/2021 учебный год, письмо ГАУ ДПО Республики Карелия «КИРО» от 25.05.20, №268 приказа Министерства образования РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 “О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”; Устав МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Учебный план разработан в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, установленных СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённых постановлением Главного 213 государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29 июня 2011 года). Учебный план направлен на: -успешное освоение учащимися федеральных государственных образовательных стандартов; -реализацию Программы развития школы, которая предусматривает при изучении школьных предметов широкое использование современных педагогических технологий, всестороннее развитие учащихся и ориентирована на подготовку школьника, адаптированного к требованиям современного общества; - повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Учебный план ориентирован на общеобразовательную подготовку учащихся по традиционной системе обучения УМК «Школа России» и развивающей системе Л.В.Занкова. Учебный (образовательный) план определяет: перечень образовательных областей: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура; соотношение между обязательной (инвариантной) частью, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведённого на образовательную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведённого на образовательную область, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин). максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Базовая часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, обеспечивающих освоение федерального государственного стандарта общего образования: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» (на основе заявлений родителей (законных представителей) выбраны модули «Основы светской этики», «Основы православной культуры»), «Музыка», «Изобразительное искусство», « Технология», «Физическая культура». В соответствии с государственными образовательными стандартами учебный предмет «Иностранный язык» реализуется учебной программой по английскому языку, разработанной на основе УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) (авторы Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), и изучается со 2 класса. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В его содержание дополнительно введены 214 развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов общего образования реализуются в рамках соответствующих учебных предметов компонента: изучаются культурно-исторические особенности родного края, формируются экологические ценности обучающихся, первичные понятия безопасного поведения человека в окружающем мире; осуществляется эстетическое развитие обучающихся, приобщение их к культуре Карелии, ознакомление обучающихся с национальным прикладным творчеством народов Карелии, освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре Карелии. Преподавание ведется по рабочим программам, составленными в соответствии с программами и методическими рекомендациями Министерством образования Российской Федерации. Учебные программы обеспечены необходимыми УМК: учебниками (соответствующими Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях), дидактическими материалами, контрольными заданиями. Имеющиеся разноуровневые дидактические материалы позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Максимальная нагрузка обучающихся соответствует нормативам, обозначенным в учебном плане применительно к 5-дневному режиму работы. В сетке учебного плана сохраняется количество часов на каждый учебный предмет. Основные задачи реализации содержания учебных предметов: Русский язык и литература (русский язык, литературное чтение) - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Иностранные языки (иностранный язык/английский) - Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Математика - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Окружающий мир - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Основы религиозных культур и светской этики – воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Музыка, изобразительное искусство – развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 215 Технология – формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Физическая культура – укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Преподавание ведется по рабочим программам, составленными в соответствии с программами и методическими рекомендациями Министерством образования РФ. Учебные программы обеспечены необходимыми УМК: учебниками (соответствующими Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях), дидактическими материалами, контрольными заданиями. Имеющиеся разноуровневые дидактические материалы позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Максимальная нагрузка обучающихся соответствует нормативам, обозначенным в базисном учебном плане применительно к 5-дневному режиму работы. В сетке учебного плана сохраняется базисное количество часов на каждый учебный предмет Специфика организации учебного процесса: Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебных недели; во 2-4 классах - 34 учебных недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе в феврале устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Продолжительность урока: в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в 1 полугодии: в сентябре первые две недели – по 3 урока в день по 35 минут каждый; вторая половина сентября, октябрь – декабрь – по 4 урока по 35 минут каждый (4 раза в неделю) и 5 уроков по 35 минут каждый - 1 день, в связи с введением 3 часа физической культуры; январь-май – уроки по 40 минут каждый; во 2-4 классах – по 40 минут. Обучение в первых классах осуществляется безотметочно. Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Формами промежуточной аттестации являются: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, ВПР и др.; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа, беседы, собеседования и др.; - комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок; - проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учет учебных достижений учащихся. Финансирование учебного плана осуществляется за счёт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. 216 В 2020-2021 учебном году цели и задачи внеурочной деятельности реализуются через программы следующих кружков: - «Информатика в играх и задачах», - «Мир вокруг нас (английский язык)», - «Умники и умницы», - «Эрудит», - «Русский язык «От Адо Я», - «Литературная гостиная», - Вокальная группа, - Хоккей, - Резьба по дереву, - Народный костюм, - Робототехника. Эколого-биологическое образование, направленное на расширение знаний о живой природе осуществляется через программы СЮН: - Программа «Я – планета» (модуль «Мы жители земли»); - Программа «В гости к природе» («Друзья нашего дома», «Азбука природы», «Планета – Земля», «Природный мир вокруг человека»); - Программа «Юный биолог» (Модуль «Живая природа»). Программа кружков «Литературная гостиная» ставит целью воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Позволяет решить задачи: - пробудить интерес к литературе; - развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность; - способствовать формированию у школьников художественного вкуса; - открыть новые имена поэтов и писателей; - развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью. Занятия в Вокальной группы позволяют привить любовь к вокальному искусству и научиться правильно исполнять вокальные произведения, развивать певческие способности через организацию хорового пения, развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса, правильно и выразительно петь, развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию, создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств. Занятия в кружках «Умники и умницы», «Эрудит» способствуют развитию: - познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; - мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы); - психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; - познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - коммуникативных умений (умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников); - навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. 217 Цель программы кружка «Русский язык «От А до Я» - пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях. В ходе работы кружка решаются задачи: - формирование грамотной и выразительной речи учащихся; - повышение речевой компетентности детей; - развитие интереса к читательской деятельности; - подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку. В занятия кружке «Мир вокруг нас (английский язык)» помогут формированию у обучающихся лексических навыков аудирования, чтения, говорения. Программа кружка предусматривает решение задач: - развивающих: развитие личностной активности, творческого мышления, речевых способностей, мыслительных операций ( прогнозирование, догадка, логика в изложении мысли, обобщение, анализ)обучение приемам познавательной деятельности, навыков вести дискуссию и аргументировать ответ; - учебных: совершенствование диалогической и монологической форм речи, овладение формулами речевого этикета, обучение решению коммуникативных задач, необходимых для ведения диалогов различных типов; - воспитательных: воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе, формирование сознательного отношения к этическим нормам поведения. Программа кружка «Информатика в играх и задачах» позволит увидеть учащимся красоту мира чисел, будет способствовать: - развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; - воспитанию ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - приобретению опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Задачи кружка «Резьба по дереву» - воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, через овладение практическими навыками и умениями художественной обработки древесины, обучить ребят основным приемам художественной обработкой древесины, уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. В ходе усвоения программы «Народный костюм», учащиеся знакомятся с основными видами декоративно-прикладного искусства, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о национальной культуре, формируются профессиональные навыки. Образовательная программа «Робототехника» формирует универсальные (метапредметные) учебные действия учащихся; развивает научно-техническое творчество и инженерно-конструкторское мышление учащихся; содействует развитию исследовательских и проектных навыков учащихся в различных предметных областях знаний; способствует развитию интереса к инженерно-техническим наукам и профессиональной ориентации воспитанников; развивает у учащихся умение коллективного взаимодействия на конечный результат. 218 Через станцию юных натуралистов реализуются программы «В гости к природе» («Друзья нашего дома», «Азбука природы», «Планета – Земля», «Природный мир вокруг человека»); «Я – планета» (модуль «Мы жители земли»); «В гости к природе»; «Юный биолог» (Модуль «Живая природа»). Цель программ: привитие интереса и любви к природе через знакомство с биологическими особенностями растений, животных и взаимосвязи организма с окружающей средой. Задачи: воспитывать нравственную экологическую культуру подрастающего поколения, формирование понимания взаимосвязей в природе. Целью проектной деятельности в рамках изучения предметов математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и в соответствии с планом воспитательной работы, является развитие познавательной активности обучающихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, выявление и развитии способностей лидера и других способностей, способствующих успеху в общественной деятельности, в том числе и в работе органов ученического самоуправления. Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников. Часы внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определённой периодичностью, в том числе в выходные дни и на каникулах. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся начальной школы. 219 220 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)