Принято на заседании педагогического совета. Протокол № 7 от 20.06.2016 Утверждаю Директор МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Приказ № 47 от 20.06.2016 _________________ Т.И.Каштанова Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Положение о школьном методическом объединении педагогов 1. Общие положения 1.1.Школьное методическое объединение (далее - ШМО) является основным структурным подразделением методической службы образовательной организации, объединяющим учителей по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы (учителей, педагогов дополнительного образования, классных руководителей), осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы. 1.2. ШМО создается при наличии не менее трех учителей, преподающих один учебный предмет или образовательную область; возглавляется учителем-предметником (классным руководителем) высшей или первой категории, назначаемым директором школы. ШМО создается, реорганизуется и ликвидируется директором школы по представлению заместителя директора, курирующего методическую работу (заместителя директора по учебно - воспитательной работе). 1.3. ШМО могут быть общешкольными или, при необходимости, дифференцированными по ступеням обучения. 1.4. Деятельность ШМО основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании воспитательно-образовательного процесса. 1.5. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы ШМО определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательной организации. 1.6. ШМО подчиняются непосредственно заместителю директора по УВР. 1.7. В своей деятельности ШМО руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ, ст.30, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора. 2. Задачи ШМО учителей-предметников. 2.1. Целью деятельности ШМО является создание условий для творческой работы учителей над повышением уровня профессиональной квалификации, эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин, улучшения образовательного процесса, гарантирующих качественное обучение учащихся. 2.2. Деятельность ШМО направлена на выполнение следующих задач: - обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; - постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы; - проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности; - выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания; обеспечивать постоянное освоение современной педагогической теории и практики; - создавать условия для самообразования учителей. 3. Содержание деятельности. 3.1. Изучение нормативной методической документации по вопросам образования 3.2. Организация работы педагогических работников по изучению новых образовательных стандартов по предметам, освоению нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы; 3.3. Диагностика затруднений учителей, воспитателей, классных руководителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей. 3.4. Планирование и анализ деятельности. 3.5. Разработка рекомендаций по вопросам содержания, методов и форм организации воспитательно-образовательной деятельности; повышения эффективности организации учебно-воспитательной работы на основе анализа образовательной деятельности по предметам. 3.6. Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.). 3.7. Отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания, участие в разработке вариативной части учебного плана. 3.8. Разработка, рецензирование, первичная экспертиза учебных программ, методических пособий, технологий и др. 3.9. Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта, проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках. 3.10. Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов ШМО, и ШМО в целом. 3.11. Совершенствование педагогического мастерства учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, руководство педагогической мастерской, временными творческими коллективами учителей. 3.12. Участие в аттестации педагогических работников. 3.13. Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах. 3.14. Организация открытых уроков, занятий, мастер-классов по определенной теме. 3.15.Выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету. 4. Организация работы ШМО. 4.1. Для организации своей работы ШМО избирает руководителя (председателя). Руководитель ШМО выбирается его членами из числа авторитетных педагогов, имеющих, как правило, высшую или первую квалификационную категорию. 4.2. ШМО планирует свою работу на год. В годовой план работы ШМО включаются график проведения его заседаний, цикл открытых уроков по заданной и определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее четырех заседаний ШМО учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков или внеклассных мероприятий. 4.3. В конце учебного года руководитель анализирует работу предметного объединения и представляет анализ на методическом Совете. 5. Основные формы работы ШМО К основным формам работы в ШМО относятся: 5.1. Коллективные: - методические семинары - методические недели - научно-практические конференции - педагогические чтения - методические выставки - мозговой штурм - эстафета педагогического мастерства 5.2 Групповые: - взаимопосещение уроков - мастер классы - открытые уроки - «круглый стол» - методический диалог 5.3. Индивидуальные - собеседование - самоанализ - консультации - самообразование -курсовая переподготовка - наставничество 6. Права ШМО. ШМО имеет право: - вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в школе; - вносить предложения руководству школы по распределению учебной нагрузки по предмету при тарификации, оплате труда педагогических сотрудников за заведование учебными кабинетами, -вносить предложения руководству школы по организации углублённого изучения предмета в отдельных классах, -рекомендовать к публикации материалы о передовом педагогическом опыте, накопленном в ШМО; - выдвигать от ШМО учителей для участия в конкурсах профессионального мастерства; -рекомендовать к поощрению учителей - членов ШМО за активное участие в инновационной деятельности; - рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации. 7. Обязанности членов ШМО. Каждый учитель должен являться членом одного из ШМО и иметь собственную программу профессионального самообразования. Он обязан: - участвовать в заседаниях ШМО, практических семинарах и мероприятиях, проводимых по плану районного ШМО; - участвовать в работе по повышению уровня своего профессионального мастерства; - знать основные тенденции развития методики преподавания предмета; - владеть основами самоанализа педагогической деятельности. 8. Критерии оценки ШМО (приложение 1) 8.1. Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью 8.2. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве 8.3. Положительная динамика качества обучения 8.4. Овладение современными методами обучения и воспитания 8.5. Обобщение и распространение передового педагогического опыта 9. Документация и отчетность ШМО. Методическое объединение должно иметь следующие документы: 1) положение о ШМО; 2) анализ работы ШМО за прошедший год; 3) план работы ШМО на текущий учебный год; 4) тема (проблема) методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год. 5) сведения о темах самообразования учителей - членов ШМО; 6) банк данных об учителях ШМО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание); 7) график прохождения аттестации учителей на текущий год и перспективный план аттестации учителей ШМО; 8) протоколы заседаний ШМО; 9) график проведения текущих контрольных работ. 10) график административных контрольных работ, графики приема зачетов. 11) график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями ШМО (утверждает директором школы), 12) банк ППО (передового педагогического опыта) по предмету. 13) план проведения предметной недели. 14) график повышения квалификации учителей ШМО на текущий год и перспективный план повышения квалификации учителей ШМО; 15) адреса профессионального опыта членов ШМО; 16) сведения о профессиональных потребностях учителей ШМО; 17) план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в ШМО; 18) информационные и аналитические справки, диагностика мониторинга образовательного процесса; 19) информацию об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении; 20) утвержденные авторские программы педагогов - членов ШМО. 21) Анализ деятельности ШМО представляется в конце учебного года администрации школы. 10. Контроль деятельности ШМО. 10.1. Контроль деятельности методических объединений осуществляется директором школы, его заместителями по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором школы. 11. Срок действия положения 11.1. Срок действия данного положения не ограничен. Приложение 1 Оценка деятельности школьных методических объединений учителей-предметников План-задание для проведения тематической проверки «Работа ШМО учителей» Цель проверки: Оценить уровень деятельности (оптимальный, удовлетворительный, критический, неудовлетворительный) ШМО учителей. Задачи: • оценить текущий уровень работы ШМО; • оказать помощь руководителю ШМО в организации работы; • оценить работу ШМО по повышению учебной мотивации учащихся и качества образования. Основание проведения проверки: план работы школы. Способы сбора информации: • анализ протоколов заседаний и другой документации ШМО; • анкетирование учителей; • посещение заседания ШМО и мероприятий, проводимых членами ШМО. Срок проведения: ______________ Объект проверки: работа руководителя (председателя) ШМО учителей. Результаты инспектирования: итоговая справка. Рассматриваемые вопросы: 1. Организационная работа ШМО: • составление плана работы ШМО; • ведение и оформление протоколов заседаний и другой документации в соответствии с Положением о методическом объединении. 2. Учебно-методическая работа: • организация работы по изучению, обобщению и внедрению передового опыта; • ознакомление с новинками методической, психолого-педагогической, научно-популярной литературы; • организация открытых уроков; • методическое обеспечение учебного процесса. 3. Внеклассная и внешкольная работа: • эффективность используемых членами ШМО форм и методов организации и проведения внеклассных мероприятий; • участие обучающихся в районных, городских, республиканских предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, конференциях. 4. Участие ШМО в разработке общешкольной методической темы. 5. Реализация в практической деятельности педагогов задач, поставленных перед методическим объединением. Таблица 1 Критерии и уровни оценки деятельности методических объединений учителей Критерии Уровни УдовлетвориОптимальный (3 Критический тельный (2 балла балла за каждый (1 балл за кажза каждый крикритерий, выражендый критерий, терий, выраженный в полном объевыраженный в ный в полном ме) полном объеме) объеме) Неудовлетворительный (0 баллов) 1. Повышение Систематически прово- Периодически про- Работа по повыше- Работа по повыквалификации дится работа по повы- водится работа по нию квалификации шению квалифипедагогов шению квалификации повышению квали- проводится от слу- кации учителей педагогов. Все учителя фикации учителей. чая к случаю. Часть не проводится. занимаются самообра- Все педагоги зани- педагогов занима- Педагоги пракзованием, на курсах в маются самообразо- ются самообразо- тически не занисоответствии с основ- ванием, периодиче- ванием, некоторые маются самообными проблемами обра- ски учатся на курсах из них учатся на разованием и не зовательного процесса в повышения квали- курсах повышения посещают курсы школе фикации квалификации повышения квалификации 2. Посещение Регулярно посещаются, Уроки посещаются, Уроки посещаются Уроки учителей уроков руково- анализируются уроки, анализируются, вы- и анализируются не посещаются дителем ШМО, вырабатываются реко- рабатываются реко- только руководитеорганизация мендации. Имеются пе- мендации, но дея- лем ШМО. Взаивзаимопосеще- дагоги-наставники, ко- тельность эта не но- мопосещения урония уроков торые ведут занятия сит системного ха- ков не практикуют«Школы молодого спе- рактера ся циалиста» 3. Качество Качество знаний и сте- Качество знаний и Качество знаний и Качество знаний, знаний, степень пень обученности уча- степень обученно- степень обученно- степень обученобученности щихся находятся на сти учащихся ста- сти учащихся ста- ности учащихся учащихся по стабильно хорошем бильны, но не нахо- бильны, но в от- снижаются или предмету уровне, в отдельных дятся на низком дельных классах стабильно нахоклассах повышаются уровне снижаются дятся на низком уровне 4. Факульта- Систематически прово- Систематически ор- Занятия факульта- Занятия факультивная и вне- дятся занятия факульта- ганизуются занятия тивов проводятся тативов практиурочная дея- тивов. Внеурочная дея- факультативов; вне- от случая к случаю, чески не провотельность тельность проводится урочная деятель- внеурочная дея- дятся, внеурочпо нескольким направ- ность проводится по тельность носит ная деятельность лениям во всех парал- нескольким направ- эпизодический ха- не организуется лелях классов лениям, но не во рактер всех классах или проводится не регулярно 5. Методиче- Ежегодно планируется Периодически раз- Эпизодически раз- Методические ская продукция и регулярно осуществ- рабатываются мето- рабатываются ме- пособия для пеляется разработка мето- дические пособия, тодические пособия дагогов, учащихдических пособий, ре- рекомендации для для педагогов и ся не разрабатыкомендаций для педаго- педагогов, учащихся учащихся ваются гов и учащихся по различным проблемам 6. Работа ШМО Данная работа система- Данная работа про- Данная работа про- Данная работа не по изучению, тически планируется и водится, но не пла- водится от случая к проводится обобщению и проводится нируется заранее случаю распространению опыта лучших педагогов 7. Отношение Педагоги, входящие в Педагоги понимают Педагоги понима- Отсутствие духа педагогов к методическое объеди- значимость методи- ют, что методиче- творчества, педаработе в мето- нение, являются груп- ческой работы, при- ской работой зани- гоги считают, что дическом объ- пой единомышленни- нимают активное маться нужно, но методическая единении ков, придающих боль- участие в организо- делают это без же- работа — пустая шое значение методиче- ванных мероприя- лания трата времени ской работе тиях 8. Ведение до- Ведется полностью в Ведется в основном Частично соответ- Ведется, но не сокументации соответствии с Положе- в соответствии с ствует Положению ответствует ПолоШМО нием о методическом Положением о ме- о методическом жению о методиобъединении тодическом объеди- объединении ческом объединенении нии 9. Проведение Все заседания ШМО Проведены все засе- Проведена большая Заседания ШМО заседаний проведены согласно дания ШМО, на ко- часть из запланиро- проводятся от ШМО плану работы. Выпол- торых рассмотрено ванных заседаний случая к случаю. нение решений заседа- большинство из за- ШМО, на которых Выполнение рений контролируется, планированных во- рассмотрены основ- шений заседаний отслеживаются резуль- просов. Выполнение ные вопросы рабо- не контролируеттаты деятельности педа- решений заседаний ты. Выполнение ре- ся, результаты гогов — участников в основном контро- шений заседаний деятельности пеШМО лируется, отслежи- контролируется от дагогов — участваются результаты случая к случаю, ников ШМО не деятельности педа- результаты деятель- отслеживаются гогов — участников ности педагогов — ШМО участников ШМО отслеживаются нерегулярно 10. Посещае- Все педагоги посещают Большинство педа- Заседания ШМО Заседания ШМО мость заседа- заседания ШМО, кроме гогов посещает за- регулярно посещает регулярно посений ШМО отсутствующих по бо- седания ШМО половина педагогов щает меньше полезни или другим уваловины педагожительным причинам гов Итоги оценки: 30–26 баллов — методическое объединение работает на оптимальном уровне. 25–18 баллов — методическое объединение работает на удовлетворительном уровне. 17–9 баллов — методическое объединение работает на критическом уровне. Менее 9 баллов — методическое объединение работает неудовлетворительно. Форма самоотчета о деятельности школьного ШМО (оформляет руководитель ШМО) Цели самоотчета: • провести самоанализ деятельности ШМО; • оценить результативность его работы; • наметить пути совершенствования деятельности ШМО. Самоотчет предусматривает анализ следующих позиций: 1. Цель, задачи, которые ставились перед методическим объединением. 2. Методическая тема, над которой работало методическое объединение, насколько она согласуется с методической темой школы. 3. Сколько заседаний ШМО проведено? Тематика заседаний. Насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи? 4. Кто, в какой форме, с какой целью проводил открытые уроки? Результативность открытых уроков. 5. Состояние преподавания и качество знаний обучающихся в динамике. Причины наиболее высоких и наиболее низких показателей по классам (Ф.И.О. учителя, интеллектуальные возможности классов, профессионализм и система работы учителя). 6. Эффективность внеклассной работы по предмету. 7. Участие обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, конференциях. Результативность данного участия в динамике. 8. Какие формы работы с кадрами успешно используются в методическом объединении? 9. Какие инновации внедряются в работу ШМО? 10. Работа по методическому обеспечению учебного и воспитательного процессов. 11. Какие новые учебные программы осваиваются учителями — членами ШМО, ведется ли преподавание по авторским программам? 12. Микроклимат в методическом объединении. 13. Проблемы, над которыми предстоит работать членам ШМО в следующем учебном году. Памятка для изучения плана работы школьного ШМО учителей При анализе плана работы необходимо дать ответы на перечисленные ниже вопросы: 1. Имеется ли анализ работы за предыдущий год? 2. Насколько задачи, поставленные в плане работы на текущий год, вытекают из анализа прошлой работы и обозначившихся при этом проблем? 3. Запланированы ли следующие мероприятия: • работа по изучению и внедрению передового педагогического опыта и новых технологий обучения, обобщение опыта работы педагогов ШМО; • открытые уроки педагогов; • работа по самообразованию учителей; • повышение квалификации педагогов внутри ШМО и за его пределами; • внеклассная воспитательная работа по предмету; • работа по совершенствованию оснащения предметных кабинетов; • деятельность по совершенствованию организации уроков, открытые уроки; • работа по внедрению новых форм проверки знаний, умений и навыков учащихся. Памятка по анализу самообразовательной работы учителей в методическом объединении В ходе анализа необходимо дать ответы на следующие вопросы: 1. Имеется ли у каждого члена ШМО индивидуальная тема для самообразования? 2. Насколько она связана с общешкольной методической темой? 3. Когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу? 4. Практическая значимость работы над темой, например, выступление с докладом на заседании ШМО, педсовета, методического совета, написание авторской программы, методических рекомендаций, реферата и т.д. Можно предложить учителям самостоятельно оценить работу своего ШМО. Они заполняют анкету (см. таблицу 2), отвечая на вопросы которой, каждый педагог оценивает различные мероприятия ШМО по трем позициям. 1. Полезность проведенного дела. Каждое мероприятие оценивается по трехбалльной системе: 3 балла — очень полезно и интересно; 2 балла — полезно частично и интересно; 1 балл — не полезно, но интересно; 0 баллов — и не полезно, и не интересно. 2. Коэффициент личного участия. Оценивается следующим образом: 3 балла — активный участник; 2 балла — участвовал в отдельных мероприятиях; 1 балл — присутствовал на заседаниях, но участия в работе, как правило, не принимал; 0 баллов — на заседаниях не присутствовал, участия в подготовке мероприятий не принимал. 3. Предложения об улучшении деятельности. Предложения могут носить как критический характер, типа «мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год», так и конструктивный — «предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему». Таблица 2. Лист оценки педагогами деятельности ШМО Оценка полез- Коэффициент Наименование события (примерный Анализ и пред№ ности прове- личного учавариант) ложения денного дела стия 1) План работы ШМО 2) Тематика заседаний ШМО 3) Работа по повышению квалификации педагогов внутри ШМО 4) Анализ качества знаний, степени обученности учащихся по предмету 5) Внеурочная деятельность ШМО 6) Обобщение, распространение передового опыта 7) Часы ознакомления с новой педагогической методической литературой 8) Организация и проведение открытых уроков членами ШМО 9) Лекции приглашенных специалистов 10) Другие мероприятия (перечислить)