Принято: Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.21 Утверждаю: Директор школы: Г.Н. Макерова Приказ №79 от 30.08.2021 Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Учебный план внеурочной деятельности к основной общеобразовательной программе основного общего образования на 2021-2022 учебный год Количество часов в неделю Направления/ форма реализации общекультурное духовнонравственное социальное общеинтеллектуальное 5 Акварелька Развивайте дар слова Я познаю силу слова "Теория и практика написания творческих работ" "Устная языковая практика. Английский язык" "Методы географического исследования" Сложные вопросы общей биологии "За страницами учебника обществознания" Математика для всех 6 7 8 9 2ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 2ч 2ч Количество часов в год Количество часов в год Направления/ форма реализации общекультурное духовнонравственное социальное общеинтеллектуальное Акварелька Развивайте дар слова Я познаю силу слова "Теория и практика написания творческих работ" "Устная языковая практика. Английский язык" "Методы географического исследования" Сложные вопросы общей биологии "За страницами учебника обществознания" Математика для всех 5 6 7 8 9 68ч 34ч 34ч 68ч 34ч 34ч 34ч 68ч 68ч Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(в ред. Приказа Минобрнауки России №1644 от 29.12.2014 № 215), образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. План внеурочной деятельности основного общего образования МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и на основе примерного учебного плана основного общего образования («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа») (в ред. от 31 декабря 2015 года № 1577); - приказа Минобрнауки России от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»; - в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ, 28 сентября 2020 г. № 28. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Цели, задачи, принципы и формы внеурочной деятельности в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Учебный план внеурочной деятельности организуется с учѐтом индивидуальных возможностей обучающихся и направлен на решение следующих задач: 1) расширение общекультурного кругозора; 2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; 3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности; 4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; 5) участие в общественно значимых делах; 6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования; 7) создание пространства для межличностного общения № 1 2 3 4. Направления Решаемые задачи Формы организации внеурочной девнеурочной деятельноятельности сти Общеинтеллек- Формирование мировоззрения, эруди- экскурсии, туальное ции, кругозора. Обогащение запаса уча- викторины, щихся языковыми знаниями. проекты к урокам, доклады, сообщения, знакомство с библиотекой. Социальное Формирование таких ценностей как по- творческие акции, знание, истина, целеустремленность, со- экскурсии, циально - значимой деятельности. конкурсы, выставки ОбщекультурРазвитие эмоциональной сферы ребенка, рисунков, поделок и ное чувства прекрасного, творческих способ- творческих работ учаностей, формирование коммуникативной щихся, тематические беседы и общекультурной компетенций Духовно – Привитие любви к Отечеству, малой Ро- по культуре поведения нравственное дине, формирование гражданской ответ- и речи, ственности, чувства патриотизма, фор- концерты. мирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная деятельность может быть организована по видам: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное обще- ние; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, В 2021 - 2022 учебном году цели и задачи внеурочной деятельности реализуются через программы следующих кружков: Акварелька -5-6 кл Развивайте дар слова -8 кл Я познаю силу слова – 9 кл "Теория и практика написания творческих работ" – 9 кл "Устная языковая практика. Английский язык" - 9 кл "Методы географического исследования" - 9 кл Сложные вопросы общей биологии - 9 кл "За страницами учебника обществознания"- 9 кл Математика для всех- 9 кл Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию. Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы. Цель данной программы: создание необходимой речевой среды для творческой самореализации, социализации обучающихся. Задачи курса: Обучающие Развивать и формировать языковую личность. Развивать интерес к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности. Формировать понимание важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Формировать умения интерпретировать текст. Создавать ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности. Расширять знания, умения, навыки по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису). Развивать творческие способности школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения. Выявлять литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста. Воспитывающие Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю. Воспитывать потребность в речевом самосовершенствовании. Развивающие Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал. Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком. Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.). Развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете. Развивать представления о прекрасном в языке и речи. Внеурочные занятия кружке «Языковая практика. Английский язык» помогут формированию у обучающихся лексических навыков аудирования, чтения, говорения. Программа кружка предусматривает решение задач: - развивающих: развитие личностной активности, творческого мышления, речевых способностей, мыслительных операций ( прогнозирование, догадка, логика в изложении мысли, обобщение, анализ)обучение приемам познавательной деятельности, навыков вести дискуссию и аргументировать ответ; - учебных: совершенствование диалогической и монологической форм речи, овладение формулами речевого этикета, обучение решению коммуникативных задач, необходимых для ведения диалогов различных типов; - воспитательных: воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе, формирование сознательного отношения к этическим нормам поведения. Программы кружков «Я познаю силу слова», "Теория и практика написания творческих работ", "Методы географического исследования", «Сложные вопросы общей биологии», "За страницами учебника обществознания", «Математика для всех» направлены на развитие: - навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности; - познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; - коммуникативных умений (умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников). Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности школьников. Часы указанных в таблице форм внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Недельный объем нагрузки внеурочной деятельности Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 до 10 часов. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определѐнной периодичностью, в том числе в выходные дни и на каникулах. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся основной школы Промежуточная аттестация обучающихся проводится с использованием контрольноизмерительных материалов, разработанных педагогом в программе курса внеурочной деятельности. В зависимости от специфики, вида аттестации формы проведения могут быть следующие: Направление внеурочной деятельности Формы промежуточной аттестации Духовно-нравственное Тесты, защита проекта, читательская конференСоциальное ция, спектакль, участие в конкурсах, фестиваля, Общеинтеллектуальное проведение экскурсии Общекультурное Финансирование учебного плана осуществляется за счѐт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях