Принято на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 29.08.2014 Утверждаю Директор МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Приказ № 59 от 01.09.2014 _________________ Т.И.Каштанова Положение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся 1 класса образовательного учреждения 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Письмом Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13, Уставом МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1». 1.2. Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития младших школьников. 1.3. Основной целью безотметочного обучения в школе считать формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности, т.е. умения учиться. 1.4. В соответствии с Уставом школы в 1 классе исключается система бального (отметочного) оценивания и в классные журналы количественная оценка не выставляется. Безотметочное обучение (оценивание) – система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников. 1.5. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются: – критериальность , критерии должны быть однозначными и предельно четкими. – приоритет самооценки – в учебной деятельности наряду с внешней оценкой (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя; – непрерывность – с учетом непрерывности образовательной деятельности, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию деятельности на пути к конечному результату. При этом обучающийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении; – сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная оценка позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения обучающегося с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей; – естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. 1.6. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольнооценочной деятельности. 2. Контроль и оценка уровня развития обучающихся 2.1. Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов обучающихся за текущий и предыдущий периоды. 2.2. Основными показателями развития обучающихся являются: – сформированность учебно-познавательного интереса; –сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно–потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения; – сформированность общеучебных умений; – способность определять границы своего знания-незнания; – сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности; – способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи; – самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям; – способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. 2.3.Динамика развития обучающихся фиксируется учителем на основе итоговых проверочных работ и результатов педагогической диагностики. 3. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся 3.1.Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми. 3.2.Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества предмета учеником и не подразумевают сравнение его с другими детьми. 3.3. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды контроля: – стартовые и итоговые проверочные работы; – текущие проверочные работы; - тематические проверочные работы; – тестовые диагностические работы; – устный опрос; – проверка сформированности навыков чтения; - самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике. - графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.; 3.4. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика . 3.5. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. 3.6. Для того чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому учебному предмету. В «Портфолио обучающихся» отмечается усвоение обучающимися конкретных знаний и умений. Никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает. 3.7. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений обучающихся. 3.8. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы. 3.9.В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее: – динамику развития обучающихся за учебный период; – уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам; – уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности обучающихся; – сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; - выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 4. Права и обязанности участников контрольно-оценочной деятельности 4.1. Между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 4.2. Права и обязанности обучающихся 4.2.1. Обучающиеся имеют право: – на собственную оценку своих достижений и трудностей; – на оценку своей работы учителем; – на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни; – на ошибку и время для ее ликвидации; – на участие в разработке критериев оценивания своей работы; – на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий; – на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности. 4.2.2. Обучающиеся обязаны: – по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; – осваивать способы осуществления контроля и оценки; – иметь рабочие тетради, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика. 4.3. Права и обязанности учителя 4.3.1.Учитель имеет право: – иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся; – самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений обучающихся. 4.3.2. Учитель обязан: – соблюдать основные Положения безотметочного обучения; – соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся; – работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки; – оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; – фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений; - на родительских собраниях учитель знакомит родителей обучающихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, называют преимущества безотметочной системы обучения; - для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации. 4.4. Права и обязанности родителей 4.4.1. Родитель имеет право: – знать о принципах и способах оценивания достижений в школе; – получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка; – получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребенка; - по желанию родителей учитель может оценить успеваемость каждого ученика по пятибалльной системе на основании результатов, полученных в ходе текущего, тематического и итогового контроля, однако результаты оценки обучающимся не сообщаются. 4.4.2. Родитель обязан: – соблюдать такт по отношению к ребенку; – информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; – посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)