3. 3. Система условий реализации основной образовательной программы
Условия, созданные в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1», реализующей основную
образовательную программу среднего общего образования:
• соответствуют требованиям Стандарта;
• обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы общеобразовательного учреждения и реализацию
предусмотренных в ней образовательных программ;
• учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную
структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем
образовании.
3.3.1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной
программы
Характеристика
укомплектованности
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными
работниками
Образовательная организация укомплектовывается кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой
образовательной организации, и способными к инновационной профессиональной
деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего
общего образования.
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей
основную образовательную программу, создаются условия:
для
реализации
электронного
обучения,
применения
дистанционных
образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность
восполнения недостающих кадровых ресурсов;
оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной
поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной
образовательной программы, использования инновационного опыта других организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
стимулирования непрерывного личностного профессионального роста и
повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической
культуры, использования ими современных педагогических технологий;
повышения эффективности и качества педагогического труда;
выявления,
развития
и
использования
потенциальных
возможностей
педагогических работников;
осуществления мониторинга результатов педагогического труда.
Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего
общего образования может строиться по схеме:
- должность;
- должностные обязанности;
- количество работников в образовательной организации (требуется/имеется);
- уровень работников образовательной организации: требования к уровню
квалификации, фактический уровень.
Образовательная организация с учетом особенностей педагогической деятельности по
проектированию и реализации образовательной деятельности составляет перечень
необходимых должностей в соответствии с ЕКС и требованиями профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Результативность деятельности педагогических работников может оцениваться по
схеме:
критерии оценки;
содержание критерия;
показатели/индикаторы.
Вариант:
Результативность
деятельности
педагогических
работников
оценивается в соответсвии с разработанным в образоват. Организации Положением
об оцпенке эффективности труда педагогических работников.
Показатели и индикаторы могут быть разработаны образовательной организацией
на основе планируемых результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в
соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательной
организации. Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в
том числе развития УУД, а также активность и результативность их участия во
внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе
разновозрастных проектах, школьном самоуправлении, волонтерском движении.
Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся
может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
При оценке качества деятельности педагогических работников могут также
учитываться:
- востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и их
родителями (законными представителями);
- использование учителями современных педагогических технологий, в том числе
ИКТ и здоровьесберегающих;
- участие в методической и научной работе;
- распространение передового педагогического опыта;
- повышение уровня профессионального мастерства;
- работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся;
- руководство проектной деятельностью обучающихся;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.
Описание уровня квалификации педагогических, руководящих и иных работников
организации, осуществляющей образовательную деятельность
Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой
занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам
ЕКС и требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» по соответствующей должности.
Соответствие уровня квалификации работников образовательной организации,
реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к
квалификационным категориям, а также занимаемым ими должностям, устанавливается
при их аттестации.
Квалификация
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, должна отражать:
компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах
обучения;
сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на
педагогическую деятельность;
общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности,
влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу,
должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для реализации
требований ФГОС СОО и успешного достижения обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:
- обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также
самомотивирования обучающихся;
- осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью
современных информационно-поисковых технологий;
- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и
дидактические материалы;
- выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать
обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых
образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или)
этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
- оценивать деятельность обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного
мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать
учебно-практические и учебно-познавательные задачи;
- интерпретировать результаты достижений обучающихся;
- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и
повышения квалификации педагогических и руководящих работников организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
реализующей
основную
образовательную программу
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного
кадрового потенциала образовательной организации является обеспечение в соответствии
с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного
педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.
Непрерывность
профессионального
развития
работников
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
реализующей
основную
образовательную программу среднего общего образования, обеспечивается освоением
ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три года.
В основной образовательной программе образовательной организации представлены
планы-графики, включающие различные формы непрерывного повышения квалификации
всех педагогических работников, а также графики аттестации кадров на соответствие
занимаемой должности и квалификационную категорию в соответствии с приказом
Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «О порядке аттестации педагогических
работников государственных и муниципальных образовательных организаций», а также
методикой оценки уровня квалификации педагогических работников.
Для этого используются различные образовательные организации, имеющие
соответствующую лицензию.
Формами повышения квалификации могут быть:
- послевузовское обучение в высших учебных заведениях, в том числе в магистратуре,
аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации;
- стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по
отдельным направлениям реализации основной образовательной программы;
- дистанционное образование; участие в различных педагогических проектах;
создание и публикация методических материалов и др.
Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе ее
реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности
педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения
стимулирующей части фонда оплаты труда.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность
работников образования к реализации ФГОС СОО:
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей
современного образования;
освоение системы требований к структуре основной образовательной программы,
результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов
образовательной деятельности обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ФГОС СОО.
Одним из условий готовности образовательной организации к введению ФГОС СОО
является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение
деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС СОО. Организация
методической работы может планироваться по следующей схеме: мероприятия,
ответственные, форма подведения итогов, анализ и использование результатов на
уроках и во внеурочной работе. Методическая работа более детально планируется на
учебный год и утверждается педагогическим советом образовательной организации.
Вариант: методическая работа детально планируется на учебный год и утверждается
педагогическим советом образовательной организации.
При этом могут быть использованы мероприятия:
- семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС СОО;
- тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной
профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС СОО;
- заседания методических объединений учителей по проблемам введения ФГОС СОО;
- конференции участников образовательных отношений и социальных партнеров
образовательной организации по итогам разработки основной образовательной
программы, ее отдельных разделов, проблемам апробации и введения ФГОС СОО;
- участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной
программы образовательной организации;
- участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в
условиях внедрения ФГОС СОО и новой системы оплаты труда;
- участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажерских
площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным
направлениям введения и реализации ФГОС СОО.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в
разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического
советов, решения педагогического
рекомендации, резолюции и т. д.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Специалисты
совета,
презентации,
приказы,
инструкции,
Функции
Административный Обеспечивает условия для эффективной работы,
персонал
организует контроль и текущую организационную работу.
Педагоги
Организация условий для успешного продвижения
обучающегося в рамках образовательного процесса
Библиотекарь
Обеспечивает доступ к информации, участвует в процессе
воспитания культурного и гражданского самосознания,
содействует
формированию
информационной
компетентности учащихся путѐм обучения поиска, анализа,
оценки и обработки информации
Учитель - логопед
Организация условий для успешного продвижения ребѐнка
в рамках образовательного процесса
Социальный
Организация условий для успешного продвижения ребѐнка
педагог
в рамках образовательного процесса
Психолог - педагог
3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы
Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной
деятельности при получении среднего общего образования
Обеспечение преемственности в формах организации деятельности обучающихся как в
урочной, так и во внеурочной работе требует сочетания форм, использовавшихся на
предыдущем этапе обучения, с новыми формами. На уровне среднего общего образования
целесообразно применение таких форм, как учебное групповое сотрудничество, проектноисследовательская деятельность, ролевая игра, дискуссии, тренинги, практики,
конференции с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять
выбор характера самостоятельной работы.
Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся
Обеспечение преемственности должно осуществляться с учетом возрастных
психофизических особенностей обучающихся на уровне среднего общего образования. На
уровне среднего общего образования меняется мотивация, учеба приобретает
профессионально-ориентированный характер.
Направления работы должны предусматривать мониторинг психологического и
эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений в
личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической
помощи обучающимся, испытывающим разного рода трудности.
Формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
обучающихся, педагогических и административных работников, родителей
(законных представителей) обучающихся
С целью обеспечения поддержки обучающихся проводится работа по формированию
психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) осуществляется через тематические
родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, психологопедагогические консилиумы, круглые столы, презентации классов, посещение уроков и
внеурочных мероприятий. Психологическая компетентность родителей (законных
представителей) формируется также в дистанционной форме через Интернет.
Психологическое просвещение обучающихся осуществляется на психологических
занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультациях, дистанционно.
Вариативность
направлений
психолого-педагогического
сопровождения
участников образовательных отношений
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся
можно отнести:
сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
развитие экологической культуры;
дифференциацию и индивидуализацию обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
выявление и поддержку одаренных обучающихся, поддержку обучающихся с
особыми образовательными потребностями;
психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной
сферы деятельности;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
поддержку объединений обучающихся, ученического самоуправления.
Важной составляющей деятельности образовательных организаций является
психолого-педагогическое сопровождение педагогов. Оно осуществляется с целью
повышения психологической компетентности, создания комфортной психологической
атмосферы в педагогическом коллективе, профилактики профессионального выгорания
психолого-педагогических кадров.
Значительное место в психолого-педагогическом сопровождении педагогов занимает
профилактическая работа, в процессе которой педагоги обучаются установлению
психологически грамотной системы взаимоотношений с обучающимися, основанной на
взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам
формирования адекватной Я-концепции, разрешения проблем, оказания психологической
поддержки в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами.
По вопросам совершенствования организации образовательных отношений проводится
консультирование (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий),
лекции, семинары, практические занятия.
Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения
При
организации
психолого-педагогического
сопровождения
участников
образовательных отношений на уровне среднего общего образования можно выделить
следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное,
групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Система психологического сопровождения строится на основе развития
профессионального взаимодействия психолога и педагогов, специалистов; она
представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурносодержательных компонентов, психолого-педагогических условий, показателей,
охватывающих всех участников образовательных отношений: учеников, их родителей
(законных представителей), педагогов.
Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников
образовательных отношений
Основными формами психолого-педагогического сопровождения могут выступать:
- диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося,
которая может проводиться на этапе перехода ученика на уровень среднего общего
образования и в конце каждого учебного года;
- консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется педагогом и
психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной
организации;
- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная
работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
3.3.3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы среднего
общего образования
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего
общего образования включает в себя:
- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного
общедоступного среднего общего образования;
- исполнение
требований
ФГОС
СОО
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность;
- реализацию обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений, включая выполнение
индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего
общего образования отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации
основной образовательной программы среднего общего образования, а также механизм их
формирования.
Расчет нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативных
затрат оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации образовательной
программы среднего общего образования осуществляется по направленности (профилю)
основной образовательной программы среднего общего образования с учетом форм
обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных
технологий, специальных условий получения образования обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья,
обеспечения
дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных
условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных
предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей организации и
осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в
расчете на одного обучающегося.
3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
формируются с учетом требований ФГОС СОО и Санитарно-эпидемиологических правил.
Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы:
обеспечивают формирование единой мотивирующей интерактивной среды как
совокупности имитационных и исследовательских практик, реализующих через
техносферу образовательной организации вариативность, развитие мотивации
обучающихся к познанию и творчеству (в том числе научно-техническому), включение
познания в значимые виды деятельности, а также развитие различных компетентностей;
учитывают:
- специальные потребности различных категорий обучающихся (с повышенными
образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и пр.);
- специфику основной образовательной программы среднего общего образования
(профили обучения, уровни изучения, обязательные и элективные предметы/курсы,
индивидуальная проектно-исследовательская деятельность, урочная и внеурочная
деятельность, ресурсы открытого неформального образования, подготовка к
продолжению обучения в высших учебных заведениях);
- актуальные потребности развития образования (открытость, вариативность,
мобильность, доступность, непрерывность, интегрируемость с дополнительным и
неформальным образованием);
обеспечивают:
- подготовку обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- формирование и развитие мотивации к познанию, творчеству и инновационной
деятельности;
- формирование основы научных методов познания окружающего мира;
- условия для активной учебно-познавательной деятельности;
- воспитание патриотизма и установок толерантности, умения жить с непохожими
людьми;
- развитие креативности, критического мышления;
- поддержку социальной активности и осознанного выбора профессии;
- возможность достижения обучающимися предметных, метапредметных и
личностных результатов освоения основной образовательной программы;
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательной
организации;
- эргономичность, мультифункциональность и трансформируемость помещений
образовательной организации.
Здание образовательной организации, набор и размещение помещений для
осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и
медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушнотепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для
индивидуальных
занятий
соответствуют
государственным
санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам, обеспечивают возможность безопасной и
комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех ее
участников.
В образовательной организации выделяются и оборудуются помещения для реализации
образовательной деятельности обучающихся, административной и хозяйственной
деятельности. Выделение (назначение) помещений осуществляется с учетом основной
образовательной программы образовательной организации, ее специализации (выбранных
профилей) и программы развития, а также иных особенностей реализуемой основной
образовательной программы.
В образовательной организации могут быть предусмотрены:
учебные кабинеты с автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими
местами обучающихся и педагогических работников;
помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью,
моделированием и техническим творчеством, музыкой и изобразительным искусством, а
также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору
обучающихся;
мастерские в соответствии с профилями обучения;
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами свободного доступа
(коллективного пользования), оборудованными читальными залами и книгохранилищами,
медиатекой;
мультифункциональный актовый зал (актовые залы) для проведения информационнометодических, учебных, а также массовых, досуговых, развлекательных мероприятий;
спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения;
помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи (с
возможностью организации горячего питания);
помещения медицинского назначения;
административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием;
гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территория) с необходимым набором оборудованных зон;
полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные
материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности;
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности обеспечивает
следующие ключевые возможности:
реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления ими
самостоятельной познавательной деятельности;
проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, проведение
наблюдений и экспериментов (в т.ч. с использованием традиционного и цифрового
лабораторного оборудования, электронных образовательных ресурсов, вещественных и
виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений);
художественное творчество с использованием современных инструментов и
технологий, художественно-оформительские и издательские работы;
научно-техническое творчество, создание материальных и информационных
объектов с использованием рукомесла и цифрового производства;
получение личного опыта применения универсальных учебных действий в
экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и
экологической культуры;
базовое и углубленное изучение предметов;
проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым управлением
и обратной связью, с использованием конструкторов, образовательной робототехники,
программирования;
наблюдение, наглядное представление и анализ данных, использование цифровых
планов и карт, спутниковых изображений;
физическое развитие, систематические занятия физической культурой и спортом,
участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
исполнение, сочинение и аранжировку музыкальных произведений с применением
традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
практическое освоение правил безопасного поведения на дорогах и улицах с
использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной
организации;
индивидуальную и групповую деятельность, планирование образовательной
деятельности, фиксацию его реализации в целом и на отдельных этапах, выявление и
фиксирование динамики промежуточных и итоговых результатов;
доступ к информационно-библиотечному центру, ресурсам Интернета, учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к
множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и
аудио-, видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся;
проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, организацию досуга
и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организацию
сценической работы, театрализованных представлений (обеспеченных озвучиванием,
освещением и мультимедийным сопровождением);
маркетинг образовательных услуг и работу школьных медиа (выпуск школьных
печатных изданий, работа сайта образовательной организации, школьного телевидения,
представление школы в социальных сетях и пр.);
организацию качественного горячего питания, медицинского обслуживания и
отдыха обучающихся и педагогических работников.
Указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами.
Важно, чтобы инфраструктура образовательной организации обеспечивала
дополнительные возможности:
зоны (помещения) для коворкинга (свободной совместной деятельности) обучающихся,
педагогических и административных работников;
зоны уединения и психологической разгрузки;
зоны индивидуальной работы обучающихся (информационный поиск, формирование
контента, подготовка к занятиям и пр.);
безопасный доступ к сети Интернет;
использование личных электронных устройств с учетом политики информационной
безопасности.
Оформление помещений образовательной организации должно соответствовать
действующим санитарным нормам и правилам, рекомендациям по обеспечению
эргономики, а также максимально способствовать реализации интеллектуальных,
творческих и иных способностей и замыслов обучающихся и педагогических работников
(в том числе окрашивание стен специализированными красками, превращающими их в
маркерные/меловые поверхности, использование различных элементов декора,
размещение информационно-справочной информации, мотивирующая навигация и пр.).
Формирование материально-технических условий целесообразно осуществлять по
функционально-модульному принципу. Функциональный модуль — это совокупность
аппаратно-программных комплексов, образовательного контента, методического и
организационного обеспечения, предназначенных для выполнения конкретных
функциональных задач. Функциональный модуль может размещаться как в отдельном
помещении (занимать его полностью или частично), так и совместно с другими
функциональными модулями (мультифункциональные помещения). Некоторые
функциональные модули могут быть в мобильном исполнении (для оптимизации
финансовых затрат и/или обеспечения коллективного использования).
Набор и состав функциональных модулей подбирается с учетом особенностей
образовательной программы, перспектив (планов) развития, а также необходимости
интеграции с академическими и иными партнерами (колледжи, высшие учебные
заведения и др.), выполнения функций социокультурного центра.
3.3.5. Информационно-методические
условия
реализации
основной
образовательной программы
Информационно-методические условия реализации основной образовательной
программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой (ИОС),
включающей:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые
образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное
оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в
современной информационно-образовательной среде.
Функционирование информационной образовательной среды образовательной
организации обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий
и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Основными структурными элементами ИОС являются:
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
прикладные программы, в том числе поддерживающие административную и
финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский
учет, делопроизводство, кадры и т. д.).
Важной частью ИОС является официальный сайт образовательной организации в сети
Интернет, на котором размещается информация о реализуемых образовательных
программах,
ФГОС,
материально-техническом
обеспечении
образовательной
деятельности и др.
Информационно-образовательная
среда
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
- проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и
представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений
(обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников,
органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе
с применением дистанционных образовательных технологий;
- дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную
деятельность с другими образовательными организациями, учреждениями культуры,
здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения
безопасности жизнедеятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной
образовательной программы
В целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки,
в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к информационным
справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными
учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и
периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую основную образовательную
программу среднего общего образования учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную
деятельность, языках обучения и воспитания.
Кроме учебной литературы библиотека может содержать фонд дополнительной
литературы: отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная
литература; научно-популярная и научно-техническая литература; издания по
изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам
безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические
издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному
самоопределению обучающихся.
С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
образовательной деятельности, обеспечивается функционирование школьного сервера,
школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.
Комплексно система информационно-методических и учебно-методических условий
образовательной организации может быть представлена в ООП в виде таблицы,
включающей в себя параметры реализуемых возможностей ИОС и качественные
показатели степени реализации создаваемых условий в образовательной деятельности.
3.3.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии
с основной образовательной программой среднего общего образования
Образовательная организация определяет
все необходимые меры и сроки по
приведению
информационно-методических
условий
реализации
основной
образовательной программы среднего общего образования в соответствие с требованиями
ФГОС СОО.
Система условий реализации ООП образовательной организации базируется на
результатах проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей:
анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации
основной образовательной программы среднего общего образования;
установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и
задачам основной образовательной программы образовательной организации,
сформированным с учетом потребностей всех участников образовательных отношений;
выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся
условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС СОО;
разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и
возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации
промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
Перечень необходимых изменений
Направления
Мероприятия
НормативноВнесение необходимых изменений в локальные акты школы
правовое
обеспечение
ОрганизационноОрганизация работы творческой группы по осуществлению
управленческое
перехода на ФГОС СОО
обеспечение
Развитие материально-технической базы школы в соответствии с
действующими санитарно-гигиеническими и противопожарными
нормами, нормами охраны труда участников образовательных
отношений
Обновление информационно-образовательной среды школы:
приобретение мультимедийных учебно-дидактических материалов.
Организация работы с одаренными детьми.
Анализ учебного фонда библиотеки школы для реализации ФГОС
Проведение собеседований с учителями по вопросам реализации
ФГОС
Кадровое
Обеспечение условий для непрерывного профессионального
обеспечение
развития педагогических работников школы.
Обеспечение условий для прохождения аттестации педагогических
работников
Рост числа педагогических работников, имеющих высшую и
первую квалификационные категории.
Методическое
Повышение уровня профессионального мастерства педагогических
обеспечение
работников в соответствии с требованиями ФГОС.
Совершенствование работы по самообразованию педагогических
работников.
Материальнотехническое
обеспечение
Изучение,
обобщение
и
внедрение
передового
опыта
образовательных организаций по формированию УУД, духовнонравственному развитию, организации внеурочной деятельности,
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся
Приобретение учебной мебели
Приобретение мультимедийных комплексов
Обновление информационно-образовательной среды школы
3.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной
образовательной программы образовательной организации является создание и
поддержание комфортной развивающей образовательной среды, позволяющей
формировать успешную, интеллектуально развитую, творческую личность, способную
свободно адаптироваться к социальным условиям, ответственную за свое здоровье и
жизнь.
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий учитывают
организационную структуру образовательной организации, взаимодействие с другими
субъектами образовательных отношений, иерархию целевых ориентиров, обозначенную в
ФГОС СОО и выстроенную в ООП образовательной организации.
Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является
четкое взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Система условий реализации образовательной программы школы базируется на
результатах проводимой в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей:
• анализ имеющихся в школы условий и ресурсов реализации основной
образовательной программы;
• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и
задачам основной образовательной программы, сформированным с учѐтом потребностей
всех участников образовательных отношений;
• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся
условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;
• разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и
возможных партнѐров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации
промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
План работы школы способствует своевременному принятию административных
решений, обеспечению организационно-педагогической деятельности по внедрению
ФГОС, профессионального роста педагогических работников, укреплению материальнотехнической базы школы. Повышения квалификации педагогических и руководящих
работников проводится по плану.
Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
реализации образовательной программы
Направление
Сроки
№
Мероприятие
деятельности
проведения
1
НормативноКорректирование образовательной программы август
правовое
основного общего образования
обеспечение
Корректирование списка учебников и учебных август
реализации
пособий в соответствии с требованиями ФГОС
ФГОС
Корректирование
локальных
актов
в По мере
2
3
4
5
6
7
соответствии с требованиями Федеральных и
Региональных документов, устанавливающих
требования
к
различным
объектам
инфраструктуры ОУ с учѐтом требований к
минимальной оснащѐнности образовательного
процесса.
Финансов –
Внесение изменений в локальные акты,
экономическое
регламентирующие установление
обеспечение
стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и
реализации
размеры премирования.
ФГОС
Привлечение дополнительных внебюджетных
средств для обеспечения введения ФГОС
Заключение дополнительных соглашений к
трудовому договору с педагогическими
работниками.
Организационное Реализация плана научно – методической работы
обеспечение
по обеспечению реализации ФГОС
реализации
ФГОС
Кадровое
Курсовая подготовка учителей, работающих в
обеспечение
школе, по вопросам введения ФГОС
реализации
ФГОС
Аттестация педагогических работников на
соответствие занимаемой должности
Знакомство педагогов с информационнометодическими материалами, сопровождающими
реализацию ФГОС
Организация курсовой подготовки педагогов в
области ИКТ
Методическое
Развитие методической компетентности
обеспечение
педагогических работников
введения ФГОС
Изучение основных нормативных документов,
связанных с ФГОС
Организация контроля за самообразованием
педагогических работников
Организация изучения передового опыта работы
учителей по внедрению ФГОС
Проведение открытых уроков с использованием
технологий и форм обучения, отвечающих
ФГОС. Деятельностный подход в
образовательном процессе.
Информационное Знакомство родителей (законных
обеспечение
представителей) с основными положениями
введения ФГОС
ФГОС СОО на родительских собраниях
Оформление и постоянное обновление отдельной
страницы на сайте школы по ФГОС
Привлечение родителей к разработке программ
внеурочной деятельности и воспитательного
компонента основной образовательной
программы
Материально –
Проведение необходимых ремонтных работ по
техническое
подготовке к новому учебному году
небходимости
По мере
небходимости
В течение
года
август
В течение
года
По графику
курсовой
подготовки
В течение
года
в течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
По графику
Сентябрь
в течение
года
в течение
года
Июнь – август
обеспечение
введения ФГОС
8
Мониторинговые
мероприятия
Продолжить приобретение учебной мебели
Реконструкция стадиона школы
Обеспечение учебной литературой учащихся 1011-х классов, согласно выбранному комплекту
Продолжение оборудования мультимедийной
техникой
Проведение входной диагностики сентябрь
Проведение промежуточной диагностики
обученности и успешности обучающихся
В течение
года
2022-2024 гг.
Август
В течение
года
октябрь
Ноябрь,
январь, март,
май
3.6. Контроль за состоянием системы условий
Контроль за состоянием системы условий реализации ООП СОО проводится путем
мониторинга с целью эффективного управления процессом ее реализации. Оценке
обязательно подлежат: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материальнотехнические условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность
педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов)
образовательной организации. Для такой оценки используется определенный набор
показателей и индикаторов, а также экспертиза образовательных и учебных программ,
проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности
специалистов образовательной организации.
Целями мониторинга являются: оценка соответствия имеющихся условий и
результатов образовательной деятельности требованиям федеральных государственных
образовательных стандартов, обеспечение объективного информационного отражения
состояния системы образования, отслеживание динамики качества предоставляемых
образовательных услуг, эффективности педагогической деятельности.
Задачами мониторинга являются:
- разработка и использование единых нормативных материалов;
- создание четкой структуры мониторинговых исследований;
- разработка и применение технологий сбора, обобщения, классификации и анализа
информации;
- обеспечение получения достоверной и объективной информации об условиях,
организации, содержании и результатах образовательного процесса;
- систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности;
- совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности;
- своевременное выявление изменений в сфере образования и вызвавших их факторов;
- обеспечение администрации школы оперативной и достоверной информацией;
- координация деятельности школы;
- разработка технологии использования полученной информации в качестве
информационной основы принятия управленческих решений.
Объекты мониторинга: образовательные результаты, ресурсы и условия
образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.
К основным направлениям мониторинга относятся:
- оснащенность образовательного процесса;
- уровень учебных достижений;
- состояние здоровья обучающихся;
- профессиональное мастерство педагогов;
- организация управленческой деятельности;
- социокультурная и досуговая деятельность;
- эффективность воспитательных и образовательных систем;
- выполнение социального заказа;
- психологический климат в образовательной системе;
- инновационная деятельность;
- реализация программы развития и других;
- структурный и функциональный анализ образовательных систем.
Организация и проведение мониторинга качества школьной системы образования
находится в компетенции МС, который:
- разрабатывает концептуальные основы мониторинга;
- организует разработку нормативных и методических материалов;
- определяет объем и структуру информационных потоков и организует их;
- планирует и организует комплексные мониторинговые исследования;
- организует научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований;
- организует распространение информации о результатах мониторинга;
-координирует
деятельность
субъектов,
занимающихся
мониторинговыми
исследованиями.
По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (отчеты, служебные
записки и т.д.) в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований.
Заместители директора, руководители методических объединений осуществляют
административный контроль.
3.7. Реализация программы в условиях обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий
Обучение учащихся осуществляется в очной форме с применением дистанционных
технологий. Для организации обучения с использованием порталов дистанционного
обучения учителями применяются рекомендованные источники:
Учи. ру. https://uchi.ru/ - интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов:
- интерактивные задания;
- видеозанятия с классом;
- домашние и проверочные работы;
- статистика достижений ученика;
- трансляции онлайн-уроков.
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ - это информационнообразовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный
доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий:
- программа полностью соответствует федеральным государственным образовательным
стандартам, Всероссийским проверочным работам, экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ;
- доступ к дополнительным интересным материалам (например, можном посмотреть
фильм или посетить виртуальный музей);
-удобные инструменты обучения.
Google Класс – бесплатный веб-сервис:
- учащиеся получают задания от учителей, осуществляется обратная связь с
учащимися;
- предоставляет возможность комментировать выполнение заданий детьми, поставить
оценку;
- доступно проведения проверочных работ, тестов с он-лайн результатами;
- учащиеся работают самостоятельно, без помощи родителей;
- предоставляется возможность работы с телефона.
Онлайн-школа английского языка Skyeng (https://skyeng.ru/)
- бесплатно; не требуется регистрации;
- официальные материалы, утвержденные ФГОС;
- учителя могут за 5 минут отправить своим ученикам задания (в виде ссылки) в
привычных мессенджерах - в чаты ВК и WhatsApp;
- ученики могут решать задания прямо с телефона, а после выполнения делиться
своими результатами с родителями и друзьями;
- автоматическая проверка заданий или проверка заданий учителем на выбор;
- результат активности учеников виден моментально;
- доступна с любого устройства: компьютер, планшет, телефон.
Якласс https://www.yaklass.ru/.
-в разделе «Предметы» есть вся необходимая теория, чтобы ученики могли обратиться
за справкой
- в «Редакторе предметов» вы можете размещать собственные учебные материалы и
задания, в том числе метапредметные
-если ученик выполнил задание неправильно, ему помогут «Шаги решения». Система
выдаст подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит сделать новое
упражнение — для отработки и закрепления материала
Портал подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу
ЕГЭ‖ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/) - бесплатный онлайн сервис, доступный всем пользователям интернета:
- позволяет ученикам и студентам без ограничений проходить разноуровневые задания
и уже заранее заранее составленные контрольные;
- содержит каталог заданий по темам;
- предоставляет возможность централизованного контроля уровня подготовки
учащихся для учителей;
- содержит справочные сведения по предмету.
Zoom (https://zoom.us/) - простая и надежная облачная платформу для видео- и
аудиоконференцсвязи, чатов и веб-семинаров . Учащиеся могут заходить на платформу
как с компьютера или планшета, так и с телефона.
Формы проведения занятий с использованием ДОТ
Синхронный (он-лайн обучение): коммуникация происходит в реальном времени, по
расписанию, приближенному к обычному
Асинхронный: учащиеся получают материалы для самостоятельного изучения,
домашние задания, тесты по альтернативным источникам (учебники, рабочие тетради и
т.п.). Задания высылаются учащимися к определѐнному сроку при помощи средств
коммуникации с обратной связью: почта, чат, социальные сети, электронный дневник.
Взаимодействие с учащимися и их родителями при использовании ДОТ
осуществляется на основе использования возможностей социальных сетей (в контакте,
ватсап и др), сервисов Classroom, Zoom. При отсутствии электронных средств у учащихся
дети работают при помощи альтернативных источников обучения.
Перечень используемых электронных образовательных ресурсов и приложений
Предмет
Образовательные
Краткая
Качество
ресурсы, приложения
характеристика
работы
ресурса
ресурса
Русский язык
Российская электронная
Видеоуроки и
бесперебойное
Литература
школа. https://resh.edu.ru/.
тренажеры по всем
учебным предметам
Zoom (https://zoom.us/)
Ресурс для проведения бесперебойное
онлайн-видеоконференций
Портал подготовки
Тренировочная
бесперебойное
обучающихся к
система тестов для
государственной итоговой
подготовки и
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
самоподготовки к ЕГЭ
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Математика
Алгебра
Алгебра и начала
анализа
Портал подготовки
Геометрия
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/)
Информатика
Российская электронная
Информатика и
школа. https://resh.edu.ru/.
ИКТ
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Иностранные
Портал дистанционного
языки
обучения
(английский,
(http://do2.rcokoit.ru).
немецкий)
Онлайн-школа английского
языка Skyeng(
https://skyeng.ru/)
История
Якласс
Обществознание https://www.yaklass.ru/.
Zoom (https://zoom.us/)
География
Физика
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
и ОГЭ
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ
бесперебойное
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ
бесперебойное
Интерактивные курсы
по основным
предметам школьной
программы.
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
Видеоуроки и
тренажеры
Ресурс для проведения
онлайн-видеоконференций
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ
бесперебойное
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
Химия
Биология
Физкультура
ОБЖ
Музыка
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Видеоуроки и тренажеры
по всем учебным
предметам.
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
ИЗО
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Технология
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
и ОГЭ
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ
бесперебойное
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
бесперебойное
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное