3.4. Система условий реализации основной образовательной программы

3. 3. Система условий реализации основной образовательной программы
Условия, созданные в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1», реализующей основную
образовательную программу среднего общего образования:
• соответствуют требованиям Стандарта;
• обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы общеобразовательного учреждения и реализацию
предусмотренных в ней образовательных программ;
• учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную
структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем
образовании.
3.3.1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной
программы
Характеристика
укомплектованности
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными
работниками
Образовательная организация укомплектовывается кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой
образовательной организации, и способными к инновационной профессиональной
деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
 укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками;
 уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
 непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего
общего образования.
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей
основную образовательную программу, создаются условия:
 для
реализации
электронного
обучения,
применения
дистанционных
образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность
восполнения недостающих кадровых ресурсов;
 оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной
поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной
образовательной программы, использования инновационного опыта других организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
 стимулирования непрерывного личностного профессионального роста и
повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической
культуры, использования ими современных педагогических технологий;
 повышения эффективности и качества педагогического труда;
 выявления,
развития
и
использования
потенциальных
возможностей
педагогических работников;
 осуществления мониторинга результатов педагогического труда.
Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего
общего образования может строиться по схеме:
- должность;
- должностные обязанности;
- количество работников в образовательной организации (требуется/имеется);

- уровень работников образовательной организации: требования к уровню
квалификации, фактический уровень.
Образовательная организация с учетом особенностей педагогической деятельности по
проектированию и реализации образовательной деятельности составляет перечень
необходимых должностей в соответствии с ЕКС и требованиями профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Результативность деятельности педагогических работников может оцениваться по
схеме:
критерии оценки;
содержание критерия;
показатели/индикаторы.
Вариант:
Результативность
деятельности
педагогических
работников
оценивается в соответсвии с разработанным в образоват. Организации Положением
об оцпенке эффективности труда педагогических работников.
Показатели и индикаторы могут быть разработаны образовательной организацией
на основе планируемых результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в
соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательной
организации. Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в
том числе развития УУД, а также активность и результативность их участия во
внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе
разновозрастных проектах, школьном самоуправлении, волонтерском движении.
Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся
может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
При оценке качества деятельности педагогических работников могут также
учитываться:
- востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и их
родителями (законными представителями);
- использование учителями современных педагогических технологий, в том числе
ИКТ и здоровьесберегающих;
- участие в методической и научной работе;
- распространение передового педагогического опыта;
- повышение уровня профессионального мастерства;
- работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся;
- руководство проектной деятельностью обучающихся;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.
Описание уровня квалификации педагогических, руководящих и иных работников
организации, осуществляющей образовательную деятельность
Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой
занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам
ЕКС и требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» по соответствующей должности.
Соответствие уровня квалификации работников образовательной организации,
реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к
квалификационным категориям, а также занимаемым ими должностям, устанавливается
при их аттестации.
Квалификация
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, должна отражать:

 компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах
обучения;
 сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на
педагогическую деятельность;
 общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности,
влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
 самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу,
должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для реализации
требований ФГОС СОО и успешного достижения обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:
- обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также
самомотивирования обучающихся;
- осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью
современных информационно-поисковых технологий;
- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и
дидактические материалы;
- выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать
обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых
образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или)
этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
- оценивать деятельность обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного
мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать
учебно-практические и учебно-познавательные задачи;
- интерпретировать результаты достижений обучающихся;
- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и
повышения квалификации педагогических и руководящих работников организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
реализующей
основную
образовательную программу
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного
кадрового потенциала образовательной организации является обеспечение в соответствии
с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного
педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.
Непрерывность
профессионального
развития
работников
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
реализующей
основную
образовательную программу среднего общего образования, обеспечивается освоением
ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три года.
В основной образовательной программе образовательной организации представлены
планы-графики, включающие различные формы непрерывного повышения квалификации
всех педагогических работников, а также графики аттестации кадров на соответствие
занимаемой должности и квалификационную категорию в соответствии с приказом
Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «О порядке аттестации педагогических

работников государственных и муниципальных образовательных организаций», а также
методикой оценки уровня квалификации педагогических работников.
Для этого используются различные образовательные организации, имеющие
соответствующую лицензию.
Формами повышения квалификации могут быть:
- послевузовское обучение в высших учебных заведениях, в том числе в магистратуре,
аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации;
- стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по
отдельным направлениям реализации основной образовательной программы;
- дистанционное образование; участие в различных педагогических проектах;
создание и публикация методических материалов и др.
Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе ее
реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности
педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения
стимулирующей части фонда оплаты труда.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность
работников образования к реализации ФГОС СОО:
 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей
современного образования;
 освоение системы требований к структуре основной образовательной программы,
результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов
образовательной деятельности обучающихся;
 овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ФГОС СОО.
Одним из условий готовности образовательной организации к введению ФГОС СОО
является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение
деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС СОО. Организация
методической работы может планироваться по следующей схеме: мероприятия,
ответственные, форма подведения итогов, анализ и использование результатов на
уроках и во внеурочной работе. Методическая работа более детально планируется на
учебный год и утверждается педагогическим советом образовательной организации.
Вариант: методическая работа детально планируется на учебный год и утверждается
педагогическим советом образовательной организации.
При этом могут быть использованы мероприятия:
- семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС СОО;
- тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной
профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС СОО;
- заседания методических объединений учителей по проблемам введения ФГОС СОО;
- конференции участников образовательных отношений и социальных партнеров
образовательной организации по итогам разработки основной образовательной
программы, ее отдельных разделов, проблемам апробации и введения ФГОС СОО;
- участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной
программы образовательной организации;
- участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в
условиях внедрения ФГОС СОО и новой системы оплаты труда;
- участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажерских
площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным
направлениям введения и реализации ФГОС СОО.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в
разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического

советов, решения педагогического
рекомендации, резолюции и т. д.
№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.

Специалисты

совета,

презентации,

приказы,

инструкции,

Функции

Административный Обеспечивает условия для эффективной работы,
персонал
организует контроль и текущую организационную работу.
Педагоги
Организация условий для успешного продвижения
обучающегося в рамках образовательного процесса
Библиотекарь
Обеспечивает доступ к информации, участвует в процессе
воспитания культурного и гражданского самосознания,
содействует
формированию
информационной
компетентности учащихся путѐм обучения поиска, анализа,
оценки и обработки информации
Учитель - логопед
Организация условий для успешного продвижения ребѐнка
в рамках образовательного процесса
Социальный
Организация условий для успешного продвижения ребѐнка
педагог
в рамках образовательного процесса
Психолог - педагог

3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы
Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной
деятельности при получении среднего общего образования
Обеспечение преемственности в формах организации деятельности обучающихся как в
урочной, так и во внеурочной работе требует сочетания форм, использовавшихся на
предыдущем этапе обучения, с новыми формами. На уровне среднего общего образования
целесообразно применение таких форм, как учебное групповое сотрудничество, проектноисследовательская деятельность, ролевая игра, дискуссии, тренинги, практики,
конференции с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять
выбор характера самостоятельной работы.
Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся
Обеспечение преемственности должно осуществляться с учетом возрастных
психофизических особенностей обучающихся на уровне среднего общего образования. На
уровне среднего общего образования меняется мотивация, учеба приобретает
профессионально-ориентированный характер.
Направления работы должны предусматривать мониторинг психологического и
эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений в
личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической
помощи обучающимся, испытывающим разного рода трудности.
Формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
обучающихся, педагогических и административных работников, родителей
(законных представителей) обучающихся
С целью обеспечения поддержки обучающихся проводится работа по формированию
психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) осуществляется через тематические
родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, психологопедагогические консилиумы, круглые столы, презентации классов, посещение уроков и
внеурочных мероприятий. Психологическая компетентность родителей (законных
представителей) формируется также в дистанционной форме через Интернет.
Психологическое просвещение обучающихся осуществляется на психологических
занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультациях, дистанционно.

Вариативность
направлений
психолого-педагогического
сопровождения
участников образовательных отношений
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся
можно отнести:
 сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся;
 формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
 развитие экологической культуры;
 дифференциацию и индивидуализацию обучения;
 мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
 выявление и поддержку одаренных обучающихся, поддержку обучающихся с
особыми образовательными потребностями;
 психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
 обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной
сферы деятельности;
 формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
 поддержку объединений обучающихся, ученического самоуправления.
Важной составляющей деятельности образовательных организаций является
психолого-педагогическое сопровождение педагогов. Оно осуществляется с целью
повышения психологической компетентности, создания комфортной психологической
атмосферы в педагогическом коллективе, профилактики профессионального выгорания
психолого-педагогических кадров.
Значительное место в психолого-педагогическом сопровождении педагогов занимает
профилактическая работа, в процессе которой педагоги обучаются установлению
психологически грамотной системы взаимоотношений с обучающимися, основанной на
взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам
формирования адекватной Я-концепции, разрешения проблем, оказания психологической
поддержки в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами.
По вопросам совершенствования организации образовательных отношений проводится
консультирование (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий),
лекции, семинары, практические занятия.
Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения
При
организации
психолого-педагогического
сопровождения
участников
образовательных отношений на уровне среднего общего образования можно выделить
следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное,
групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Система психологического сопровождения строится на основе развития
профессионального взаимодействия психолога и педагогов, специалистов; она
представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурносодержательных компонентов, психолого-педагогических условий, показателей,
охватывающих всех участников образовательных отношений: учеников, их родителей
(законных представителей), педагогов.
Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников
образовательных отношений
Основными формами психолого-педагогического сопровождения могут выступать:
- диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося,
которая может проводиться на этапе перехода ученика на уровень среднего общего
образования и в конце каждого учебного года;
- консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется педагогом и
психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной
организации;

- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная
работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
3.3.3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы среднего
общего образования
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего
общего образования включает в себя:
- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного
общедоступного среднего общего образования;
- исполнение
требований
ФГОС
СОО
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность;
- реализацию обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений, включая выполнение
индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего
общего образования отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации
основной образовательной программы среднего общего образования, а также механизм их
формирования.
Расчет нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативных
затрат оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации образовательной
программы среднего общего образования осуществляется по направленности (профилю)
основной образовательной программы среднего общего образования с учетом форм
обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных
технологий, специальных условий получения образования обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья,
обеспечения
дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных
условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных
предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей организации и
осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в
расчете на одного обучающегося.
3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
формируются с учетом требований ФГОС СОО и Санитарно-эпидемиологических правил.
Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы:
обеспечивают формирование единой мотивирующей интерактивной среды как
совокупности имитационных и исследовательских практик, реализующих через
техносферу образовательной организации вариативность, развитие мотивации
обучающихся к познанию и творчеству (в том числе научно-техническому), включение
познания в значимые виды деятельности, а также развитие различных компетентностей;
учитывают:
- специальные потребности различных категорий обучающихся (с повышенными
образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и пр.);
- специфику основной образовательной программы среднего общего образования
(профили обучения, уровни изучения, обязательные и элективные предметы/курсы,
индивидуальная проектно-исследовательская деятельность, урочная и внеурочная
деятельность, ресурсы открытого неформального образования, подготовка к
продолжению обучения в высших учебных заведениях);

- актуальные потребности развития образования (открытость, вариативность,
мобильность, доступность, непрерывность, интегрируемость с дополнительным и
неформальным образованием);
обеспечивают:
- подготовку обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- формирование и развитие мотивации к познанию, творчеству и инновационной
деятельности;
- формирование основы научных методов познания окружающего мира;
- условия для активной учебно-познавательной деятельности;
- воспитание патриотизма и установок толерантности, умения жить с непохожими
людьми;
- развитие креативности, критического мышления;
- поддержку социальной активности и осознанного выбора профессии;
- возможность достижения обучающимися предметных, метапредметных и
личностных результатов освоения основной образовательной программы;
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательной
организации;
- эргономичность, мультифункциональность и трансформируемость помещений
образовательной организации.
Здание образовательной организации, набор и размещение помещений для
осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и
медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушнотепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для
индивидуальных
занятий
соответствуют
государственным
санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам, обеспечивают возможность безопасной и
комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех ее
участников.
В образовательной организации выделяются и оборудуются помещения для реализации
образовательной деятельности обучающихся, административной и хозяйственной
деятельности. Выделение (назначение) помещений осуществляется с учетом основной
образовательной программы образовательной организации, ее специализации (выбранных
профилей) и программы развития, а также иных особенностей реализуемой основной
образовательной программы.
В образовательной организации могут быть предусмотрены:
учебные кабинеты с автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими
местами обучающихся и педагогических работников;
помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью,
моделированием и техническим творчеством, музыкой и изобразительным искусством, а
также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору
обучающихся;
мастерские в соответствии с профилями обучения;
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами свободного доступа
(коллективного пользования), оборудованными читальными залами и книгохранилищами,
медиатекой;
мультифункциональный актовый зал (актовые залы) для проведения информационнометодических, учебных, а также массовых, досуговых, развлекательных мероприятий;
спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения;
помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи (с
возможностью организации горячего питания);
помещения медицинского назначения;
административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием;

гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территория) с необходимым набором оборудованных зон;
полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные
материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности;
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности обеспечивает
следующие ключевые возможности:
 реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления ими
самостоятельной познавательной деятельности;
 проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, проведение
наблюдений и экспериментов (в т.ч. с использованием традиционного и цифрового
лабораторного оборудования, электронных образовательных ресурсов, вещественных и
виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений);
 художественное творчество с использованием современных инструментов и
технологий, художественно-оформительские и издательские работы;
 научно-техническое творчество, создание материальных и информационных
объектов с использованием рукомесла и цифрового производства;
 получение личного опыта применения универсальных учебных действий в
экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и
экологической культуры;
 базовое и углубленное изучение предметов;
 проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым управлением
и обратной связью, с использованием конструкторов, образовательной робототехники,
программирования;
 наблюдение, наглядное представление и анализ данных, использование цифровых
планов и карт, спутниковых изображений;
 физическое развитие, систематические занятия физической культурой и спортом,
участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
 исполнение, сочинение и аранжировку музыкальных произведений с применением
традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
 практическое освоение правил безопасного поведения на дорогах и улицах с
использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
 размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной
организации;
 индивидуальную и групповую деятельность, планирование образовательной
деятельности, фиксацию его реализации в целом и на отдельных этапах, выявление и
фиксирование динамики промежуточных и итоговых результатов;
 доступ к информационно-библиотечному центру, ресурсам Интернета, учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к
множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и
аудио-, видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся;
 проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, организацию досуга
и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организацию
сценической работы, театрализованных представлений (обеспеченных озвучиванием,
освещением и мультимедийным сопровождением);

 маркетинг образовательных услуг и работу школьных медиа (выпуск школьных
печатных изданий, работа сайта образовательной организации, школьного телевидения,
представление школы в социальных сетях и пр.);
 организацию качественного горячего питания, медицинского обслуживания и
отдыха обучающихся и педагогических работников.
Указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами.
Важно, чтобы инфраструктура образовательной организации обеспечивала
дополнительные возможности:
зоны (помещения) для коворкинга (свободной совместной деятельности) обучающихся,
педагогических и административных работников;
зоны уединения и психологической разгрузки;
зоны индивидуальной работы обучающихся (информационный поиск, формирование
контента, подготовка к занятиям и пр.);
безопасный доступ к сети Интернет;
использование личных электронных устройств с учетом политики информационной
безопасности.
Оформление помещений образовательной организации должно соответствовать
действующим санитарным нормам и правилам, рекомендациям по обеспечению
эргономики, а также максимально способствовать реализации интеллектуальных,
творческих и иных способностей и замыслов обучающихся и педагогических работников
(в том числе окрашивание стен специализированными красками, превращающими их в
маркерные/меловые поверхности, использование различных элементов декора,
размещение информационно-справочной информации, мотивирующая навигация и пр.).
Формирование материально-технических условий целесообразно осуществлять по
функционально-модульному принципу. Функциональный модуль — это совокупность
аппаратно-программных комплексов, образовательного контента, методического и
организационного обеспечения, предназначенных для выполнения конкретных
функциональных задач. Функциональный модуль может размещаться как в отдельном
помещении (занимать его полностью или частично), так и совместно с другими
функциональными модулями (мультифункциональные помещения). Некоторые
функциональные модули могут быть в мобильном исполнении (для оптимизации
финансовых затрат и/или обеспечения коллективного использования).
Набор и состав функциональных модулей подбирается с учетом особенностей
образовательной программы, перспектив (планов) развития, а также необходимости
интеграции с академическими и иными партнерами (колледжи, высшие учебные
заведения и др.), выполнения функций социокультурного центра.
3.3.5. Информационно-методические
условия
реализации
основной
образовательной программы
Информационно-методические условия реализации основной образовательной
программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой (ИОС),
включающей:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые
образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное
оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в
современной информационно-образовательной среде.
Функционирование информационной образовательной среды образовательной
организации обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий
и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Основными структурными элементами ИОС являются:
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
прикладные программы, в том числе поддерживающие административную и
финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский
учет, делопроизводство, кадры и т. д.).
Важной частью ИОС является официальный сайт образовательной организации в сети
Интернет, на котором размещается информация о реализуемых образовательных
программах,
ФГОС,
материально-техническом
обеспечении
образовательной
деятельности и др.
Информационно-образовательная
среда
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
- проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и
представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений
(обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников,
органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе
с применением дистанционных образовательных технологий;
- дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную
деятельность с другими образовательными организациями, учреждениями культуры,
здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения
безопасности жизнедеятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной
образовательной программы
В целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки,
в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к информационным
справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными
учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и
периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую основную образовательную
программу среднего общего образования учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную
деятельность, языках обучения и воспитания.
Кроме учебной литературы библиотека может содержать фонд дополнительной
литературы: отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная
литература; научно-популярная и научно-техническая литература; издания по
изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам
безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические
издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному
самоопределению обучающихся.
С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников
образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
образовательной деятельности, обеспечивается функционирование школьного сервера,
школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.
Комплексно система информационно-методических и учебно-методических условий
образовательной организации может быть представлена в ООП в виде таблицы,

включающей в себя параметры реализуемых возможностей ИОС и качественные
показатели степени реализации создаваемых условий в образовательной деятельности.
3.3.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии
с основной образовательной программой среднего общего образования
Образовательная организация определяет
все необходимые меры и сроки по
приведению
информационно-методических
условий
реализации
основной
образовательной программы среднего общего образования в соответствие с требованиями
ФГОС СОО.
Система условий реализации ООП образовательной организации базируется на
результатах проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей:
 анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации
основной образовательной программы среднего общего образования;
 установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и
задачам основной образовательной программы образовательной организации,
сформированным с учетом потребностей всех участников образовательных отношений;
 выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся
условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС СОО;
 разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и
возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
 разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
 разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации
промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
Перечень необходимых изменений
Направления
Мероприятия
НормативноВнесение необходимых изменений в локальные акты школы
правовое
обеспечение
ОрганизационноОрганизация работы творческой группы по осуществлению
управленческое
перехода на ФГОС СОО
обеспечение
Развитие материально-технической базы школы в соответствии с
действующими санитарно-гигиеническими и противопожарными
нормами, нормами охраны труда участников образовательных
отношений
Обновление информационно-образовательной среды школы:
приобретение мультимедийных учебно-дидактических материалов.
Организация работы с одаренными детьми.
Анализ учебного фонда библиотеки школы для реализации ФГОС
Проведение собеседований с учителями по вопросам реализации
ФГОС
Кадровое
Обеспечение условий для непрерывного профессионального
обеспечение
развития педагогических работников школы.
Обеспечение условий для прохождения аттестации педагогических
работников
Рост числа педагогических работников, имеющих высшую и
первую квалификационные категории.
Методическое
Повышение уровня профессионального мастерства педагогических
обеспечение
работников в соответствии с требованиями ФГОС.
Совершенствование работы по самообразованию педагогических
работников.

Материальнотехническое
обеспечение

Изучение,
обобщение
и
внедрение
передового
опыта
образовательных организаций по формированию УУД, духовнонравственному развитию, организации внеурочной деятельности,
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся
Приобретение учебной мебели
Приобретение мультимедийных комплексов
Обновление информационно-образовательной среды школы

3.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной
образовательной программы образовательной организации является создание и
поддержание комфортной развивающей образовательной среды, позволяющей
формировать успешную, интеллектуально развитую, творческую личность, способную
свободно адаптироваться к социальным условиям, ответственную за свое здоровье и
жизнь.
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий учитывают
организационную структуру образовательной организации, взаимодействие с другими
субъектами образовательных отношений, иерархию целевых ориентиров, обозначенную в
ФГОС СОО и выстроенную в ООП образовательной организации.
Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является
четкое взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Система условий реализации образовательной программы школы базируется на
результатах проводимой в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей:
• анализ имеющихся в школы условий и ресурсов реализации основной
образовательной программы;
• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и
задачам основной образовательной программы, сформированным с учѐтом потребностей
всех участников образовательных отношений;
• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся
условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;
• разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и
возможных партнѐров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации
промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
План работы школы способствует своевременному принятию административных
решений, обеспечению организационно-педагогической деятельности по внедрению
ФГОС, профессионального роста педагогических работников, укреплению материальнотехнической базы школы. Повышения квалификации педагогических и руководящих
работников проводится по плану.
Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
реализации образовательной программы
Направление
Сроки
№
Мероприятие
деятельности
проведения
1
НормативноКорректирование образовательной программы август
правовое
основного общего образования
обеспечение
Корректирование списка учебников и учебных август
реализации
пособий в соответствии с требованиями ФГОС
ФГОС
Корректирование
локальных
актов
в По мере

2

3

4

5

6

7

соответствии с требованиями Федеральных и
Региональных документов, устанавливающих
требования
к
различным
объектам
инфраструктуры ОУ с учѐтом требований к
минимальной оснащѐнности образовательного
процесса.
Финансов –
Внесение изменений в локальные акты,
экономическое
регламентирующие установление
обеспечение
стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и
реализации
размеры премирования.
ФГОС
Привлечение дополнительных внебюджетных
средств для обеспечения введения ФГОС
Заключение дополнительных соглашений к
трудовому договору с педагогическими
работниками.
Организационное Реализация плана научно – методической работы
обеспечение
по обеспечению реализации ФГОС
реализации
ФГОС
Кадровое
Курсовая подготовка учителей, работающих в
обеспечение
школе, по вопросам введения ФГОС
реализации
ФГОС
Аттестация педагогических работников на
соответствие занимаемой должности
Знакомство педагогов с информационнометодическими материалами, сопровождающими
реализацию ФГОС
Организация курсовой подготовки педагогов в
области ИКТ
Методическое
Развитие методической компетентности
обеспечение
педагогических работников
введения ФГОС
Изучение основных нормативных документов,
связанных с ФГОС
Организация контроля за самообразованием
педагогических работников
Организация изучения передового опыта работы
учителей по внедрению ФГОС
Проведение открытых уроков с использованием
технологий и форм обучения, отвечающих
ФГОС. Деятельностный подход в
образовательном процессе.
Информационное Знакомство родителей (законных
обеспечение
представителей) с основными положениями
введения ФГОС
ФГОС СОО на родительских собраниях
Оформление и постоянное обновление отдельной
страницы на сайте школы по ФГОС
Привлечение родителей к разработке программ
внеурочной деятельности и воспитательного
компонента основной образовательной
программы
Материально –
Проведение необходимых ремонтных работ по
техническое
подготовке к новому учебному году

небходимости

По мере
небходимости
В течение
года
август
В течение
года
По графику
курсовой
подготовки
В течение
года
в течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
По графику

Сентябрь
в течение
года
в течение
года
Июнь – август

обеспечение
введения ФГОС

8

Мониторинговые
мероприятия

Продолжить приобретение учебной мебели
Реконструкция стадиона школы
Обеспечение учебной литературой учащихся 1011-х классов, согласно выбранному комплекту
Продолжение оборудования мультимедийной
техникой
Проведение входной диагностики сентябрь
Проведение промежуточной диагностики
обученности и успешности обучающихся

В течение
года
2022-2024 гг.
Август
В течение
года
октябрь
Ноябрь,
январь, март,
май

3.6. Контроль за состоянием системы условий
Контроль за состоянием системы условий реализации ООП СОО проводится путем
мониторинга с целью эффективного управления процессом ее реализации. Оценке
обязательно подлежат: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материальнотехнические условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность
педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов)
образовательной организации. Для такой оценки используется определенный набор
показателей и индикаторов, а также экспертиза образовательных и учебных программ,
проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности
специалистов образовательной организации.
Целями мониторинга являются: оценка соответствия имеющихся условий и
результатов образовательной деятельности требованиям федеральных государственных
образовательных стандартов, обеспечение объективного информационного отражения
состояния системы образования, отслеживание динамики качества предоставляемых
образовательных услуг, эффективности педагогической деятельности.
Задачами мониторинга являются:
- разработка и использование единых нормативных материалов;
- создание четкой структуры мониторинговых исследований;
- разработка и применение технологий сбора, обобщения, классификации и анализа
информации;
- обеспечение получения достоверной и объективной информации об условиях,
организации, содержании и результатах образовательного процесса;
- систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности;
- совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности;
- своевременное выявление изменений в сфере образования и вызвавших их факторов;
- обеспечение администрации школы оперативной и достоверной информацией;
- координация деятельности школы;
- разработка технологии использования полученной информации в качестве
информационной основы принятия управленческих решений.
Объекты мониторинга: образовательные результаты, ресурсы и условия
образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.
К основным направлениям мониторинга относятся:
- оснащенность образовательного процесса;
- уровень учебных достижений;
- состояние здоровья обучающихся;
- профессиональное мастерство педагогов;
- организация управленческой деятельности;

- социокультурная и досуговая деятельность;
- эффективность воспитательных и образовательных систем;
- выполнение социального заказа;
- психологический климат в образовательной системе;
- инновационная деятельность;
- реализация программы развития и других;
- структурный и функциональный анализ образовательных систем.
Организация и проведение мониторинга качества школьной системы образования
находится в компетенции МС, который:
- разрабатывает концептуальные основы мониторинга;
- организует разработку нормативных и методических материалов;
- определяет объем и структуру информационных потоков и организует их;
- планирует и организует комплексные мониторинговые исследования;
- организует научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований;
- организует распространение информации о результатах мониторинга;
-координирует
деятельность
субъектов,
занимающихся
мониторинговыми
исследованиями.
По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (отчеты, служебные
записки и т.д.) в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований.
Заместители директора, руководители методических объединений осуществляют
административный контроль.
3.7. Реализация программы в условиях обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий
Обучение учащихся осуществляется в очной форме с применением дистанционных
технологий. Для организации обучения с использованием порталов дистанционного
обучения учителями применяются рекомендованные источники:
Учи. ру. https://uchi.ru/ - интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов:
- интерактивные задания;
- видеозанятия с классом;
- домашние и проверочные работы;
- статистика достижений ученика;
- трансляции онлайн-уроков.
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ - это информационнообразовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный
доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий:
- программа полностью соответствует федеральным государственным образовательным
стандартам, Всероссийским проверочным работам, экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ;
- доступ к дополнительным интересным материалам (например, можном посмотреть
фильм или посетить виртуальный музей);
-удобные инструменты обучения.
Google Класс – бесплатный веб-сервис:
- учащиеся получают задания от учителей, осуществляется обратная связь с
учащимися;
- предоставляет возможность комментировать выполнение заданий детьми, поставить
оценку;
- доступно проведения проверочных работ, тестов с он-лайн результатами;
- учащиеся работают самостоятельно, без помощи родителей;
- предоставляется возможность работы с телефона.
Онлайн-школа английского языка Skyeng (https://skyeng.ru/)
- бесплатно; не требуется регистрации;
- официальные материалы, утвержденные ФГОС;

- учителя могут за 5 минут отправить своим ученикам задания (в виде ссылки) в
привычных мессенджерах - в чаты ВК и WhatsApp;
- ученики могут решать задания прямо с телефона, а после выполнения делиться
своими результатами с родителями и друзьями;
- автоматическая проверка заданий или проверка заданий учителем на выбор;
- результат активности учеников виден моментально;
- доступна с любого устройства: компьютер, планшет, телефон.
Якласс https://www.yaklass.ru/.
-в разделе «Предметы» есть вся необходимая теория, чтобы ученики могли обратиться
за справкой
- в «Редакторе предметов» вы можете размещать собственные учебные материалы и
задания, в том числе метапредметные
-если ученик выполнил задание неправильно, ему помогут «Шаги решения». Система
выдаст подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит сделать новое
упражнение — для отработки и закрепления материала
Портал подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу
ЕГЭ‖ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/) - бесплатный онлайн сервис, доступный всем пользователям интернета:
- позволяет ученикам и студентам без ограничений проходить разноуровневые задания
и уже заранее заранее составленные контрольные;
- содержит каталог заданий по темам;
- предоставляет возможность централизованного контроля уровня подготовки
учащихся для учителей;
- содержит справочные сведения по предмету.
Zoom (https://zoom.us/) - простая и надежная облачная платформу для видео- и
аудиоконференцсвязи, чатов и веб-семинаров . Учащиеся могут заходить на платформу
как с компьютера или планшета, так и с телефона.
Формы проведения занятий с использованием ДОТ
Синхронный (он-лайн обучение): коммуникация происходит в реальном времени, по
расписанию, приближенному к обычному
Асинхронный: учащиеся получают материалы для самостоятельного изучения,
домашние задания, тесты по альтернативным источникам (учебники, рабочие тетради и
т.п.). Задания высылаются учащимися к определѐнному сроку при помощи средств
коммуникации с обратной связью: почта, чат, социальные сети, электронный дневник.
Взаимодействие с учащимися и их родителями при использовании ДОТ
осуществляется на основе использования возможностей социальных сетей (в контакте,
ватсап и др), сервисов Classroom, Zoom. При отсутствии электронных средств у учащихся
дети работают при помощи альтернативных источников обучения.
Перечень используемых электронных образовательных ресурсов и приложений
Предмет
Образовательные
Краткая
Качество
ресурсы, приложения
характеристика
работы
ресурса
ресурса
Русский язык
Российская электронная
Видеоуроки и
бесперебойное
Литература
школа. https://resh.edu.ru/.
тренажеры по всем
учебным предметам
Zoom (https://zoom.us/)
Ресурс для проведения бесперебойное
онлайн-видеоконференций
Портал подготовки
Тренировочная
бесперебойное
обучающихся к
система тестов для
государственной итоговой
подготовки и
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
самоподготовки к ЕГЭ

(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.

Математика
Алгебра
Алгебра и начала
анализа
Портал подготовки
Геометрия
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/)
Информатика
Российская электронная
Информатика и
школа. https://resh.edu.ru/.
ИКТ
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Иностранные
Портал дистанционного
языки
обучения
(английский,
(http://do2.rcokoit.ru).
немецкий)
Онлайн-школа английского
языка Skyeng(
https://skyeng.ru/)
История
Якласс
Обществознание https://www.yaklass.ru/.
Zoom (https://zoom.us/)
География

Физика

Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖

и ОГЭ
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ

бесперебойное

Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ

бесперебойное

Интерактивные курсы
по основным
предметам школьной
программы.

бесперебойное

бесперебойное

бесперебойное

бесперебойное
Видеоуроки и
тренажеры
Ресурс для проведения
онлайн-видеоконференций
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ

бесперебойное

Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ

бесперебойное

бесперебойное
бесперебойное
бесперебойное

бесперебойное

Химия
Биология

Физкультура
ОБЖ

Музыка

(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Портал подготовки
обучающихся к
государственной итоговой
аттестации ―Решу ЕГЭ‖
(https://ege.sdamgia.ru/),
―Решу ОГЭ‖
(https://oge.sdamgia.ru/);
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.
Видеоуроки и тренажеры
по всем учебным
предметам.
Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.

ИЗО

Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.

Технология

Российская электронная
школа. https://resh.edu.ru/.

и ОГЭ
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Тренировочная
система тестов для
подготовки и
самоподготовки к ЕГЭ
и ОГЭ

бесперебойное

Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.

бесперебойное

Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.
Видеоуроки и
тренажеры по всем
учебным предметам.

бесперебойное

бесперебойное
бесперебойное

бесперебойное

бесперебойное
бесперебойное


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».