3. 3. Система условий реализации основной образовательной программы Условия, созданные в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1», реализующей основную образовательную программу среднего общего образования: • соответствуют требованиям Стандарта; • обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ; • учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании. 3.3.1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы Характеристика укомплектованности организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными работниками Образовательная организация укомплектовывается кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой образовательной организации, и способными к инновационной профессиональной деятельности. Требования к кадровым условиям включают: укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, создаются условия: для реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов; оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других организаций, осуществляющих образовательную деятельность; стимулирования непрерывного личностного профессионального роста и повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, использования ими современных педагогических технологий; повышения эффективности и качества педагогического труда; выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников; осуществления мониторинга результатов педагогического труда. Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего общего образования может строиться по схеме: - должность; - должностные обязанности; - количество работников в образовательной организации (требуется/имеется); - уровень работников образовательной организации: требования к уровню квалификации, фактический уровень. Образовательная организация с учетом особенностей педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательной деятельности составляет перечень необходимых должностей в соответствии с ЕКС и требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Результативность деятельности педагогических работников может оцениваться по схеме: критерии оценки; содержание критерия; показатели/индикаторы. Вариант: Результативность деятельности педагогических работников оценивается в соответсвии с разработанным в образоват. Организации Положением об оцпенке эффективности труда педагогических работников. Показатели и индикаторы могут быть разработаны образовательной организацией на основе планируемых результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательной организации. Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в том числе развития УУД, а также активность и результативность их участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных проектах, школьном самоуправлении, волонтерском движении. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. При оценке качества деятельности педагогических работников могут также учитываться: - востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и их родителями (законными представителями); - использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; - участие в методической и научной работе; - распространение передового педагогического опыта; - повышение уровня профессионального мастерства; - работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; - руководство проектной деятельностью обучающихся; - взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Описание уровня квалификации педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам ЕКС и требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» по соответствующей должности. Соответствие уровня квалификации работников образовательной организации, реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должна отражать: компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность; общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность, эмоциональную устойчивость. У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для реализации требований ФГОС СОО и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения: - обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; - осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; - разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы; - выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; - выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов); - организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; - оценивать деятельность обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; - интерпретировать результаты достижений обучающихся; - использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательной организации является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. В основной образовательной программе образовательной организации представлены планы-графики, включающие различные формы непрерывного повышения квалификации всех педагогических работников, а также графики аттестации кадров на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций», а также методикой оценки уровня квалификации педагогических работников. Для этого используются различные образовательные организации, имеющие соответствующую лицензию. Формами повышения квалификации могут быть: - послевузовское обучение в высших учебных заведениях, в том числе в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации; - стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по отдельным направлениям реализации основной образовательной программы; - дистанционное образование; участие в различных педагогических проектах; создание и публикация методических материалов и др. Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе ее реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС СОО: обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; освоение системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС СОО. Одним из условий готовности образовательной организации к введению ФГОС СОО является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС СОО. Организация методической работы может планироваться по следующей схеме: мероприятия, ответственные, форма подведения итогов, анализ и использование результатов на уроках и во внеурочной работе. Методическая работа более детально планируется на учебный год и утверждается педагогическим советом образовательной организации. Вариант: методическая работа детально планируется на учебный год и утверждается педагогическим советом образовательной организации. При этом могут быть использованы мероприятия: - семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС СОО; - тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС СОО; - заседания методических объединений учителей по проблемам введения ФГОС СОО; - конференции участников образовательных отношений и социальных партнеров образовательной организации по итогам разработки основной образовательной программы, ее отдельных разделов, проблемам апробации и введения ФГОС СОО; - участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательной организации; - участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения ФГОС СОО и новой системы оплаты труда; - участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажерских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС СОО. Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического рекомендации, резолюции и т. д. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Специалисты совета, презентации, приказы, инструкции, Функции Административный Обеспечивает условия для эффективной работы, персонал организует контроль и текущую организационную работу. Педагоги Организация условий для успешного продвижения обучающегося в рамках образовательного процесса Библиотекарь Обеспечивает доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности учащихся путѐм обучения поиска, анализа, оценки и обработки информации Учитель - логопед Организация условий для успешного продвижения ребѐнка в рамках образовательного процесса Социальный Организация условий для успешного продвижения ребѐнка педагог в рамках образовательного процесса Психолог - педагог 3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при получении среднего общего образования Обеспечение преемственности в формах организации деятельности обучающихся как в урочной, так и во внеурочной работе требует сочетания форм, использовавшихся на предыдущем этапе обучения, с новыми формами. На уровне среднего общего образования целесообразно применение таких форм, как учебное групповое сотрудничество, проектноисследовательская деятельность, ролевая игра, дискуссии, тренинги, практики, конференции с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор характера самостоятельной работы. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся Обеспечение преемственности должно осуществляться с учетом возрастных психофизических особенностей обучающихся на уровне среднего общего образования. На уровне среднего общего образования меняется мотивация, учеба приобретает профессионально-ориентированный характер. Направления работы должны предусматривать мониторинг психологического и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим разного рода трудности. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся С целью обеспечения поддержки обучающихся проводится работа по формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется через тематические родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, психологопедагогические консилиумы, круглые столы, презентации классов, посещение уроков и внеурочных мероприятий. Психологическая компетентность родителей (законных представителей) формируется также в дистанционной форме через Интернет. Психологическое просвещение обучающихся осуществляется на психологических занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультациях, дистанционно. Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся можно отнести: сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциацию и индивидуализацию обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся; выявление и поддержку одаренных обучающихся, поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку объединений обучающихся, ученического самоуправления. Важной составляющей деятельности образовательных организаций является психолого-педагогическое сопровождение педагогов. Оно осуществляется с целью повышения психологической компетентности, создания комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе, профилактики профессионального выгорания психолого-педагогических кадров. Значительное место в психолого-педагогическом сопровождении педагогов занимает профилактическая работа, в процессе которой педагоги обучаются установлению психологически грамотной системы взаимоотношений с обучающимися, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами. По вопросам совершенствования организации образовательных отношений проводится консультирование (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий), лекции, семинары, практические занятия. Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений на уровне среднего общего образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации. Система психологического сопровождения строится на основе развития профессионального взаимодействия психолога и педагогов, специалистов; она представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурносодержательных компонентов, психолого-педагогических условий, показателей, охватывающих всех участников образовательных отношений: учеников, их родителей (законных представителей), педагогов. Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений Основными формами психолого-педагогического сопровождения могут выступать: - диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода ученика на уровень среднего общего образования и в конце каждого учебного года; - консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется педагогом и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации; - профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени. 3.3.3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы среднего общего образования Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего общего образования включает в себя: - обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего общего образования; - исполнение требований ФГОС СОО организацией, осуществляющей образовательную деятельность; - реализацию обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая выполнение индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего общего образования отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы среднего общего образования, а также механизм их формирования. Расчет нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативных затрат оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации образовательной программы среднего общего образования осуществляется по направленности (профилю) основной образовательной программы среднего общего образования с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося. 3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы Материально-технические условия реализации основной образовательной программы формируются с учетом требований ФГОС СОО и Санитарно-эпидемиологических правил. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы: обеспечивают формирование единой мотивирующей интерактивной среды как совокупности имитационных и исследовательских практик, реализующих через техносферу образовательной организации вариативность, развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству (в том числе научно-техническому), включение познания в значимые виды деятельности, а также развитие различных компетентностей; учитывают: - специальные потребности различных категорий обучающихся (с повышенными образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и пр.); - специфику основной образовательной программы среднего общего образования (профили обучения, уровни изучения, обязательные и элективные предметы/курсы, индивидуальная проектно-исследовательская деятельность, урочная и внеурочная деятельность, ресурсы открытого неформального образования, подготовка к продолжению обучения в высших учебных заведениях); - актуальные потребности развития образования (открытость, вариативность, мобильность, доступность, непрерывность, интегрируемость с дополнительным и неформальным образованием); обеспечивают: - подготовку обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; - формирование и развитие мотивации к познанию, творчеству и инновационной деятельности; - формирование основы научных методов познания окружающего мира; - условия для активной учебно-познавательной деятельности; - воспитание патриотизма и установок толерантности, умения жить с непохожими людьми; - развитие креативности, критического мышления; - поддержку социальной активности и осознанного выбора профессии; - возможность достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы; - возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательной организации; - эргономичность, мультифункциональность и трансформируемость помещений образовательной организации. Здание образовательной организации, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушнотепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий соответствуют государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам, обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех ее участников. В образовательной организации выделяются и оборудуются помещения для реализации образовательной деятельности обучающихся, административной и хозяйственной деятельности. Выделение (назначение) помещений осуществляется с учетом основной образовательной программы образовательной организации, ее специализации (выбранных профилей) и программы развития, а также иных особенностей реализуемой основной образовательной программы. В образовательной организации могут быть предусмотрены: учебные кабинеты с автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими местами обучающихся и педагогических работников; помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством, музыкой и изобразительным искусством, а также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору обучающихся; мастерские в соответствии с профилями обучения; информационно-библиотечные центры с рабочими зонами свободного доступа (коллективного пользования), оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой; мультифункциональный актовый зал (актовые залы) для проведения информационнометодических, учебных, а также массовых, досуговых, развлекательных мероприятий; спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения; помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи (с возможностью организации горячего питания); помещения медицинского назначения; административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием; гардеробы, санузлы, места личной гигиены; участок (территория) с необходимым набором оборудованных зон; полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности обеспечивает следующие ключевые возможности: реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления ими самостоятельной познавательной деятельности; проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, проведение наблюдений и экспериментов (в т.ч. с использованием традиционного и цифрового лабораторного оборудования, электронных образовательных ресурсов, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений); художественное творчество с использованием современных инструментов и технологий, художественно-оформительские и издательские работы; научно-техническое творчество, создание материальных и информационных объектов с использованием рукомесла и цифрового производства; получение личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры; базовое и углубленное изучение предметов; проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, образовательной робототехники, программирования; наблюдение, наглядное представление и анализ данных, использование цифровых планов и карт, спутниковых изображений; физическое развитие, систематические занятия физической культурой и спортом, участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; исполнение, сочинение и аранжировку музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий; практическое освоение правил безопасного поведения на дорогах и улицах с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий; размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной организации; индивидуальную и групповую деятельность, планирование образовательной деятельности, фиксацию его реализации в целом и на отдельных этапах, выявление и фиксирование динамики промежуточных и итоговых результатов; доступ к информационно-библиотечному центру, ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио-, видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, организацию досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организацию сценической работы, театрализованных представлений (обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением); маркетинг образовательных услуг и работу школьных медиа (выпуск школьных печатных изданий, работа сайта образовательной организации, школьного телевидения, представление школы в социальных сетях и пр.); организацию качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогических работников. Указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами. Важно, чтобы инфраструктура образовательной организации обеспечивала дополнительные возможности: зоны (помещения) для коворкинга (свободной совместной деятельности) обучающихся, педагогических и административных работников; зоны уединения и психологической разгрузки; зоны индивидуальной работы обучающихся (информационный поиск, формирование контента, подготовка к занятиям и пр.); безопасный доступ к сети Интернет; использование личных электронных устройств с учетом политики информационной безопасности. Оформление помещений образовательной организации должно соответствовать действующим санитарным нормам и правилам, рекомендациям по обеспечению эргономики, а также максимально способствовать реализации интеллектуальных, творческих и иных способностей и замыслов обучающихся и педагогических работников (в том числе окрашивание стен специализированными красками, превращающими их в маркерные/меловые поверхности, использование различных элементов декора, размещение информационно-справочной информации, мотивирующая навигация и пр.). Формирование материально-технических условий целесообразно осуществлять по функционально-модульному принципу. Функциональный модуль — это совокупность аппаратно-программных комплексов, образовательного контента, методического и организационного обеспечения, предназначенных для выполнения конкретных функциональных задач. Функциональный модуль может размещаться как в отдельном помещении (занимать его полностью или частично), так и совместно с другими функциональными модулями (мультифункциональные помещения). Некоторые функциональные модули могут быть в мобильном исполнении (для оптимизации финансовых затрат и/или обеспечения коллективного использования). Набор и состав функциональных модулей подбирается с учетом особенностей образовательной программы, перспектив (планов) развития, а также необходимости интеграции с академическими и иными партнерами (колледжи, высшие учебные заведения и др.), выполнения функций социокультурного центра. 3.3.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой (ИОС), включающей: - комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; - совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; - систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Функционирование информационной образовательной среды образовательной организации обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Основными структурными элементами ИОС являются: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; информационно-образовательные ресурсы сети Интернет; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; прикладные программы, в том числе поддерживающие административную и финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский учет, делопроизводство, кадры и т. д.). Важной частью ИОС является официальный сайт образовательной организации в сети Интернет, на котором размещается информация о реализуемых образовательных программах, ФГОС, материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и др. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна обеспечивать: - информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; - планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения; - проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; - мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности; - мониторинг здоровья обучающихся; - современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; - дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; - дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы В целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую основную образовательную программу среднего общего образования учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Кроме учебной литературы библиотека может содержать фонд дополнительной литературы: отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература; научно-популярная и научно-техническая литература; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. С целью создания широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности, обеспечивается функционирование школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети. Комплексно система информационно-методических и учебно-методических условий образовательной организации может быть представлена в ООП в виде таблицы, включающей в себя параметры реализуемых возможностей ИОС и качественные показатели степени реализации создаваемых условий в образовательной деятельности. 3.3.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования Образовательная организация определяет все необходимые меры и сроки по приведению информационно-методических условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования в соответствие с требованиями ФГОС СОО. Система условий реализации ООП образовательной организации базируется на результатах проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей: анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации основной образовательной программы среднего общего образования; установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательной организации, сформированным с учетом потребностей всех участников образовательных отношений; выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС СОО; разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий; разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий; разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты). Перечень необходимых изменений Направления Мероприятия НормативноВнесение необходимых изменений в локальные акты школы правовое обеспечение ОрганизационноОрганизация работы творческой группы по осуществлению управленческое перехода на ФГОС СОО обеспечение Развитие материально-технической базы школы в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими и противопожарными нормами, нормами охраны труда участников образовательных отношений Обновление информационно-образовательной среды школы: приобретение мультимедийных учебно-дидактических материалов. Организация работы с одаренными детьми. Анализ учебного фонда библиотеки школы для реализации ФГОС Проведение собеседований с учителями по вопросам реализации ФГОС Кадровое Обеспечение условий для непрерывного профессионального обеспечение развития педагогических работников школы. Обеспечение условий для прохождения аттестации педагогических работников Рост числа педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории. Методическое Повышение уровня профессионального мастерства педагогических обеспечение работников в соответствии с требованиями ФГОС. Совершенствование работы по самообразованию педагогических работников. Материальнотехническое обеспечение Изучение, обобщение и внедрение передового опыта образовательных организаций по формированию УУД, духовнонравственному развитию, организации внеурочной деятельности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Приобретение учебной мебели Приобретение мультимедийных комплексов Обновление информационно-образовательной среды школы 3.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, позволяющей формировать успешную, интеллектуально развитую, творческую личность, способную свободно адаптироваться к социальным условиям, ответственную за свое здоровье и жизнь. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий учитывают организационную структуру образовательной организации, взаимодействие с другими субъектами образовательных отношений, иерархию целевых ориентиров, обозначенную в ФГОС СОО и выстроенную в ООП образовательной организации. Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является четкое взаимодействие всех участников образовательных отношений. Система условий реализации образовательной программы школы базируется на результатах проводимой в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей: • анализ имеющихся в школы условий и ресурсов реализации основной образовательной программы; • установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы, сформированным с учѐтом потребностей всех участников образовательных отношений; • выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта; • разработку с привлечением всех участников образовательных отношений и возможных партнѐров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий; • разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий; • разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты). План работы школы способствует своевременному принятию административных решений, обеспечению организационно-педагогической деятельности по внедрению ФГОС, профессионального роста педагогических работников, укреплению материальнотехнической базы школы. Повышения квалификации педагогических и руководящих работников проводится по плану. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации образовательной программы Направление Сроки № Мероприятие деятельности проведения 1 НормативноКорректирование образовательной программы август правовое основного общего образования обеспечение Корректирование списка учебников и учебных август реализации пособий в соответствии с требованиями ФГОС ФГОС Корректирование локальных актов в По мере 2 3 4 5 6 7 соответствии с требованиями Федеральных и Региональных документов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учѐтом требований к минимальной оснащѐнности образовательного процесса. Финансов – Внесение изменений в локальные акты, экономическое регламентирующие установление обеспечение стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и реализации размеры премирования. ФГОС Привлечение дополнительных внебюджетных средств для обеспечения введения ФГОС Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками. Организационное Реализация плана научно – методической работы обеспечение по обеспечению реализации ФГОС реализации ФГОС Кадровое Курсовая подготовка учителей, работающих в обеспечение школе, по вопросам введения ФГОС реализации ФГОС Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности Знакомство педагогов с информационнометодическими материалами, сопровождающими реализацию ФГОС Организация курсовой подготовки педагогов в области ИКТ Методическое Развитие методической компетентности обеспечение педагогических работников введения ФГОС Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС Организация контроля за самообразованием педагогических работников Организация изучения передового опыта работы учителей по внедрению ФГОС Проведение открытых уроков с использованием технологий и форм обучения, отвечающих ФГОС. Деятельностный подход в образовательном процессе. Информационное Знакомство родителей (законных обеспечение представителей) с основными положениями введения ФГОС ФГОС СОО на родительских собраниях Оформление и постоянное обновление отдельной страницы на сайте школы по ФГОС Привлечение родителей к разработке программ внеурочной деятельности и воспитательного компонента основной образовательной программы Материально – Проведение необходимых ремонтных работ по техническое подготовке к новому учебному году небходимости По мере небходимости В течение года август В течение года По графику курсовой подготовки В течение года в течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года По графику Сентябрь в течение года в течение года Июнь – август обеспечение введения ФГОС 8 Мониторинговые мероприятия Продолжить приобретение учебной мебели Реконструкция стадиона школы Обеспечение учебной литературой учащихся 1011-х классов, согласно выбранному комплекту Продолжение оборудования мультимедийной техникой Проведение входной диагностики сентябрь Проведение промежуточной диагностики обученности и успешности обучающихся В течение года 2022-2024 гг. Август В течение года октябрь Ноябрь, январь, март, май 3.6. Контроль за состоянием системы условий Контроль за состоянием системы условий реализации ООП СОО проводится путем мониторинга с целью эффективного управления процессом ее реализации. Оценке обязательно подлежат: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материальнотехнические условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов) образовательной организации. Для такой оценки используется определенный набор показателей и индикаторов, а также экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации. Целями мониторинга являются: оценка соответствия имеющихся условий и результатов образовательной деятельности требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечение объективного информационного отражения состояния системы образования, отслеживание динамики качества предоставляемых образовательных услуг, эффективности педагогической деятельности. Задачами мониторинга являются: - разработка и использование единых нормативных материалов; - создание четкой структуры мониторинговых исследований; - разработка и применение технологий сбора, обобщения, классификации и анализа информации; - обеспечение получения достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса; - систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности; - совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности; - своевременное выявление изменений в сфере образования и вызвавших их факторов; - обеспечение администрации школы оперативной и достоверной информацией; - координация деятельности школы; - разработка технологии использования полученной информации в качестве информационной основы принятия управленческих решений. Объекты мониторинга: образовательные результаты, ресурсы и условия образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал. К основным направлениям мониторинга относятся: - оснащенность образовательного процесса; - уровень учебных достижений; - состояние здоровья обучающихся; - профессиональное мастерство педагогов; - организация управленческой деятельности; - социокультурная и досуговая деятельность; - эффективность воспитательных и образовательных систем; - выполнение социального заказа; - психологический климат в образовательной системе; - инновационная деятельность; - реализация программы развития и других; - структурный и функциональный анализ образовательных систем. Организация и проведение мониторинга качества школьной системы образования находится в компетенции МС, который: - разрабатывает концептуальные основы мониторинга; - организует разработку нормативных и методических материалов; - определяет объем и структуру информационных потоков и организует их; - планирует и организует комплексные мониторинговые исследования; - организует научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований; - организует распространение информации о результатах мониторинга; -координирует деятельность субъектов, занимающихся мониторинговыми исследованиями. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (отчеты, служебные записки и т.д.) в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Заместители директора, руководители методических объединений осуществляют административный контроль. 3.7. Реализация программы в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Обучение учащихся осуществляется в очной форме с применением дистанционных технологий. Для организации обучения с использованием порталов дистанционного обучения учителями применяются рекомендованные источники: Учи. ру. https://uchi.ru/ - интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов: - интерактивные задания; - видеозанятия с классом; - домашние и проверочные работы; - статистика достижений ученика; - трансляции онлайн-уроков. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ - это информационнообразовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий: - программа полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, Всероссийским проверочным работам, экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ; - доступ к дополнительным интересным материалам (например, можном посмотреть фильм или посетить виртуальный музей); -удобные инструменты обучения. Google Класс – бесплатный веб-сервис: - учащиеся получают задания от учителей, осуществляется обратная связь с учащимися; - предоставляет возможность комментировать выполнение заданий детьми, поставить оценку; - доступно проведения проверочных работ, тестов с он-лайн результатами; - учащиеся работают самостоятельно, без помощи родителей; - предоставляется возможность работы с телефона. Онлайн-школа английского языка Skyeng (https://skyeng.ru/) - бесплатно; не требуется регистрации; - официальные материалы, утвержденные ФГОС; - учителя могут за 5 минут отправить своим ученикам задания (в виде ссылки) в привычных мессенджерах - в чаты ВК и WhatsApp; - ученики могут решать задания прямо с телефона, а после выполнения делиться своими результатами с родителями и друзьями; - автоматическая проверка заданий или проверка заданий учителем на выбор; - результат активности учеников виден моментально; - доступна с любого устройства: компьютер, планшет, телефон. Якласс https://www.yaklass.ru/. -в разделе «Предметы» есть вся необходимая теория, чтобы ученики могли обратиться за справкой - в «Редакторе предметов» вы можете размещать собственные учебные материалы и задания, в том числе метапредметные -если ученик выполнил задание неправильно, ему помогут «Шаги решения». Система выдаст подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит сделать новое упражнение — для отработки и закрепления материала Портал подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу ЕГЭ‖ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/) - бесплатный онлайн сервис, доступный всем пользователям интернета: - позволяет ученикам и студентам без ограничений проходить разноуровневые задания и уже заранее заранее составленные контрольные; - содержит каталог заданий по темам; - предоставляет возможность централизованного контроля уровня подготовки учащихся для учителей; - содержит справочные сведения по предмету. Zoom (https://zoom.us/) - простая и надежная облачная платформу для видео- и аудиоконференцсвязи, чатов и веб-семинаров . Учащиеся могут заходить на платформу как с компьютера или планшета, так и с телефона. Формы проведения занятий с использованием ДОТ Синхронный (он-лайн обучение): коммуникация происходит в реальном времени, по расписанию, приближенному к обычному Асинхронный: учащиеся получают материалы для самостоятельного изучения, домашние задания, тесты по альтернативным источникам (учебники, рабочие тетради и т.п.). Задания высылаются учащимися к определѐнному сроку при помощи средств коммуникации с обратной связью: почта, чат, социальные сети, электронный дневник. Взаимодействие с учащимися и их родителями при использовании ДОТ осуществляется на основе использования возможностей социальных сетей (в контакте, ватсап и др), сервисов Classroom, Zoom. При отсутствии электронных средств у учащихся дети работают при помощи альтернативных источников обучения. Перечень используемых электронных образовательных ресурсов и приложений Предмет Образовательные Краткая Качество ресурсы, приложения характеристика работы ресурса ресурса Русский язык Российская электронная Видеоуроки и бесперебойное Литература школа. https://resh.edu.ru/. тренажеры по всем учебным предметам Zoom (https://zoom.us/) Ресурс для проведения бесперебойное онлайн-видеоконференций Портал подготовки Тренировочная бесперебойное обучающихся к система тестов для государственной итоговой подготовки и аттестации ―Решу ЕГЭ‖ самоподготовки к ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/); Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Математика Алгебра Алгебра и начала анализа Портал подготовки Геометрия обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу ЕГЭ‖ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/) Информатика Российская электронная Информатика и школа. https://resh.edu.ru/. ИКТ Портал подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу ЕГЭ‖ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/); Иностранные Портал дистанционного языки обучения (английский, (http://do2.rcokoit.ru). немецкий) Онлайн-школа английского языка Skyeng( https://skyeng.ru/) История Якласс Обществознание https://www.yaklass.ru/. Zoom (https://zoom.us/) География Физика Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Портал подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу ЕГЭ‖ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/); Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Портал подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу ЕГЭ‖ и ОГЭ Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Тренировочная система тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ и ОГЭ бесперебойное Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Тренировочная система тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ и ОГЭ бесперебойное Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы. бесперебойное бесперебойное бесперебойное бесперебойное Видеоуроки и тренажеры Ресурс для проведения онлайн-видеоконференций Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Тренировочная система тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ и ОГЭ бесперебойное Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Тренировочная система тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ бесперебойное бесперебойное бесперебойное бесперебойное бесперебойное Химия Биология Физкультура ОБЖ Музыка (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/); Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Портал подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации ―Решу ЕГЭ‖ (https://ege.sdamgia.ru/), ―Решу ОГЭ‖ (https://oge.sdamgia.ru/); Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. ИЗО Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Технология Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. и ОГЭ Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Тренировочная система тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ и ОГЭ бесперебойное Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. бесперебойное Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам. бесперебойное бесперебойное бесперебойное бесперебойное бесперебойное бесперебойное