III.2. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности МКОУ «Медвежьегорская №1» является частью образовательной программы Школы. Школа реализует программы в соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса. установленных «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге; их участии в самоуправлении к общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность на базе МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» реализуется в соответствии с требованиями Стандарта через системы внеаудиторной занятости, работу классных руководителей, педагогов школы по следующим направлениям развития личности: 1.Спортивно-оздоровительное. 2. Социальное. 3. Общеинтеллектуальное. 4. Духовно – нравственное. 5. Общекультурное. Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения; таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, исследования и т.д. Программы внеурочной деятельности направлены: - на расширение содержания программ общего образования; - на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. Реализация каждого курса осуществляется согласно: - плана внеурочной деятельности; - режима внеурочной деятельности; - рабочих программ внеурочной деятельности; - расписания занятий внеурочной деятельности. Данные документы утверждаются руководителем организации. При проведении занятий внеурочной деятельности возможно формирование групп из классов одной параллели, минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет не менее 10 человек. Расписание занятий внеурочной деятельности сформировано отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет: 10 - 11 классы – 40 минут. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем директора школы по ВР в соответствии с должностной инструкцией. Особенности организации внеурочной деятельности Цели внеурочной деятельности: - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив; - создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка в свободное от учѐбы время. 3адачи внеурочной деятельности Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, направлены на достижение воспитательного результата и воспитательного эффекта. 1.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура): -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбию творческого отношения к учению, труду, жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 2.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности. 3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем. 4. Создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания. Принципы организации внеурочной деятельности: - соответствие возрастным особенностям обучающихся; - преемственность с технологиями учебной деятельности; - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности: опора на ценности воспитательной системы школы; - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся с учѐтом запросов родителей (законных представителей). Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе: - реализация программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы; - использование социокультурных возможностей г. Медвежьегорска. К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: 1) личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников срелней школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; 2) метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Предполагаемые результаты реализации программ внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное направление. Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Ценностные основы: здоровье - физическое, нравственное и социально- психическое; стремление к здоровому образу жизни. Цель: спортивно-оздоровительной деятельности: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни; формирование и развитие валеологической культуры. Задачи: - научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; - научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на ее основе самостоятельно поддерживать свое здоровье; - формировать представление: 1) о позитивных факторах, влияющих на здоровье; 2) о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; З) о рациональной организации режима дня, учѐбы и отдыха, двигательной активности; 4) о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. д.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; 5) о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; - научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; - формировать: навыки позитивного коммуникативного общения; представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; потребность ребѐнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения. Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции; проведение часов общения; проведение досуговых мероприятий; конкурсов, спортивных праздников, викторин, экскурсий; дней Здоровья. Планируемые результаты: Результаты первого уровня: приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистоговоздуха, чистой воды), экологически грамотного питания. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учѐбе и жизни вообще. Результаты третьего уровня: регулярные занятия спортом; систематически оздоровительно-закаливающие процедуры; участие в спортивных и оздоровительных акциях. Общеинтеллектуальное направление Решение проблемы развития творческого потенциала школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребѐнка. Цель обшеинтеллектуального направления: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания. Задачи: • обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами; • способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности. Основные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научное общество, экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, исследовательские проекты, конкурсы рисунков, рассказов, сочинений, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады; конференции, интеллектуальные марафоны). Планируемые результаты: Результаты первого уровня: • приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий; • формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность. Результаты второго уровня: • самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста; • умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать. Результаты третьего уровня: • умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. Общекультурное направление Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Задачи: развитие эмоциональной сферы ребѐнка, чувства прекрасного, творческих способностей; формирование коммуникативной общекультурной компетенций; овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; овладение навыками межличностного общения; формирование интереса к творческим профессиям. Планируемые результаты: Результаты первого уровня: • Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа; • Приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края; • Умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома. Результаты второго уровня: • Получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа; • Получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества. Результаты третьего уровня: Участие в акциях художественно - эстетического направления в окружающем школу социуме. Духовно - нравственное направление Духовно - нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно - нравственного воспитания учащихся и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Духовнонравственное развитие гражданина России - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностносмысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Цель духовно-нравственного направления:создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социальноориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции«становиться лучше»; - формирование патриотизма и гражданской солидарности; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Планируемые результаты: Результаты первого уровня: - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых), формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Результаты второго уровня: - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Результаты третьего уровня: - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Социальное направление Цель социального направления: создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Задачи: - формирование позитивного отношения к базовым ценностям; - формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; - выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах; - стремление активно участвовать в общих интересах и делах класса, школы, города. Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный ка преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. В рамках социального направления учащиеся принимают добровольное посильное участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Планируемые результаты: Результаты первого уровня: - получение элементарных представлений о значении участия человека в общественнополезной деятельности; - приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности; Результаты второго уровня: - получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной деятельности; Результаты третьего уровня: - потребность в участии в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Внеурочная деятельность обучающихся в соответствии с Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей реализовывается посредством различных форм: кружки, конкурсы, экскурсии, соревнования и другие, Для реализации регулярных мероприятий используются такие формы организации внеурочной деятельности, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, школьные научные общества, научные исследования, классные часы. Для организации разовых и краткосрочных мероприятий используются: Направление Формы Спортивнооздоровительное Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры Социальное Беседы, предметные недели, проектная деятельность выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование Общеинтеллектуальное Интеллектуальные игры; квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции Духовно-нравственное Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы Общекультурное Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся Максимальный объем внеурочной деятельности Уровень Нагрузка на период освоении обучения программы Среднее до 700 ч Количество лет обучения 2 Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по ее модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности); удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Объекты мониторинга: • Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; • Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; • Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями; • Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля. Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность на базе школы; • развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений; • результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня. Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам: • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чѐтким и внятным представлением о результате; • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определѐнного уровня; • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; •диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности. Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС обеспечивают реализацию образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности. При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг образовательной организацией в соответствии с ФГОС в норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников образовательной организации на внеурочную деятельность. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.