Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» «Утверждаю» ____________________ Директор школы: Т.И. Каштанова дата_28.08.2020_____________ Рабочая образовательная программа по курсу «Основы православной культуры» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор А.В. Кураев) Учителя: Кузнецова Л.И., ВКК Белова О.П., ВКК Артемьева Е.В., 1КК Никкина Н.А., 1КК Обсуждена и согласована на методическом совете Протокол №__1___ от «_27»_08__2020_г. Медвежьегорск Принята на педагогическом совете Протокол №__1___ от «_28__»_08.2020____г. Пояснительная записка Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. 17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В условиях чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы, а также в целях предупреждения распространения заболеваемости среди обучающихся, реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется через применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для осуществления образовательной деятельности предусмотрено использование образовательных платформ, рекомендованных Министерством образования РФ. «Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г. Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012. Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 34 урока. Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи курса «Основы православной культуры»: Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить: Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Универсальные учебные действия. Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.); учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)); Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); привлечение родителей к совместной деятельности. Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры » Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Виды деятельности младших школьников: - Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная использованием дополнительных информационных источников) работа с - Игровая деятельность - Творческая деятельность. - Проектная деятельность. - Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация) Для реализации программного содержания используются: -Учебник для общеобразовательных учреждений: культуры». 4 класс. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2014 «Основы православной -«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - «Православие: полная энциклопедия для православных»/ О. Глаголева, Е. Щеголева. М.: Эксмо, 2011/ -«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. -Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры». Оценивание проводить на основании «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверки тетрадей» Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат: - работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, минипроекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки) - индивидуальная и совместная деятельность учащихся - результаты тестирования В условиях чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы, а также в целях предупреждения распространения заболеваемости среди обучающихся, реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется через применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для осуществления образовательной деятельности предусмотрено использование образовательных платформ, рекомендованных Министерством образования РФ. Тематическое планирование 1. Россия - наша Родина. 2. Культура и религия. 3. Человек и Бог в православии. 4. Православная молитва. 5. Библия и Евангелие. 6. Проповедь Христа. 7. Христос и его Крест. 8. Пасха. 9. Православное учение о человеке. 10. Совесть и раскаяние. 11. Заповеди. 12. Милосердие и сострадание. 13. Золотое правило этики. 14. Храм. 15. Икона. 16. Творческие работы учащихся. 17. Подведение итогов. 18. Как христианство пришло на Русь 19. Подвиг. 20. Заповеди блаженств. 21. Зачем творить добро? 22. Чудо в жизни христианина. 23. Православие о Божием суде. 24. Таинство Причастия. 25. Монастырь. 26. Отношение христианина к природе. 27. Христианская семья. 28. Защита Отечества. 29. Христианин в труде. 30. Любовь и уважение к Отечеству. 31. Тестирование 32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся Примерные темы творческих работ обучающихся: 1.Храмы России. 2.Православные иконы. 3.Православные праздники. 4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей. Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования 2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. 3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. 4. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013. Материально-техническое обеспечение курса 1. Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор. 2. Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры». 3. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): - учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя); - нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; - специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи; - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля; - хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса; - документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников); - энциклопедическая и справочная литература; - религиозная литература; 4. Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.