РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОМРК

Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»
«Утверждаю»
____________________
Директор школы: Т.И. Каштанова
дата______28.08.2020________

Рабочая образовательная программа
по курсу «Основы мировых религиозных культур»
в начальной школе «Система Л.В.Занкова»
(авторы Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.)
Учителя:
Кузнецова Л.И., ВКК
Белова О.П., ВКК
Артемьева Е.В., 1КК
Никкина Н.А., 1КК

Принята на педагогическом
Обсуждена и согласована на
методическом совете
Протокол №_____
от «___»_____________20____г.

Медвежьегорск
2020

совете
Протокол №_____
от
«___»______________20____г.

«Основы мировых религиозных культур»
Пояснительная записка
Проблема
воспитания
толерантности и нравственной
идентификации
подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей
стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с
научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и
искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного
ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных
религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют
сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется и её
отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием
свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовнонравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и
воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер,
знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на
нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих
основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные
культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение»,
«духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий,
составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как
в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:



Общая историческая судьба народов России;
Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую
систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также
общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о
религиозных культурах и светской этике посредством:







ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую
цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе
содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между
ними и другими учебными предметами;
ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами,
обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной
ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы
межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы
религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом
многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого
курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:






знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание
религиозного,
культурного
многообразия
и
исторического,
национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы
мировых религиозных культур», должно обеспечить:






понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры
многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе
сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур»
должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:











Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:


знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;





знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет
собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести
учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость
по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в
себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках
четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими
для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела –
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый
тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа
России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание
учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит
представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее
общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари
религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В условиях чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы, а также в целях
предупреждения распространения заболеваемости среди обучающихся, реализация
основной образовательной программы начального общего образования осуществляется
через применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Для осуществления образовательной деятельности предусмотрено использование
образовательных платформ, рекомендованных Министерством образования РФ.
Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого
на изучение – 1 час в неделю, всего 34 урока.

№ темы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема

Количество часов

1

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина.

II.
2.

Основы мировых религиозных культур
Культура и религия

28
1

3.

Культура и религия

1

4.

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

5.

1

7.

Возникновение религий. Религии мира и их
основатели
Священные книги религий мира: Веды, Авеста,
Трипитака
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

8.

Хранители предания в религиях мира

1

9.

Человек в религиозных традициях мира

1

10.

Священные сооружения

4

11.

Священные сооружения

1

12.

Искусство в религиозной культуре

1

13.

Искусство в религиозной культуре

1

14.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие
греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие
греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
Религии России

1

1

19.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях
мира
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях
мира
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

20.

Религиозные ритуалы в искусстве

1

21.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

22.

Праздники в религиях мира

2

23.

Семья, семейные ценности

2

I.

6.

15.
16.
17.
18.

1

1
1

1
1

1
1

24.

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

III.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним
разных религий

5

26.

Подготовка творческих проектов.

1

27.

Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Как я понимаю православие», «Как я
понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я
понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение
религии в жизни человека и общества», «Памятники
религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение
к людям», «Мое отношение к России», «С чего
начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей
семьи в благополучие и процветание Отечества (труд,
ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка –
защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог
культур во имя гражданского мира и согласия»
(народное творчество, стихи, песни, кухня народов
России и т.д.).
Всего

1

25.

28.

29.

1

1

1

34

Литература:
1. Беглов А. Л.,

2.
3.
4.
5.

Саплина Е. В., Токарева Е. С. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4 класс. – М :
Просвещение
«Мифы народов мира» Н.И. Девятайкина «Феникс» Ростов-на-Дону «Цитадельтрейд» Москва 2006.
«Традиционная народная культура – педагогические и досуговые технологии»
Учебное пособие Р.Г. Салахутдинов Казань 2005.
«Проверь свои знания» энциклопедия для детей Н.Л. Вадченко ИКФ «Сталкер»
1997 (5 том, Буддизм).
«Культурология» А.И. Шаповалов Москва «Владос» 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».