РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК ФГОС 1-4 классы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»

«Утверждаю»
____________________
Директор школы: Т.И. Каштанова
дата____28.08.2020__________

Рабочая образовательная программа
по курсу «Русский язык»
в начальной школе «Система Л.В.Занкова»
(автор Полякова А.В.)

Учителя:
Кузнецова Л.И., ВКК
Белова О.П., ВКК
Артемьева Е.В., 1КК
Никкина Н.А, 1КК

Обсуждена и согласована на
методическом совете
Протокол №_____
от «___»_____________20___г.

Медвежьегорск
2015

Принята на педагогическом
совете
Протокол №_____
от
«___»______________20___г.

ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(для четырёхлетней начальной школы)
А.В.Полякова
I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в
учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о
языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и
основе национального самосознания.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует
познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия
и логического мышления учащихся;

социокультурная цель - изучения русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической
и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические
задачи:

развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике,
грамматике русского языка;

обеспечивать овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать
свою речь.
II. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, основной организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией
обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:

обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

ведущую роль теоретических знаний в обучении;

быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную
активность учащихся;

осознание школьниками процесса обучения;

систематическую работу над развитием каждого ребёнка, включая самого слабого.

Эти принципы обуславливают расширение в курсе объёма инвариативного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучений учебного материала.
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих
между собой, - представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а так же усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и
конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения
Л.В. Занкова.
Программа ориентируется на организацию учебного процесса как сотрудничества
учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит
первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутьё, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими
категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у
младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и
потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить
новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и
контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.
Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателей
обще культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуни-

кативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей
к творческой деятельности.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч. В 1 классе на изучение курса отводится 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебных недели). Во 2-4 классах на изучение курса отводится по 170 часов (5 часов
в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
В условиях чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы, а также в целях
предупреждения распространения заболеваемости среди обучающихся, реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется через
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для
осуществления образовательной деятельности предусмотрено использование образовательных платформ, рекомендованных Министерством образования РФ.
IV. Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации,
родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь
является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством
развития их мысли, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
V. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичное единстве и разнообразии природы, народов, культур;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;

овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных
связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значение русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

сформированность позитивного отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;

владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и признаках речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

осознание безошибочного письма как одного проявлений собственного уровня
культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение
проверять написанное;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Фонетика и орфоэпия»

Выпускник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
Выпускник получит возможность научиться:

проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Содержательная линия «Графика»
Выпускник научится:

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:

проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Содержательная линия «Лексика»
Выпускник научится:

выделять слова, значения которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Содержательная линия «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Содержательная линия «Морфология»
Выпускник научится:

определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж,
склонение;

определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;

определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем

времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными, личными местоимениями, к которым они относятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Содержательная линия «Синтаксис»
Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания. Находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения – определения, обстоятельства,
дополнения;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;

различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;

писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической зоркости;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного
возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;


сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
VI. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалоговой формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном или неявном
(подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, Содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержание, языковых особенностей и
структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по
памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержание прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного
фрагмента видеозаписи и т.п.)
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. наблюдение связи звуковой
структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков.
Деление слов на слоги.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и
твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по
звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики
звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий;
согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая
функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных
звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции
йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука.
Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
«стол», «конь»; в словах с буквами я, ю, е, ё; в слова с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выделение слов
звучание которых требует уточнения. Определение значение слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представления о однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова. Различие однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (различных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по
составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имён существительных одушевлённых и
неодушевлённых. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по
падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение
падежных и смысловых ( синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение

глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1 и 11 спряжения глаголов (практическое овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов
прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов Возвратные
глаголы.
Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и
порядковые числительные.
Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование
наречий.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.
Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.
Синтаксис. Различение предложение, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательны, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и
сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление
связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление,
примыкание, согласование) и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но, да. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограмм в слове, использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

сочетания чк, чн, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

соединительные буквы о и е в сложных словах;

буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;

двойные согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

гласные и разделительные ь и ъ;

мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь,
мышь);

буквы е и и в суффиксах существительных -ек- и -ик-;

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

буквы о и е на конце наречий;


безударные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

правописание частицы не с глаголами;

мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь)

мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.
Развитие речи. Освоение ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной
мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развитие главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с
жанром письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложения с элементами
сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.
VII. Тематическое планирование и основные виды
деятельности учащихся
Из предложенных авторами учебников четырёх вариантов тематического планирования, нами выбран к реализации первый вариант.
Тематическое планирование курса «Русский язык» обеспечено учебниками «Азбука» для 1 класса (авторы Нечаева Н.В., Белорусец К.С.), «Русский язык» для 1-4 классов
(автор Полякова А.В.).
Тематическое планирование курса «Русский язык»
(5 часов в неделю, всего 675 часов)
Тематическое
Характеристика деятельности учащихся
планирование
Обучение грамоте (115 ч)
Фонетика

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Группировать (классифицировать) слова по первому
звуку (последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н-м, р-л, с-ш и
др.). Подбирать слова с заданным звуком.
Различать звуки неродной речи.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс
и результат выполнения задания.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать)
работу (функцию) гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту
ударения.
Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным
гласным звуком.
Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Графика
Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему
букву.
Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные
звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель
твёдости-мягкости предшествующих согласных звуков.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по
акустико-артикуляционным признакам согласные звуки
(з-с, ж-ш, с-ш и т.д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о-а, п-т, л-м и т.д.).
Объяснять функцию букв ъ и ь.
Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.
Восстанавливать алфавитный порядок слов.
Читать слоги с изменением буквы гласного.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной
записи.
Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.
Анализировать: находить слово, соответствующее
названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и
паузами в соответствии со знаками препинания.
Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить
содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения.
Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфо-

эпическое - по целям.
Читать орфоэпически правильно.
Читать выразительно текст: использовать интонацию,
силу голоса, темп речи.
Письмо
Анализировать поэлементный состав букв.
Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.
Моделировать (создавать, конструировать) буквы из
набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и др. материалов).
Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным
шрифтами.
Контролировать собственные действия: закрашивать
только те части рисунка, в которых есть заданная буква.
Выкладывать слова из разрезной азбуки.
Списывать с печатного и письменного текста.
Переносить слова по слогам.
Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх – пяти слов со звуками в сильной
позиции.
Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.
Слово и предложение
Классифицировать слова в соответствии с их значением
(слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия).
Группировать слова, сходные по значению и звучанию.
Моделировать предложение.
Наблюдать: определять количество слов в предложении.
Списывать деформированный текст с его параллельной
корректировкой.
Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.
Орфография
Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выписывать из текста слова с
буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Объяснять правила написания слов с заглавной буквы;
подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы;
подбирать и записывать имена собственные на заданную
букву.
Оформлять начало и конец предложения.
Применять изученные правила при списывании и записи
под диктовку.
Развитие речи
Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в

групповую работу, связанную с общением.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы
учителя.
Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.
Обосновывать собственное мнение.
Систематический курс (500 ч)
Фонетика и орфоэпия (37 ч)
Классифицировать звуки русского языка по значимым
1 класс (18 ч)
Звуки и буквы. Слоги. Глас- основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы
ные звуки. Согласные звуки. «Звуки русского языка»).
Ударение. Твёрдые и мягкие Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные;
согласные звуки. Шипящие гласные твёрдые – мягкие, звонкие - глухие).
согласные звуки. Звонкие и Анализировать: определять звук по его характеристике.
глухие согласные звуки.
Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его
качественную характеристику; приводить примеры глас2 класс (19 ч)
Гласные и согласные звуки. ных звуков, согласных твёрдых – мягких, звонких – глуТвёрдые и мягкие согласные хих.
звуки. Звонкие и глухие со- Группировать слова с разным соотношением количества
гласные звуки.
звуков и букв (количество звуков равно количеству букв,
количество звуков меньше количества букв, количество
звуков больше количества букв).
Объяснять принцип деления слов на слоги.
Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.
Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму.
Графика (27 ч)
Наблюдать различные способы обозначения на письме
1 класс (5 ч)
Большая буква. Русская азбу- мягкости согласных звуков (буквы е, ё. и, ю, я, ь).
ка, или алфавит.
Сравнивать звуковой и буквенный анализ слова.
Объяснять функцию букв ь и ъ.
2 класс (22 ч)
Слово, звуки и буквы. Пере- Использовать алфавит для поиска необходимой инфорнос слов. Имена собственные. мации и для упорядочения найденной информации.
Раздел «Лексика» изучается во всех разделах курса
Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
Объяснять принцип построения толкового словаря.
Определять (выписывать) значение слова, пользуясь
толковым словариком в ученике или толковым словарём
(сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них
слова, значение которых ранее было неизвестно.
Наблюдать за использованием в тексте синонимов.
Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов
наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста.
Контролировать уместность использования слов в предложении, находить случаи неудачного выбора слова,
корректировать обнаруженные ошибки, подбирая

наиболее точный синоним.
Анализировать употребление в тексте слова в прямом и
переносном значении. Сравнивать прямое и переносное
значение слов, подбирая предложения, в которых слов
употребляется в прямом и переносном значении.
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.
Состав слова (морфемика) (45 ч)
Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать
1 класс (3 ч)
Родственные слова. Корень неизменяемые слова в предложения.
слова.
Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных
2 класс (6 ч)
Корень слова. Однокоренные (например, синоним или слово с омонимичным корнем в
слова.
ряду родственных слов).
Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, ис3 класс (36 ч)
Состав слова. Корень. Корень пользовать его.
и суффикс. Приставка. При- Анализировать заданную схему состава слова и подбиставка и предлог. Окончание. рать слова заданного состава.
Основа. Словоизменение и Объяснять значение слова – давать развёрнутое толковасловообразование.
ние его значения.
Различать родственные слова и формы слова.
Объяснять роль и значение суффиксов / приставок.
Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами.
Моделировать состав заданного слова (в том числе в
процессе игры типа «Составь слово, в котором корень,
как в слове…, приставка, как в слове…, окончание, как в
слове…»).
Морфология (199 ч)
Находить основания для классификации слов (в игре
1 класс (5 ч)
Части речи. Предлоги.
«Догадайся, по какому признаку объединились в группы
слова», при этом в качестве основания для группировки
2 класс (53 ч)
Имя существительное. Число слов могут быть использованы различные признаки: по
имён существительных. Род частям речи; для имён существительных по родам, чисимён существительных. Гла- лам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам,
гол. Имя прилагательное. Из- спряжениям).
менение имён прилагательных Соотносить слово и набор его грамматических характепо родам. Изменение имён ристик, выбирать из ряда имён существительных слово с
прилагательных по числам. заданными грамматическими характеристиками.
Предлоги. Настоящее и про- Анализировать грамматические признаки заданных имён
шедшее время глагол. Буду- существительных (к какому роду относится, изменяется
щее время глагола.
по числам или нет, изменяется по падежам или нет).
Сравнивать имена существительные: находить лишнее
3 класс (56 ч)
Изменение имён существи- имя существительное (не имеющее каких-либо грамматительных по падежам. Три ческих признаков, общих с другими существительными).
склонения имён существи- Подбирать максимальное количество имён прилагательтельных. Первое склонение ных к заданному имени существительному.
имён существительных. Мно- Соотносить форму имени прилагательного с формой
жественное число имён суще- имени существительного при составлении словосочетаствительных 1-го склонения. ний «имя существительное + имя прилагательное».

Второе склонение имён существительных. Второе склонение имён существительных
мужского рода на –й. склонение имён существительных
мужского рода во множественном числе. Второе склонение. Склонение имён существительных среднего рода.
Третье склонение имён существительных. Множественное
число имён существительных
3-го склонения. Имя числительное.
4 класс (85 ч)
Местоимение. Общее понятие.
Личные местоимения. Склонение личных местоимений.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по
лицам и числам. Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределённая форма глагола.
Первое и второе спряжение
глаголов. Наречие. Значение
наречий. Образование наречий. Склонение прилагательных мужского и среднего рода
с твёрдым согласным на конце
основы. Склонение прилагательных женского рода с
твёрдым согласным на конце
основы. Склонение прилагательных во множественном
числе. Склонение прилагательных мужского и среднего
рода с мягким согласным на
конце основы. Склонение
прилагательных женского рода с мягким согласным на
конце основы. Склонение
прилагательных во множественном числе. Образование
прилагательных.

Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.
Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений.
Трансформировать текст, изменяя время глагола.
Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их
в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение
глаголов».
Моделировать (создавать, конструировать) в процессе
коллективной работы алгоритм определения спряжения
глаголов с безударными личными окончаниями.

Синтаксис (59 ч)
Сравнивать
предложение, словосочетание, слово: опи1 класс (5 ч)
Слово и предложение. Пред- сывать их сходство и различие. Устанавливать при помоложения повествовательные, щи смысловых вопросов связь между словами в предловопросительные и побуди- жении и словосочетании.
тельные.
Наблюдать: находить в тексте повествовательные / побудительные / вопросительные предложения.
2 класс (8 ч)

Предложение.
Повествова- Классифицировать предложения по цели высказывания.
тельные, вопросительные и Соотносить предложение и его характеристики: находить
побудительные предложения. в тексте предложения с заданными характеристиками.
Анализировать деформированный текст: определять
3 класс (22 ч)
Предложение. Главные и вто- границы предложений, выбирать знак в конце предложеростепенные члены предло- ний.
жения. Второстепенный член Объяснять способы нахождения главных членов предпредложения - дополнение. ложения.
Второстепенный член пред- Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составложения - определение. Одно- лять предложения с однородными членами.
родные члены предложения.
Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов
4 класс (24 ч)
Сложные предложения. Сою- предложения. Сравнивать простые и сложные предлозы в сложных предложениях. жения.
Второстепенные члены предложения. Простое и сложное
предложения.
Орфография и пунктуация (99 ч)
Находить в чужой и собственной работе орфографиче1 класс (5 ч)
Парные согласные звуки в ские ошибки; объяснять их причины.
конце слова.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.
Обосновывать написание слов. Прогнозировать нали2 класс (28 ч)
Разделительные ь и ъ. Слова с чие определённых орфограмм.
жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, Устанавливать зависимость способа проверки от места
щн. Парные согласные звуки в орфограммы в слове. Анализировать разные способы
конце слова. Безударные глас- проверки орфограмм.
ные в корне слова.
Моделировать алгоритмы применения орфографических
правил, следовать составленным алгоритмам.
3 класс (33 ч)
Слова с двойными согласны- Группировать слова по месту орфограммы, по типу орми. Сложные слова. Парные фограммы.
согласные звуки в середине Прогнозировать необходимость использования дополнислова. Слова с непроизноси- тельных источников информации: уточнять написание
мыми согласными. Правопи- слов по орфографическому словарю.
сание о и е в окончаниях су- Классифицировать слова, написание которых можно
ществительных после букв, объяснить изученными правилами, и слова, написание
обозначающих шипящие зву- которых изученными правилами объяснить нельзя.
ки и звук ц. Соединительные Оценивать свои возможности грамотного написания
союзы и, да. Запятая при од- слов, составлять собственный словарь трудных слов.
нородных членах предложе- Анализировать текст: находить слова с определённой
ния. Мягкий знак (ъ) на конце орфограммой.
существительных 3-го склоне- Оценивать соответствие написания слов орфографичения.
ским нормам, находить допущенные в тексте ошибки.
Оценивать правильность примененного способа провер4 класс (33 ч)
Предлоги перед местоимени- ки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора
ями. Правописание гласных и буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ
согласных в приставках. Пра- проверки.
вописание частицы НЕ с гла- Контролировать правильность записи текста, находить
голами. Правописание без- неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
ударных окончаний глаголов. Моделировать предложения, включая в них слова с неПравописание наречий. Пра- проверяемыми орфограммами.
вописание глаголов с суффик- Оценивать свои возможности при выборе упражнений на
сом -ся- (-сь-). Правописание закрепление орфографического материала. Оценивать

мягкого знака (ь) в глаголах 2- результат выполнения орфографической задачи.
го лица. Правописание глаголов в неопределённой форме и
в 3-ем лице.

1 класс (9 ч)
Текст. Секреты речи.
2 класс (14 ч)
Текст. Речь.
3 класс (3 ч)
Текст.
4 класс (8 ч)
Речь.

Развитие речи (34 ч)
Характеризовать особенности ситуации общения: цели,
задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.
Обосновывать целесообразность выбора языковых
средств, соответствующих цели и условиям общения.
Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.
Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного
возраста.
Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру.
Моделировать правила участия в диалоге, полилоге
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы).
Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом
ситуации общения (умения слышать, точно реагировать
на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями не русского языка.
Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Создавать
тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить
(пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.
Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.
Соотносить текст и несколько вариантов плана текста,
обосновывать выбор наиболее удачного плана.
Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности
каждого типа.
Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.
Составлять устные монологические высказывания: словесный отчёт о выполненной работе, рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Сочинять письма,
поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на

прочитанную книгу.
Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки.
Корректировать тексты, в которых допущены смысловые
ошибки.
Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить
собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений).
Резерв (60 ч)
2 класс (20 ч)
3 класс (20 ч)
4 класс (20 ч)

VIII. Описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной
литературой:
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 1 класс.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 2 класс: В 2ч.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2ч.
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 4 класс: В 2ч.
Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, орфографический, фразеологизмов.
2. Технические средства обучения:

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

телевизор (по возможности);

видеомагнитофон/ видеоплеер (по возможности);

аудиоцентр/ магнитофон;

диапроектор;

мультимедийный проектор (по возможности);

экспозиционный экран (по возможности);

компьютер (по возможности);

сканер (по возможности);

принтер лазерный (по возможности);

принтер струйный цветной (по возможности);

фотокамера цифровая (по возможности);

видеокамера цифровая со штативом (по возможности);
3. Экранно-звуковые пособия:

аудиозаписи в соответствии с программой обучения;


видеофильмы, соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности);

слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку
(по возможности);

мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программ по русскому языку.
1С: Образовательная коллекция. Тренажер по русскому языку. 1-4 кл. (CD)
1С: Образовательная коллекция. Уроки русского языка. Проверка знаний. 4 класс. (CD)
1С: Школа. Развитие речи. 1-4 кл. Тесты. (CD)
Универсальный мультимедийный тренажер по русскому языку 4 кл. (CD). ФГОС.
4. Оборудование класса:

ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с
тумбой; шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
начтенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели схем и таблиц и т.п.
Список используемой литературы:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. –
М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
2.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.
1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
3.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева,
С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е
изд. – М.: Просвещение, 2011.
4.
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост.
Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».