221 2020 - - - - 1. Нормативно-правовая и документальная основа Закон Российской Федерации « Об образовании»; Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН); Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»; приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ; Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе; Должностная инструкция классного руководителя; Должностная инструкция педагога дополнительного образования; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. 2. Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - духовно-нравственное - социальное - общеинтеллектуальное - общекультурное - спортивно-оздоровительное Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой 222 самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Три уровня результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: - приобретение учащимися социального опыта; - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; - приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 3. Цель и задачи Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Задачи внеурочной деятельности: - организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, библиотеками, семьями учащихся; - формировать навыки позитивного общения; 223 - развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; - развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Учитель и родители как участники педагогического процесса Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами сотрудничества являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой. освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебновоспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях. Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества): непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми; развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.; оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий. 4. Принципы построения программы 1. Принцип учета возрастных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной де-ятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип включения учащихся в активную целенаправленную и последовательную деятельность (от простого к сложному деятельность). Разнообразие направлений внеурочной деятельности, предполагающую реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности 224 может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий содержатся в рабочей программе кружка. 5. Принцип доступности и наглядности с учетом возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, сочетания связи теории с практикой Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. 5. Направления реализации программы 1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время. 5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время. 6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения. 7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. - 5.1. Виды внеурочной деятельности игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. 5.2. Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности: - беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; - упражнение; - поручения детям подготовить сообщения; - методы игры в различных вариантах; - составление плана и т.д. № Направления Решаемые задачи Формы организации вневнеурочной деурочной деятельности ятельности 1. Спортивно – Всесторонне гармоническое раз- экскурсии,подвижные игры, оздоровительвитие личности ребенка, фор- спортивные акции, ное мирование физически здорового спортивные соревнования, человека, формирование мотива-ции тематические беседы о здок сохранению и укреплению ровом образе жизни («Режим здоровья дня», «Что такое гигиена»). 225 2. Общеинтеллектуальное 3. Социальное 4. 5. Формирование мировоззрения, эрудиции, кругозора. Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями. Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально – значимой деятельности. ОбщекультурРазвитие эмоциональной сферы ное ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций Духовно – Привитие любви к Отечеству, малой нравственное Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. экскурсии, викторины, проекты к урокам, доклады, сообщения, знакомство с библиотекой. творческие акции,экскурсии, конкурсы, выставки рисунков, поделок и творческих работ учащихся, тематические беседы по культуре поведения и речи, концерты. 6. Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности; кадровое обеспечение программы; методическое обеспечение программы; педагогические условия; материально-техническое обеспечение. 6.1. Кадровое обеспечение Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников. Часы указанных в таблице форм внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определённой периодичностью, в том числе в выходные дни и на каникулах. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся начальной школы. В реализации программы участвуют: • педагоги школы, реализующие программу; • классные руководители; • библиотекарь; • учитель-логопед; • психолог. Совершенствование уровня кадрового обеспечения Задачи Мероприятия Подготовка педагогических Индивидуальные собеседования с преподавателямикадров к работе с учащимися по предметниками и руководителями кружков, 226 внеурочной деятельности Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса готовыми к деятельности в данном направлении. Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. Обеспечение комфортных Изыскать возможности материального поощрения условий для работы педагогов руководителей кружков. Активизировать вовлеченность Организация и проведение общешкольных работников культуры в систему мероприятий.Годовое планирование воспитательной общешкольных мероприятий работы с учётом возможностей педагогов. 6.2. Методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время Создать банк методических Систематизация авторских разработок педагогов. разработок дел школы, Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого мероприятий, событий взаимодействия. Разработать систему Диагностика запросов учащихся на организацию свободного диагностической работы по времени.Диагностика возможностей школы и внешкольных вопросам досуговой учреждений по организации свободного времени учащихся. деятельности учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. Разработать систему мероКурсы повышения квалификации по вопросам приятий, обеспечивающую воспитательной и внеурочной деятельности педагога. повышение методического уровня педагогов. Создать банк методической Приобретение методической литературы и ее постоянное литературы по организации обновление.Систематизация методической литературы. досуга учащихся. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. 6.3. Материально-техническое обеспечение - выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий; - материалы для оформления и творчества детей; наличие канцелярских принадлежностей; - аудиоматериалы и видеотехника; компьютеры; проектор; экран, телевизор; 7. Предполагаемые результаты внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой. - 227 8. Условия для самореализации учащихся Учебный план внеурочной деятельности к ООП НОО на 2020-2021учебный год Направления/ форма реализации Количество часов в неделю 1кл 2кл 3кл 1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в Информатика в играх и задачах 1 Эрудит 1 Развивайка 1 В мире животных 1 Мир вокруг нас (анг.язык) Умники и умницы 1 В мире английского языка Русский язык «От Адо Я» Литературная гостиная 1 Народный костюм 2 общеинтеллектуальное, Резьба по дереву социальное, Робототехника общекультурное 2 духовно-нравственное, Вокальная группа Хоккей 2 Игры нашего двора 1 СЮН Программа «Я – планета» Модуль «Мы жители земли» 2 2 СЮН Программа «В гости к природе». Модули: «Друзья нашего дома» 2 «Азбука природы» 2 2 2 «Планета – Земля» 2 «Природный мир вокруг человека» СЮН Программа «Юный биолог» Модуль «Живая природа» всего 7 7 7 5 5 5 7 7 7 4кл 4а 4б 1 1 2 2 2 2 2 7 7 228 9. Содержание внеурочной деятельности - Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей: гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; - социальной активности; - представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - приобщение к системе культурных ценностей; - трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; - эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; - навыков здорового образа жизни. В 2020-2021 учебном году цели и задачи внеурочной деятельности реализуются через программы следующих кружков: - «Информатика в играх и задачах», - «Мир вокруг нас (английский язык)», - «Умники и умницы», - «Эрудит», - «Русский язык «От Адо Я», - «Литературная гостиная», - Вокальная группа, - Хоккей, - «Игры нашего двора» - Резьба по дереву, - Народный костюм, - Робототехника. Эколого-биологическое образование, направленное на расширение знаний о живой природе осуществляется через программы СЮН: - Программа «Я – планета» (модуль «Мы жители земли»); - Программа «В гости к природе» («Друзья нашего дома», «Азбука природы», «Планета – Земля», «Природный мир вокруг человека»); - Программа «Юный биолог» (Модуль «Живая природа»). Программа кружков «Литературная гостиная» ставит целью воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Позволяет решить задачи: - пробудить интерес к литературе; - развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность; - способствовать формированию у школьников художественного вкуса; - открыть новые имена поэтов и писателей; - развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью. 229 Занятия в Вокальной группы позволяют привить любовь к вокальному искусству и научиться правильно исполнять вокальные произведения, развивать певческие способности через организацию хорового пения, развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса, правильно и выразительно петь, развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию, создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств. Занятия в кружках «Умники и умницы», «Эрудит», «Развивайка» способствуют развитию: - познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; - мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы); - психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; - познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - коммуникативных умений (умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников); - навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Цель программы кружка «Русский язык «От А до Я» - пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях. В ходе работы кружка решаются задачи: - формирование грамотной и выразительной речи учащихся; - повышение речевой компетентности детей; - развитие интереса к читательской деятельности; - подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку. В занятия кружке «Мир вокруг нас (английский язык)» помогут формированию у обучающихся лексических навыков аудирования, чтения, говорения. Программа кружка предусматривает решение задач: - развивающих: развитие личностной активности, творческого мышления, речевых способностей, мыслительных операций ( прогнозирование, догадка, логика в изложении мысли, обобщение, анализ) обучение приемам познавательной деятельности, навыков вести дискуссию и аргументировать ответ; - учебных: совершенствование диалогической и монологической форм речи, овладение формулами речевого этикета, обучение решению коммуникативных задач, необходимых для ведения диалогов различных типов; - воспитательных: воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе, формирование сознательного отношения к этическим нормам поведения. 230 Программа кружка «Информатика в играх и задачах» позволит увидеть учащимся красоту мира чисел, будет способствовать: - развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; - воспитанию ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - приобретению опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Задачи кружка «Резьба по дереву» - воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, через овладение практическими навыками и умениями художественной обработки древесины, обучить ребят основным приемам художественной обработкой древесины, уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. В ходе усвоения программы «Народный костюм», учащиеся знакомятся с основными видами декоративно-прикладного искусства, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о национальной культуре, формируются профессиональные навыки. Образовательная программа «Робототехника» формирует универсальные (метапредметные) учебные действия учащихся; развивает научно-техническое творчество и инженерно-конструкторское мышление учащихся; содействует развитию исследовательских и проектных навыков учащихся в различных предметных областях знаний; способствует развитию интереса к инженерно-техническим наукам и профессиональной ориентации воспитанников; развивает у учащихся умение коллективного взаимодействия на конечный результат. Задача кружка «Игры нашего двора» и секции «Хоккей» познакомить детей с подвижными коллективными дворовыми играми, развивать двигательную активность, развивать умение действовать в команде. Через станцию юных натуралистов реализуются программы «В гости к природе» («Друзья нашего дома», «Азбука природы», «Планета – Земля», «Природный мир вокруг человека»); «Я – планета» (модуль «Мы жители земли»); «В гости к природе»; «Юный биолог» (Модуль «Живая природа»). Цель программ: привитие интереса и любви к природе через знакомство с биологическими особенностями растений, животных и взаимосвязи организма с окружающей средой. Задачи: воспитывать нравственную экологическую культуру подрастающего поколения, формирование понимания взаимосвязей в природе. Целью проектной деятельности в рамках изучения предметов математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и в соответствии с планом воспитательной работы, является развитие познавательной активности обучающихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, выявление и развитии способностей лидера и других способностей, способствующих успеху в общественной деятельности, в том числе и в работе органов ученического самоуправления. Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в 231 учебном деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников. Часы внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определённой периодичностью, в том числе в выходные дни и на каникулах. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся начальной школы. Целью проектной деятельности в рамках изучения предметов математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и в соответствии с планом воспитательной работы, является развитие познавательной активности обучающихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, выявление и развитии способностей лидера и других способностей, способствующих успеху в общественной деятельности, в том числе и в работе органов ученического самоуправления. Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников. Часы указанных в таблице форм внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определённой периодичностью, в том числе в выходные дни и на каникулах. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся начальной школы. 10. Формы оценки В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на уровнени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); - использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; - оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; - оценка динамики образовательных достижений обучающихся; - сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; - использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; - уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; 232 - использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; - использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; - использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 11. Содержание деятельности Примерное календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы мес Классные часыШкольные дела Мероприятия яц практикумы 9 10 11 12 1 2 3 1.Лето – это здорово! 2.Я - неповторимый человек. 3.Моё здоровье. 1.Полезные и вредные привычки. 2.Учусь делать добро. 3. Как беречь электричество. 1.Учусь находить новых друзей. 2.Опасное и безопасное. 1.День знаний. 2.Выбор актива класса. 3.Планирование работы. 1.Поход в лес. 2.Экскурсия-соревнование 1.Выпуск стенгазеты. 2.Спортивный праздник. 1.Интеллектуальная игра. 2.Праздник осени. 1.Помоги природе. 2. Подборка «Моя семья». 1.Учусь принимать решения в опасных ситуациях. 2.Учусь находить интересные занятия. 3.Берегу здоровье 1.Как правильно есть. 2.Режим питания. 3.Самые полезные продукты. 1.Моя семья – моё богатство. 2.Подборка материала «Мои папа и дедушка». 1.Кухня народов Мира 1. Подготовка к празднику «Новогодние чудеса» 2. Подготовка к экологической акции. 1.В гостях у Незнайки (к юбилею Н.Носова). 2.Суперконкурс «А ну-ка, папочки, а затем мамочки» 1.Праздник чистоты «День Чистоты». 2. Экологическая акция. 1. Масленица. 1.Масляничные гуляния. 2.Встреча с интересными людьми 1. Дни воинской славы. 1.Рыцарский турнир. «Ярмарка талантов» «Весенняя капель» «А ну-ка, девочки!» 233 4 5 1.Что такое жажда? 2.Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 3.Где найти витамины весной. 4.На вкус и цвет товарищей нет. 1. Я и мои друзья 1. Подготовка к занимательной неделе 2. Подготовка ко дню Победы Занимательная неделя: День смеха. День игры. День подарков. День трудолюбия. День вежливости. 1. Самоанализ дел. 1.День Победы. 2.Праздник «Прощай, начальная школа» (для 4 класса). Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: - рост социальной активности обучающихся; - рост мотивации к активной познавательной деятельности; - уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; - качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру; - удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Объекты мониторинга 1. оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; 2. сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; 3. анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; 4. анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля; 5. вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; 6. результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня. 13. Ожидаемые результаты реализации программы - готовность к производительному труду; - готовность к дальнейшему образованию; - сформированность мировоззрения; - сформированность общей культуры; - сформированность потребностей и умений творческой деятельности; - сохранение здоровья. 12. 234 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)