8. Программа коррекционной работы

184

2020

Программа коррекционной работы
МКОУ «Медвежьегорская СОШ№1»
Цель программы
Программа коррекционной работы в МКОУ "Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа № 1»" в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом
направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные
формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе
начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной
и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
— своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и
(или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом
развитии;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим
вопросам.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не
признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
185

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и
легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Содержание программы коррекционной работы
определяют следующие принципы:
 достоверности — профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения
медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог) и
педагогической (учитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе) диагностики.
Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка,
семьи, условий обучения и воспитания;
 гуманистической направленности — опора на потенциальные возможности ученика, его
интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
 педагогической целесообразности — создание программы «Индивидуальная траектория
развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог,
дефектолог, социальный педагог и др.).
— соблюдение интересов ребёнка
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— системность
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к
анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— непрерывность
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— вариативность
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— рекомендательный характер оказания помощи
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в
себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
—диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций
по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
—коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психи186

ческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
№
Содержание работы
п/п
1
Выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи
2
Первичная диагностика отклонений в развитии детей и
анализ причин трудностей
адаптации
3
Комплексный сбор сведений о
ребенке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля
4

5

6

7

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья, выявление его резервных возможностей
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Период
I полугодие
I полугодие
I полугодие

I полугодие

Ответственный
учителя 1-х
классов, психолог
учителя 1-х
классов, психолог
учителя 1-х
классов, психолог, социальный педагог, медицинская сестра
Учителя 1-х
классов, психолог, участковый педиатр

I, II полугодие

Психолог

в течение
учебного
года
в течение
учебного
года

Социальный
педагог, учителя 1-х классов
учителя 1-х
классов

Результат
Анализ контингента
обучающихся
Выявление детей,
нуждающихся в индивидуальном подходе
Выработка стратегий
взаимодействия с
ребенком с ОВЗ

Выявление резервных возможностей и
сохранных функций
организма ребенка с
ОВЗ
Выявление резервных возможностей
организма ребенка с
ОВЗ
Помощь родителям в
вопросах воспитания
ребенка с ОВЗ
Помощь в адаптации
и социализации ребенка с ОВЗ

187

8

9

№
п/
1

2

3

4

5

6

№
п/
1

Системный разносторонний
контроль специалистов за
уровнем и динамикой развития ребёнка
Анализ успешности коррекционно-развивающей работы

в течение
учебного
года

Члены школьной ПМПк

Эффективность работы специалистов с
детьми с ОВЗ

в конце
учебного
года

Школьная
ПМПк

Эффективность реализации коррекционно-развивающих
программ

Коррекционно-развивающая работа включает:
Содержание работы
Сроки
ОтветственРезультат
ный
Выбор оптимальных для развития
АвгустУчителя
Адаптация реребенка с ОВЗ коррекционных
сентябрь
начальной
бенка с ОВЗ,
программ/методик, методов и пришколы, псидостижение им
емов обучения в соответствии с его
холог, члены
образовательнообразовательными потребностями
школьной
го стандарта
ПМПк
Организация и проведение специа- в течение
Учителя
Адаптация релистами индивидуальных и групучебного
начальной
бенка с ОВЗ,
повых коррекционно-развивающих года
школы, псидостижение им
занятий, необходимых для преодохолог, логообразовательноления нарушений развития и трудпед, психого стандарта
ностей обучения
невролог
Системное воздействие на учебно- в течение
Учителя
Адаптация репознавательную деятельность реучебного
начальной
бенка с ОВЗ,
бенка в динамике образовательно- года
школы, псидостижение им
го процесса, направленное на форхолог
образовательномирование УУД и коррекцию отго стандарта
клонений в развитии
Коррекция и развитие высших
в течение
Психолог
Коррекция отпсихических функций
учебного
клонений в разгода
витии
Развитие эмоционально-волевой и в течение
Психолог
Коррекция отличностной сфер ребенка и псиучебного
клонений в разхокоррекция его поведения
года
витии
Социальную защиту ребенка в
в течение
Учителя
Успешная адапслучаях неблагоприятных условий учебного
начальной
тация ребенка с
жизни при психотравмирующих
года
школы, соц.
ОВЗ
обстоятельствах
педагог, члены школьной
ПМПк
Консультативная работа включает:
Сроки
ОтветственРезультат
ный
Выработка совместных обосв течеЧлены школьВыработка стратегий
нованных рекомендаций по ос- ние
ной ПМПк,
в обучении и воспиновным направлениям работы
учебноучителя
тании детей с ОВЗ с
с обучающимся с ОВЗ, единых го года
начальной
целью достижения
для всех участников образовашколы
ими образовательноСодержание работы

188

2

3

тельного процесса;
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных
методов и приёмов работы с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья.

По запросу и
необходимости
По запросу и
необходимости

Председатель
школьной
ПМПк психолог, логопед,
социальный
педагог,
Учителя
начальной
школы, психолог, председатель школьнойПМПк

го стандарта
Помощь педагогам в
обучении и воспитании ребенка с ОВЗ

Помощь в вопросах
воспитания и взаимодействия с ребенком

Информационно-просветительская работа предусматривает:
№
Название мероприятия
Сроки
ОтветственРезультат
ный
1
Оформление информационных I полуЗаместитель
Особенности сопробуклетов для родителей детей с годие
директора по
вождения детей с
ОВЗ «Особенности образоваУВР в начальОВЗ в образовательтельного процесса и сопроной школе
ном учреждении
вождения детей с ОВЗ»
2
Тематические выступления
По мере Заместитель
Выработка единой
специалистов для педагогов по необхо- директора по
стратегии взаимодейразъяснению индивидуальнодимоУВР в начальствия специалистов
типологических особенностей
сти и
ной школе,
всех уровней в обуразличных категорий детей с
запросу психолог, сочении и воспитании
ограниченными возможностяциальный педетей с ОВЗ
ми здоровья
дагог
3
Лектории для родителей детей
По мере Заместитель
Повышение психолос ОВЗ по разъяснению особеннеобхо- директора по
го-педагогической
ностей воспитания и обучения
димоУВР в началькультуры родителей в
в образовательном учреждении сти и
ной школе,
вопросах воспитания
запросу учителя
и обучения детей
начальной
школы
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
№
этапы
сроки
ответрезультат
п/п
реализации ственные
1 Информа II полугодие Учителя
Оценка контингента обучающихся для учета
ционноначальной особенностей развития детей, определения спеаналитич
школы,
цифики их особых образовательных потребноеский
психолог,
стей; оценка образовательной среды с целью
социальный
соответствия требованиям программнопедагог
методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы учреждения.

189

2

Организа
ционноисполнит
ельский

3

Контроль
нодиагност
ический
Регуляти
внокорректи
ровочны
й

4

в течение
учебного
года

Психолог,
Особым образом организованный образовасоциальный
тельный процесс, имеющий коррекционнопедагог,
развивающую направленность и процесс специучителя
ального сопровождения детей с ограниченными
начальной
возможностями здоровья при специально сошколы
зданных (вариативных) условиях обучения,
воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
в течение
Школьная Констатация соответствия созданных условий и
учебного
ПМПк
выбранных коррекционно-развивающих и обрагода
зовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
По мере
Школьный Внесение необходимых изменений в образованеобходиПМПк
тельный процесс и процесс сопровождения демости в тетей с ограниченными возможностями здоровья,
чение всего
корректировка условий и форм обучения, метопериода
дов и приемов работы.

Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально
выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья .
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины,
социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном
этапе — это консилиум образовательного учреждения, который предоставляет многопрофильную
помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка программ индивидуальных траекторий развития.
Для учащися, имеющих ряд трудностей предметного и общеучебного характера, разработана Индивидуальная траектория преодоления трудностей, содержащая несколько программ.
При разработке коррекционных программ учитываются условия успешного проведения коррекционно-развивающей работы.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить
социальное партнёрство. Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными
структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
190

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий);
— обеспечение специализированных условий (использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо
от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
досуговых мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий компонент
образовательного учреждения.
Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка
Изучение
Содержание работы
ребенка
Медицин- Выявление состояния физического и психиское
ческого здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии
(рост, вес и т.д.); нарушения движений; утомляемость; состояния анализаторов.
Психолого Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны
логопедич ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деяеское
тельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное,
структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.
Память: зрительная, слуховая, моторная,
смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика,
речь.
Социальн Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания. Умение учиться: организованность,
опедагогиче выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в
ское

Где и кем выполняется
работа
Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения
во время занятий, в перемены,
во время игр и т.д. (педагог).
Обследование ребенка врачом.
Беседа врача с родителями.
Наблюдение за ребенком на
занятиях и во внеучебное время
Наблюдение за речью ребенка
Изучение письменных работ
Беседы с ребенком, с родителями.
Специальный эксперимент
(психолог логопед)

Посещение семьи ребенка
(учитель, соц.педагог).
Наблюдения во время занятий,
изучение работ ученика.
191

овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к
отметке, похвале или порицанию учителя,
воспитателя. Эмоционально-волевая сфера:
преобладание настроения ребенка; наличие
аффективных вспышек; способность к волевому усилию. внушаемость, проявление негативизма. Особенности личности: интересы,
потребности, идеалы, убеждения, наличие
чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в
коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.
Нарушения в поведении: гиперактивность,
замкнутость, аутистические проявления,
обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и
самооценка.

Анкетирование по выявлению
школьных трудностей (учитель).
Беседа с родителями и учителями-предметниками.
Специальный эксперимент
(педагог, психолог).
Анкета для родителей и учителей.
Наблюдение за ребенком в
различных видах деятельности.

Коррекционно-развивающий модуль
Содержание и формы коррекционной работы учителя
 наблюдение за учеником во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
 поддержание постоянной связи с учителями, школьным психологом, медицинским работником, администрации школы, родителями;
 составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его
личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и
особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при
обучении ребенка;
 составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом),
где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы.
 контроль успеваемости и поведения учащегося в классе;
 формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
 ведение документации (психолого-педагогические наблюдения за учащимся и др.)
 организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
 формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
 обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
 побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельность детей;
 установлению взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
 использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному
материалу;
 разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющие
осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
192

 использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на
преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
 создание условий для развития сохранных функций;
 формирование положительной мотивации к обучению;
 повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и
обучения;
 коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
 воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
Психологическая коррекция — это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Коррекционная работа может осуществляться в трех направлениях (отличающихся ориентацией на учащегося):
1) «Делай как я»
2) «Давай сделаем вместе»
3) «Давай подумаем, как сделать лучше».
Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и
индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями
психического развития;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем;
4) составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка;
5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
6) коррекционная работа в специальных группах;
7) психологическое просвещение учителей и родителей с помощью лекций и других форм
работы.
В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методик, направленных как на
определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. Это тесты Векслера, Равена, Айзенка, Амтхауэра, Филлипса, тесты диагностики познавательных способностей, различные проективные и личностные методики.
Проблемы младших школьников.
К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:
1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя
вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;
2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;
3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
193

4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.
И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.
Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации
Наиболее часто к школьному психологу обращаются с проблемами психологической запущенности и психогенной школьной дезадаптации (далее ПШД), которые обусловлены особенностями личности ребенка и характеризуются противоречивостью развития:
1) непродуктивность деятельности и отношений;
2) особенности поведения, выражающиеся в реакции компенсации и замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакции ухода из под опеки, наличие неблагоприятной обстановки в семье и т.п.
3) доминирующее эмоциональное состояние ребенка, дезорганизующее его, делающее педагогически "трудным".
Педагогическая запущенность и школьная дезадаптация может фигурировать в различных
формах, иметь различные причины и следствия.
Классификация случаев обращения педагогов и родителей детей младшего школьного
возраста к психологу.
1. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Первичным следствием является снижение успеваемости и запрос родителей к психологу формулируется именно в этих терминах. Причиной несформированности навыков учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности уровня интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителя к
тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности.
2. Низкая мотивация учения, направленность на другие, нешкольные деятельности.
Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и
играть, начал школу с интересом, а теперь ...
Исходной причиной может быть, например, стремление родителей "инфантилизировать" ребенка, считать его "маленьким". Необходимо различать первичную и вторичную несформированность учебной деятельности, так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации
учения под воздействием неблагоприятных факторов.
Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности
навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.
3. Неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, затруднения в учебной деятельности.
Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости.
Причину недостаточного уровня произвольности
поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо
потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого).
4. Сложности в приспособлении к темпу и условиям школьной жизни.
Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных детей. Однако последнее не составляет причины дезадаптации. Причина может лежать в
особенностях семейного воспитания, в "тепличных" условиях жизни ребенка. Проявляется
"темповая" приспособленность детей по-разному: в длительном (до позднего вечера и в ущерб
прогулкам) приготовлении уроков, иногда в хронических опозданиях в школу, часто в утомлении ребенка к концу учебного дня, вплоть до того, что родители "сокращают" ребенку рабочую
неделю.
Конечно, случаи обращения учителей и родителей к психологу гораздо более разнообразны
по своему содержанию и отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.
194

Условия успешного осуществления
коррекционно-развивающей работы
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка). Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени
и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к
успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно
только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соотве тствует уровню подготовленности ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить:
оценивая работу ребенка, прежде всего, необходимо обращать его внимание на то, что
уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, чувствовать такую же уверенность в обращенных
к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, необходимо
отмечать даже самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.
При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только
результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как
оценку личности в целом, именно поэтому важно постоянно подчеркивать, что оценивается
только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо,
что неплохо, а над чем нужно еще поработать.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее»,
«поторопись», «ты опять последний». Этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при
этом начинает страдать качество и у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато
быстро, как все. Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше». Для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в
ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы
класса.
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как
они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от
знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту
«точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для
выполнения этого условия необходимо отслеживать последовательность этапов формирования
каждого конкретного навыка. Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок
уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не
только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными
методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметнопрактическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие
195

наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.
9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если
действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на
другой.
Мероприятия по работе с семьей
1. Родительские собрания
«Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»;
«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;
«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
2.«Родительский семинар». Ежеквартальные встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем, социальным педагогом, школьным психологом, врачом, представителями правопорядка) по
темам и проблемам воспитания и развития детей.
3. Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, учителя.
4. Размещение материалов для родителей по поддержке обучающихся, имеющих трудности в
обучении на школьном сайте.
Коррекционно - развивающие занятия
Дата провепланируемый
дения
результат
Тема занятия
план. факт.
Развитие пространственных представлений через умение
Уметь
ориентироваться на плоскости листа.
ориентироваться
Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки
на плоскости липальцев рук.
ста.
Развитие механической памяти посредством разучивания
Знать упражнения
чистоговорок.
и тексты пальчиРазвитие логического мышления посредством завершения
ковых и
логических цепочек
логопедических
Развитие мышц лица посредством логопедической гимнагимнастик.
стики.
Уметь писать калРабота над развитием правильной дикции посредством
лиграфическим
громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов.
почерком.
Упражнения по развитию голоса посредством удлинения
Уметь различать
произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса.
предметы по
Формирование каллиграфического навыка путем написания
форме, цвету,
прописных и строчных букв и соединение их в слоги.
размеру.
Развитие восприятия через узнавание формы, размера, цвеУметь выделять в
та предмета.
словах гласные,
Развитие зрительного восприятия и мышления через заполсогласные звуки.
нение пробелов в таблицах.
Уметь запоминать
Развитие целостного восприятия через постановку на место
и воспроизводить
недостающих фрагментов картинки.
ряд букв, цифр,
Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устпредметов
ной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценирасположенных в
ровки).
определенном
Развитие мышц лица и речевого слуха посредством артикупорядке.
196

ляционной гимнастики.
Развитие фонематического слуха через выделение определённого звука, слога.
Развитие фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного звука.
Развитие фонематического слуха через узнавание и выделение согласного звука.
Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.
Развитие устной речи посредством правильного построения
ответа на вопрос учителя.
Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда
букв, цифр, предметов, расположенных в определённом порядке.
Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками.
Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение определённых букв, цифр, слов.
Развитие логической памяти посредством ассоциативного
запоминания слов.
Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.
Развитие логического мышления посредством исправления
ошибок изображенных на картинках.
Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти.
Развитие воображения, мышления посредством решения
простых задач на сложение и вычитание.
Развитие умения дифференцировать слова и предметы.
Развитие умения дифференцировать примеры.
Развитие логического мышления через умение рассуждать,
правильно отвечать на вопросы учителя.
Развитие навыка чтения всех типов слогов русского языка
на материале слогов – слов.
Развитие плавного послогового чтения слов с постепенным
усложнением слоговой структуры на основе зрительного
слогоделения.
Увеличение объема зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом
наращивания.
Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок.
Формирование пространственных представлений посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа,
впереди, сзади.
Развитие объема кратковременной памяти посредством
написания зрительных диктантов.
Развитие выразительности чтения посредством соблюдения
знаков препинания при чтении.
Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.

Уметь писать по
памяти короткие
предложения.
Уметь находить
правильное
решение задачи.
Уметь читать
плавно по слогам.
Уметь располагать
картинки в
необходимой
смысловой последовательности.
Уметь писать под
диктовку слова.
Уметь
воспроизводить
узор показанный
учителем.
Уметь решать
логические задачи.
Уметь проверять
свою работу.
Уметь писать
геометрические и
знаковые
диктанты.
Уметь
самостоятельно
решать примеры.
Уметь
комментировать
свои действия.
Уметь
воспроизводить
прочитанное по
вопросам учителя
и самостоятельно.
Уметь составлять
предложения.

197

Развитие фонематического слуха посредством письма под
диктовку простых по слоговой структуре слов.
Развивать мышление через умение применять правило о
переместительном свойстве сложения на практике.
Развитие мелкой моторики рук посредством сгибания бумаги.
Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и иллюстрирования его.
Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения
данных учителем узоров, слов, цифр.
Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом
наращивания.
Развитие восприятия выразительности речи посредством
чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом.
Развитие логического мышления посредством решения логических задач.
Развитие слухового внимания посредством игр: «Съедобное, не съедобное», «Наоборот (отрицание)».
Развитие долговременной памяти посредством воспроизведения ряда знаков, рисунков.
Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры.
Развитие навыка самоконтроля через проверку выполненной работы.
Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат).
Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.
Развитие фонематического слуха посредством письма под
диктовку простых предложений.
Развитие мышления посредством умения группировать
предметы по определённым признакам.
Развитие мышления и фонематического слуха через умение
применять правило при письме под диктовку слов со слогами: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Формировать навык самостоятельности через самостоятельное решение примеров.
Развивать умение учащихся комментировать свои действия
при выполнении аппликации.
Развивать активность мыслительной деятельности через
решение примеров в два действия.
Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).
Развитие навыка взаимоконтроля через проверку работы
соседа.
Развитие памяти через воспроизведение словесного материала услышанного на уроке.
Развитие речи и восприятия формы, величины, цвета через
сравнение предметов.
Развитие речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые
198

обобщения.
Развитие мышления посредством классификации предметов
(изображений), слов.
Развитие мышления и слухового восприятия посредством
отгадывания загадок.
Развитие фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Развитие речи, воображения, мышления через составление
задач по картинке и их решение.
Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа.
Развитие активности и интереса к урокам математики через
решение тестовых заданий.
Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью.
Развитие мышления через умение применять правило на
практике о написании имен собственных.

Приложение 1
Программа индивидуальной траектории преодоления
общеучебных трудностей ученика______________ , _____класс
1.
Общая характеристика трудности 1.
Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма.
Причина трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля.
2.
План мероприятий.
2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, в ГПД,
во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша.
Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение
задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата,
формулирование выводов по результатам работы.
2.5. Коррекционно-развивающие занятия по ____________(указать предмет) _____ в неделю (в
случае, если одной из причин является проблемы в усвоении предметных алгоритмов (например,
алгоритмов арифметических действий, алгоритма синтаксического разбора предложения).
Занятия со специалистами ________________________(логопед, психолог и др.).
2.6. Индивидуальная работа в ГПД: игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.

199

2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.
Приложение 2
Программа индивидуальной помощи ученику______________ , _____класс с трудностями
межличностного взаимодействия
1.
Общая характеристика трудности 2
Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность
Причина трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период
развития.
2.
План мероприятий.
2.1. Создание на уроках атмосферы взаимного уважения. Класс — сообщество, где каждый несет
ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.
2.2. Работа в паре с _________________, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу
за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение:

«Повтори задание по частям своему соседу»,

«Поправь друга»,

«Внимательно слушай другого»,
Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль
и самоконтроль каждого шага инструкции.

Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».
2.3. Организация совместной деятельности в ходе ____________________ (работа над групповым
проектом, подготовка стенгазеты, пособий) для создания опыта сотрудничества, уважительного
отношения друг к другу, к мнению участников учебного диалога.
2.4. Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи.
2.5. Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать. Организация
игр, позволяющих учиться учебному диалогу
Приложение 3
Программа педагогической поддержки хорошо успевающего
ученика______________ , _____класс
1.
Характеристика индивидуальных особенностей
Высокий темп учебной работы, гибкое мышление, хорошая кратковременная и долговременная
память, интерес к окружающему миру и математике.
План мероприятий.
1.1.
Обеспечение условий для успешного обучения на уровне трудности, соответствующем
индивидуальным особенностям: _________________:задания адекватного уровня сложности, работа в «зоне ближайшего развития», включение в работу с дополнительными источниками знания
(информации).

200

1.2.
Индивидуальная работа по учебнику
1.3.
Включение в учебное сотрудничество, предоставление ведущей роли в парной и групповой работе, ________________: оказание помощи одноклассникам, формулирование общего мнения, поиск дополнительных доказательств (к доказательствам одноклассников)).
1.4.
Участие во внеурочной работе по направлению ____________ (общеинтеллектуальное,
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общекультурное)
по
____________ (указать программу внеурочной деятельности).
1.5.
Индивидуальная работа в ГПД _________________:коллективные игры, парная работа,
разработка группового проекта, математической газеты, учебного пособия, индивидуальная работа с помощью (без помощи) воспитателя.
1.6.
Индивидуальные консультации для родителей____________________ .
Приложение 4
Программа индивидуальной траектории преодоления трудности
по русскому языку ученика______________ , 2 класс
1.
Общая характеристика трудности
Неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы.
Причины трудности:

непонимание учащимся факта, что способ проверки орфограммы зависит от того, в какой
части слова (приставке, корне, суффиксе или окончании) находится орфограмма;

расширение действия орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и способа ее проверки, ошибочный перенос способа проверки безударных гласных в корне слова на другие части
слова;

неумение разбирать слово по составу.
План мероприятий
2.1.
Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Развернутое проговаривание учителем
совместно с учащимся алгоритма проверки орфограммы. Выполнение дополнительных упражнений из учебника ______________________, рабочей или коррекционной тетради
_________________ на отработку действия по осознанному разбору слова по составу. Из рабочей
и коррекционной тетрадей предлагаются задания ____________ на дифференциацию различных
орфограмм, на выбор способа проверки слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.
2.2.
Организация учебного взаимодействия с одноклассниками: (работа в паре с одноклассником ___________, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы
участие в группе учащихся с аналогичной проблемой _________________________________.
2.3.
Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин
и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий
_________________.
Приложение 5
Программа индивидуальной траектории преодоления трудности
по математике ученика______________ , 3 класс
1. Общая характеристика трудности ученика 3 класса.
Проблемы в понимании математических отношений («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).
Причины трудности:
201

 неумение проиллюстрировать с помощью сюжетной ситуации математическое отношение;
 неспособность представить отношение с помощью модели;
 подмена математических отношений (вместо «уменьшить в…» использует «уменьшить
на…»);
 неразличение разностного сравнения «на сколько…» и кратного сравнения «во сколько
раз…»);
 неумение формулировать математическое утверждение, содержащее отношение («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько (во
сколько раз) больше/меньше» и др.).
2. План мероприятий.
2.1.
Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих отношения «больше/меньше
на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше».
 составление предметной модели заданного отношения (с помощью рисунка, набора фишек,
палочек и др.), составление схемы.
 установление соответствия между отношением и его представлением на математической модели.
 сравнение отношений, представленных в текстах, сравнение моделей.
 формулирование математического отношения по модели.
2.2.
Составление (под руководством учителя и самостоятельно) сюжетной ситуации, текста,
содержащего математическое отношение «больше/меньше», «выше/ниже», «больше/меньше
на…», «больше/меньше в...».
2.3.
Совместное с учителем составление и использование алгоритма решения простой текстовой задачи, содержащей отношение («больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько
(во сколько раз) больше/меньше»): чтение задачи, выделение математического отношения и представление его на модели, выбор арифметического действия, иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации косвенной формулировки условия задачи).
2.4.
Составление алгоритма решения составной задачи _____________________, содержащей
отношение («больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).
2.5.
Включение ученика _________________________ в парную работу с одноклассником,
не испытывающим трудностей в установлении и реализации изученных математических отношений, участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе
парной, групповой, фронтальной работы).
2.6.
Коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока математики (на этапе устного
счета, самостоятельной работы учащихся, на этапе повторения).
2.7.
Занятия со специалистами ________________________
2.8.
Индивидуальная работа в ГПД. Комментирование хода выполнения домашнего задания
по математике с акцентом на задания, содержащие отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше».
Приложение 6
Схема обследования ребенка.
Схема обследования ребенка во всех случаях строиться исходя из имеющихся классификаций
неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.
Она включает в себя следующее.
1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на
вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики).
202

Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.
2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности,
внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.
Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и
практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны
взрослых.
Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.
3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями. Прямые методики: беседа-интервью,
методики "Лесенка уроков", "Лесенка побуждений", сочинение на тему "Моя жизнь в школе".
Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я.Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.
Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И.Липкиной
"Три оценки".
4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на
чтение, письмо, решение задач [16]. Психолог может получить эту информацию от учителей по
результатам контрольных срезов.
5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:
- как ребенок относиться к плохим оценкам;
- какую получает типичную обратную связь от взрослых;
- какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
- по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка .
6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:
- кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
- анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).
7) Изучается предыстория консультируемого:
- собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
- выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;
- что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.
Такова максимально развернутая схема психологического обследования ребенка при симптомах
психогенной школьной дезадаптации.
Приложение 7
Содержание и проведение коррекционных занятий
Психологическая коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка.
Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы,
имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических
трудностей школьника.
Организация и проведение развивающих занятий.
Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах.
Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;
5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача инструкций;
10 минут - самостоятельная работа детей;
203

3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.
Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений.
Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у
детей трудностей.
Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 - 3
раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой
форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

Приложение 8
Примерная схема проведения коррекционного занятия
по развитию интеллектуальных способностей.
Проведение любого занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников
может иметь несколько этапов.
1) До начала занятия ставится конкретная цель, подбираются задачи, разбирается их решение,
подготавливаются бланки, стимульный материал и т.п.
2) В начале занятия демонстрируются задачи-образцы аналогичные тем, которые будут предложены детям во время занятия.
3) На материале задачи-образца проводится коллективное (при активном участии детей) обсуждение содержания, поиска ответа. Важно, чтобы в результате обсуждения решения дети ясно
понимали, как надо решать задачи, что нужно найти и как это можно сделать. Особая, решающая
роль такого обсуждения заключается в том, что в ходе него дети получают средства управления
поиском решения, учатся разбирать задачи и контролировать свою мыслительную деятельность.
4) Организуется самостоятельная работа детей на материале задач образцов. Такая работа
благоприятствует умению детей применять те средства при разборе задач и поиске решения,
которые они узнали во время обсуждения.
5) Проводится коллективная проверка ответов к задачам. В зависимости от наличия времени
проверку можно провести кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае
психолог разбирает неверные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто
решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.
Приложение 9
Комплексы упражнений по развитию
способностей.

познавательных

Комплекс упражнений по развитию внимания.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на
определенном объекте. На протяжении учебной деятельности развиваются свойства внимания и
его произвольность, увеличивается объем внимания, его устойчивость и ряд других особенностей.
Развитие свойств и видов внимания младшего школьника существенно зависит от значимости,
эмоциональности, интереса к учебному материалу.
Показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых играх.
Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять им.
204

Задания на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.
Упражнение1: "Проследи за направлением".
Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к устойчивости внимания
при восприятии сложных объектов (различных перепутанных линий, дорожек, лабиринтов и
т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может "перескочить" на пересекающуюся или другую линию.
Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:
1) с помощью указки;
2) без указки (глазами).
Второй уровень намного сложнее, часто к нему можно приступать только после тренировки
с указкой.
Упражнение 2: "Сравни две картинки".
В задачах этой серии ребенку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо
что новое появилось на втором рисунке. Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог
объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе какой-то один объект, а затем проверить,
есть ли он на другом.
Упражнение 3: "Дополнение картинок".
Ребенку предлагаются рисунки, на которых пропущена какая-либо часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что именно на ней пропущено.
Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.
Упражнение 4: "Корректура".
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из
часто встречающихся букв, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству допущенных ошибок.
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно изменить; одну букву
зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.
Задание можно усложнять.
Упражнение 5: "Наблюдательность".
Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели много раз: школьный двор,
путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная память.
Комплекс упражнений по развитию аналитического восприятия.
Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны,
вычленять в предмете разные особенности, определенные элементы и т.п. Умение мысленно
расчленять воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции .
Упражнение 6: "Поиск рисунков - двойников".
В каждом задании этого типа по несколько изображений одного и того же предмета. Один рисунок - основной (он выделяется). Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, какой из них повторяет основной.
Решение такого типа заданий способствует преодолению чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, способности к быстрому необдуманному принятию решения.
Развивается рассудительность.
Упражнение 7: "Где два одинаковых?".
Это упражнение более трудное, так как в нем отсутствует исходный рисунок-эталон. В каждой
задаче шесть изображений одного и того же предмета. Два из них одинаковы. Ребенку требуется
найти эту пару.
В процессе решения заданий 6,7 психолог выясняет, отличается ли ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять любое действие, можно предложить ребенку
205

проговаривать способ решения задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не
думая, он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения). И повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти преодолеваются одинаково:
1) поэлементные сравнения основного изображения с другими;
2) выполнение действий вслух.
Бывает, что дети решают задания типа 6,7 верно, но очень медленно. Причины этого могут быть
различны: инертный тип ВНД, чрезмерная осторожность, связанная с неуверенностью в своих
способностях. Для медлительных детей целесообразно нормирование времени решения задания;
заполнение так называемой "таблицы достижений". Для неуверенных детей необходима эмоциональная поддержка, подкрепление словами "правильно", "молодец", т.п.
Упражнение 8: "Поиск простой фигуры".
На отдельной карточке детям предлагается изображение простой фигуры. Затем раздаются другие карточки с изображениями фигур, в которые эта простая фигура включена один либо много
раз. Дети ищут ее в таком пространственном изображении и размере, которые даны на образце.
Для выполнения задания данную фигуру необходимо постоянно удерживать ее перед своим
мысленным взором, чему мешает восприятие других фигур и линий, включенных в орнамент.
Для этого требуется определенная "помехоустойчивость" зрительной памяти. Если ребенку трудно работать, можно вооружить его карандашом для облегчения поиска .
Упражнение 9: "Загадочные картинки".
Детям предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на их изображено и в каком
количестве. Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности процессов восприятия,
умения анализировать сложные переплетения линий.
Комплекс упражнений на пространственное воображение
и пространственное мышление.
Оба этих процесса функционируют во взаимодействии, но в одних случаях большую
роль играет пространственное воображение, в других мышление.
Это задания типа 10-12.
Упражнение 10: "Сколько здесь кубиков?".
Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое мышление представить себе,
сколько в изображаемой фигуре имеется невидимых кубиков (можно использовать кубики Кооса).
Оказывая помощь ребенку, посоветовать подсчет по отдельным рядам: горизонтальным и вертикальным.
Упражнение 11: "Сколько кубиков не хватает".
Психологически близко к упражнению 10.
Ребенку предлагается картинка, на ней нарисована фигура, составленная из определенного количества кубиков. На других карточках изображена та же фигура, но с несколькими вынутыми кубиками. Ребенку нужно посчитать, сколько кубиков не хватает.
Упражнение 12: "Вообрази, что получится".
Предназначено для тренировки пространственного воображения (способности оперировать в уме
образами 2-х, 3-х-мерных объектов).
Ребенку предлагается бумажная салфетка сложенная вчетверо (т.е. дважды пополам). После того, как салфетку сложили, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо представить вид развернутой салфетки (поиск среди готовых ответов). Можно использовать различные игры типа "Собирание картинок из паззлов", различные развертки, коробочки и т.п.
Комплекс упражнений на умозаключения при сопоставлении
предметов и событий.
Это задания типа 13-22. Общее в них то, что ребенку предлагаются карточки с изображенными
на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций. При этом ставится
цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции.
206

Задания типа 13-19 имеют общую цель: выделение существенного признака предмета.
Упражнение 13: "Пара к паре".
Устанавливается вид связи между заданными предметами, составление пары. Определять пару
трудно, так как есть предметы объединенные с данным предметом другими связями (выработка
понятий о функциональной паре).
Упражнение 14: "Подбери пару".
Психологически близко к упражнению 13.
Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается пара. Все предметы как-то связаны с главным, но только один из них можно употреблять совместно с выделенным.
Упражнение 15: "Противоположности в картинках".
Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах существенные признаки, в первую очередь
функциональные.
Упражнение 16: "Пятый - лишний".
Вычленение существенных свойств изображенных на карточке предметов. Обобщение
предметов, обладающих одним и тем же свойством. На карточках изображены 5 предметов: 4
сходны, а один отличается от других. Найти его.
Упражнение 17: "Составление квартета".
Психологически близок к упражнению 16. Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребенок ищет тот, который соответствует выделенному признаку. Трудности, с которыми сталкиваются дети решая такие задачи, связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано с бедностью его жизненных представлений.
Упражнение 18: "Развитие событий".
Используются рисунки с изображением эпизодов одного события, которые предъявляются ребенку вразброс. Определить - с чего начинаются и как развиваются далее события.
Решение такого типа задач требует от ребенка понимания реальных жизненных событий, связывания отдельных эпизодов. А далее - умения логически их анализировать. Для активизации памяти ребенка можно предложить ему рассказывать о событии без опоры на картинки.
Упражнение 19: "Расположение иллюстраций к сказкам".
Предлагаются рисунки к определенной сказке, расположенные непоследовательно. Ребенок
должен вспомнить сказку и расположить эпизоды правильно (выполнение задачи предполагает
знание сказки). Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко следуют один за
другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказки. Поэтому задание активизирует не
только мышление, но и память ребенка.
Упражнение 20: "Анаграммы в картинках".
Упражнение предназначено для детей, умеющих читать.
Анаграмма - игра с буквами, образование из одних и тех же букв разных слов (лето - тело, куб бук и т.п). Это упражнение особенно полезно при овладении звуко-буквенным анализом слов,
т.к. процесс решения требует от ребенка побукенного анализа каждого слова с последующим попарным сопоставлением всех слов.
Упражнение 21: "Какая фигура следующая".
На карточке изображены два ряда фигур. В первом - фигуры располагаются в определенной последовательности. Если ребенок поймет смысл этой последовательности, то он выбирает из
второго ряда фигуру, которая может продолжить верхний ряд. Развивается умение анализировать
изменение составных элементов при переходе от фигуры к фигуре, выделять закономерность изменения.
Упражнение 22: "Чем заполнить пробел ?".
Это задания на пространственное воображение, анализ и синтез. Можно просить объяснить ребенка, как он выполняет задания. Помогать наводящими вопросами. Используются упражнения
из теста Равена.
207

Приложение 10
Комплекс упражнений на формирование
нравственных качеств личности.
Цель таких упражнений - диагностика и коррекция нравственных убеждений ребенка, его социальной зрелости.
Упражнение 23: "Как поступить?".
Задания этого типа - проективные. Решая их, ребенок прецирует себя, свою личность, свои установки на ту или иную нравственную коллизию. Предлагаются карточки с рисунками из жизни
детей. Представлены различные варианты разворачивания события. Даже если ребенок дает
положительный ответ с точки зрения нравственных норм, все равно разобрать с ним остальные
варианты, дав им соответствующие оценки. Такой анализ подводит ребенка к умению самостоятельно делать нравственный выбор, принимать решение.
Упражнение 24: "Рассуждения".
Ребенку задаются вопросы типа "Что нужно делать?" Оценивается степень принятия ребенком
ответственности на себя. Психолог, работая с ребенком, анализирует его эмоциональные реакции,
темп работы, словарный запас, односложность речи или многословие, тенденцию к излишней детализации, наличие жизненного опыта. Все это
имеет существенное значение при составлении коррекционной программы. Материалами для составления планов, программ
коррекционных занятий могут служить различные диагностические методики, авторские комплексы и программы отечественных и зарубежных психологов.
В построении занятий используется принцип
постепенности усложнения материала, посильности занятий для данного возраста. В целом при реализации той либо иной коррекционной
программы необходимо, чтобы:
- решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;
- задания должны быть посильны для детей, не слишком легкие - чтобы вызывать стремление их решать, и не слишком трудные, чтобы привлекая сначала к себе внимание и интерес, не
разочаровывать из-за невозможности их решить. Выполнение упражнений предполагает некоторое умственное напряжение в процессе поиска решения и удовлетворение при его нахождении.
Приложение 11
Примерный конспект одного коррекционного занятия
Запрос родителей к психологу звучал следующим образом: плохо запоминает, не может воспроизвести только что выученное, не запоминает таблицу умножения, много времени тратит на
уроки.
Было проведено психологическое обследование ученика Андрея Т. По интеллектуальной
шкале Векслера. При достаточно высоком интеллектуальном потенциале оказался сниженным
уровень произвольной концентрации внимания, слабая кратковременная память.
Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе имеющихся трудностей в
обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.
На коррекционном занятии использовались следующие упражнения:
1) Упражнение "Точки".
Цель: тренировка объема внимания, памяти.
Для тренировки используются наборы из 8 карточек, на которых расположены от 2 до 9 точек.
От ребенка требуется в течение 1 сек. посмотреть на один из предлагаемых квадратов и заметить, сколько на нем точек и место их расположения. Затем на отдельном листе на аналогичном
квадрате ученик отмечает запомнившиеся точки. Результат оценивается по количеству правильно
воспроизведенных точек.
208

В процессе дальнейшей тренировки карточки меняются, вращаются вокруг своей оси для изменения расположения точек в пространстве.
Если ребенок, к примеру, воспроизвел верно шесть точек, а семь уже не может, значит объем
его внимания равен 6 усл. ед. при норме 7 - + .2 усл. ед.
2) Упражнение "Проследи за направлением".
Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности.
Ученику предлагаются бланки с нарисованными на них перепутанными линиями, которые
слева и справа пронумерованы. Задача ребенка - проследить каждую линию слева направо и
определить номер начала и конца каждой линии. Следить за линиями глазами.
При определении качества выполняемого упражнения учитывается время выполнения одной
таблицы и количество ошибок.
При дальнейшей тренировке таблицы уплотняются большим количеством линий, усложняется
рисунок.
3) Упражнение "Корректура".
Цель: тренировка устойчивости внимания, наблюдательности.
Учащемуся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста
какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е".
Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок.
Для тренировки распределения и переключения внимания задача усложняется: одна буква
зачеркивается вертикальной чертой, другая - горизонтальной. Могут быть другие варианты
усложнения.
4) Упражнение "Визуализация".
Цель: тренировка зрительной памяти.
Для запоминания большей части коротких чисел и формул вполне достаточно сосредоточить
внимание на их мысленном зрительном образе.
Инструкция ученику:
1. Сделай паузу, мысленно воспроизведи образ запоминаемого числа.
2. Представь, что оно горит желтыми неоновыми цифрами на фоне
черного неба (и т.п. образы).
3. Заставь эту надпись мигать в своем воображении не менее 15 секунд.
4. Повтори вслух.
Такие упражнения тренируют различные свойства внимания, памяти. Повышается мотивация к
достижению результата, ребенок обучается новым способам восприятия, контроля, внимания,
учится организовывать материал при запоминании, а затем извлекать его из памяти, формируются
новые стратегии мышления.

209

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».