3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

47

2020

3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. 1. Общие положения
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
• ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов
Направления программы:
• сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание
объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
• сориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
• обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
• представить систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования),
позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Система оценивания в школе позволяет:
• устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
• давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе
обучения;
• отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и
в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
• обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
• отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего
образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют
всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и
вне её, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а
48

также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,
учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы:
происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат)
Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети
умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат)
3.1.1. Различные виды оценки
В системе оценивания используются комплексно оценки, характеризуемые по разным
признакам:
 внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на
оценку детей, участвующих в этих процедурах).
 субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных
ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах
стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
 разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,
общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
 интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
 самоанализ и самооценка обучающихся.
К обязательным формам и методам контроля в школе относятся:
Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты,
контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа. Посещение уроков по программам наблюдения.
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты,
диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы
Урочная деятельность - анализ динамики текущей успеваемости;
Внеурочная деятельность - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
Портфолио - портфель достижений учеников, в который включаются выборки детских
работ — формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной и досуговой деятельности.
Анализ психолого-педагогических исследований.
49

3.1.2. Условия, средства, методы и формы оценивания образовательных результатов, используемые в учебно-воспитательном процессе
Особенности
системы оценивания
Форма
Средства
фиксации
результатов
оценки
Способ
(поэтапность
процедуры)
Условия
эффективности системы
оценивания

Объект оценивания
ЗУН, познавательные,
личностные результаты
регулятивные результаты
Персонифицированная количе- Персонифицированная / неперсонифиственная оценка
цированная качественная оценка
Листы достижений, классные Дневники наблюдения учителя (классжурналы, справки по результа- ного руководителя, психолога)
там внутришкольного контроля Характеристики обучающихся
Тематические контрольные ра- Проектная деятельность, участие в обботы, тестовый контроль, диа- щественной жизни класса, портфолио,
гностические работы, задания задания творческого характера
частично-поискового характера
Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

3.2. 1. Система оценки личностных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего
образования строится вокруг оценки:

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки,
познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за
свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России
и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других
людей;

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения
видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений,
способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков
и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований психологом, логопедами, социальным
50

педагогом, т. е. специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений
анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в
полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка
личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Личностные УУД
1 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья».
2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм.
2 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
3 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать
друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
4 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать
друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина
России.

3.2.2. Система оценки метапредметных результатов
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального
общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных
действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
51

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия,
вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной
части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов
проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового
характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы
на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных
действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной
части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения:
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль
в форме сличения своей
работы с заданным эталоном.
3.Вносить
необходимые
дополнения, исправления в
свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последо-

Метапредметные результаты
Познавательные УУД
1 класс
1. Ориентироваться в учебниках
(система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы
учебника (под руководством
учителя).
3. Понимать информацию,
представленную в виде текста,
рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объек-

Коммуникативные УУД
1. Соблюдать простейшие
нормы речевого этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать
вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать
и соблюдать очерёдность
действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
52

вательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации
учебной
и
внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
4. Определять план выполнения заданий на уроках,
внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под
руководством учителя.
5. Следовать при выполнении заданий инструкциям
учителя и алгоритмам,
описывающем стандартные
учебные действия.
6. Осуществлять само- и
взаимопроверку работ.
7. Корректировать выполнение задания.
8. Оценивать выполнение
своего задания по следующим параметрам: легко или
трудно выполнять, в чём
сложность выполнения

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои
действия с поставленной
целью.
4. Составлять план выполнения заданий на уроках,
внеурочной деятельности,

ты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на
основе существенных признаков, по заданным критериям.
2 класс
1. Ориентироваться в учебниках
(система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
3. Ориентироваться в рисунках,
схемах, таблицах, представленных в учебниках.
4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой
план.
5. Объяснять смысл названия
произведения, связь его с содержанием.
6. Сравнивать и группировать
предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно
продолжать их по установленному правилу.
7. Наблюдать и самостоятельно
делать простые выводы.
8. Выполнять задания по аналогии
3 класс
1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при
изучении данного раздела;
определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
Я имею в виду работу с маршрутным листом и работу с проверочными заданиями!
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изу-

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной
проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности.
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.
2.Читать вслух и про себя
тексты учебников, художественных
и
научнопопулярных книг, понимать
прочитанное; понимать тему высказывания (текста)
по содержанию, по заголовку.
3.Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
5. Выслушивать партнера,
договариваться и приходить
к общему решению, работая
в паре.
6. Выполнять различные
роли в группе, сотрудничать
в совместном решении проблемы (задачи).
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.
2.Читать вслух и про себя
тексты учебников, художественных
и
научнопопулярных книг, понимать
прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
3.Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учетом своих учебных и
53

жизненных ситуациях под
руководством учителя.
5. Осознавать способы и
приёмы действий при решении учебных задач.
6. Осуществлять само- и
взаимопроверку работ.
7. Оценивать правильность
выполненного задания на
основе сравнения с предыдущими заданиями или на
основе различных образцов
и критериев.
8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом
действий на определенном
этапе.
9. Осуществлять выбор под
определённую задачу литературы,
инструментов,
приборов.
10. Оценивать собственную
успешность в выполнения
заданий

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать
свои действия для реализации задач, прогнозировать
результаты,
осмысленно
выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2. Выбирать для выполнения определённой задачи
различные средства: справочную литературу, ИКТ,
инструменты и приборы.
3.Осуществлять итоговый и
пошаговый контроль результатов.
4. Оценивать результаты

чения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
3. Извлекать информацию,
представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат,
модель и др.) Использовать
преобразование словесной информации в условные модели и
наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью
ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать,
группировать,
устанавливать
причинно-следственные связи
(на доступном уровне).
6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий,
предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия
4 класс
1. Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор
заданий, основываясь на своё
целеполагание.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать,

жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
точно реагировать на реплики, высказывать свою
точку зрения, понимать
необходимость аргументации своего мнения.
5. Критично относиться к
своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с
точкой зрения другого.
6. Участвовать в работе
группы (в том числе в ходе
проектной деятельности),
распределять роли, договариваться друг с другом,
учитывая конечную цель.
Осуществлять
взаимопомощь и взаимоконтроль при
работе в группе.

1. Владеть диалоговой формой речи.
2.Читать вслух и про себя
тексты учебников, других
художественных и научнопопулярных книг, понимать
прочитанное.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
4. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы,
уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого
54

собственной деятельности,
объяснять по каким критериям проводилась оценка.
5. Адекватно воспринимать
аргументированную критику ошибок и учитывать её в
работе над ошибками.
6. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
7. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной
деятельности) с опорой на
учебники и рабочие тетради.
8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными
моральными
нормами и этическими требованиями.
9. Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и
др.

группировать различные объекты, явления, факты;
устанавливать закономерности
и использовать их при выполнении заданий, устанавливать
причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы,
способы.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на
основе схем, моделей, таблиц,
гистограмм, сообщений.
6. Составлять сложный план
текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

этикета;
аргументировать
свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
5. Критично относиться к
своему мнению. Уметь
взглянуть на ситуацию с
иной позиции.
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций при работе в паре.
Договариваться и приходить к общему решению.
6. Участвовать в работе
группы: распределять обязанности, планировать свою
часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою
часть обязанностей, учитывая общий план действий и
конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
7. Адекватно использовать
речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.2.3. Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов - оценка планируемых результатов по отдельным
предметам. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенных в стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и
систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и
знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также
служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
В начальной школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся
эффективно продвигаться в изучении предмета.
Это система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при специальной целенаправленной работе учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством
детей. Особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной
системы знаний по русскому языку и математике.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты
55

накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных
результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы –
система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и
окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых
работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Основные принципы системы оценивания,
форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся
критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО требованиях к
оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно
с учащимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
- суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;
- приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке
учителя.
- гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов.
- адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о
целях, содержании, формах и методах оценки.
3.2.3.1. Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
• стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
• текущие проверочные работы;
• тестовые диагностические работы;
• устный опрос;
• проверка сформированности навыков чтения;
• “портфолио” ученика.
Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень
знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных
учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”.
Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во
время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе
обучения.
56

Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания,
направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения
следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые
формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после
изучения наиболее значительных тем программы.
Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом
классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

Решение
проектной
задачи

Направлена на выявление уровня освоения
ключевых компетентностей

Периодичность
не менее 3
раз в год

Поурочно

Предварительная диагностика знаний, умений и универсальных
учебных действий, связанных с предстоящей
деятельностью. Наметить «зону ближайшего
развития» и предметных знаний, организовать коррекционную
работу в зоне актуальных знаний
Контроль предметных
знаний и универсальных учебных действий
по результатам урока

В начале учебного года

Цель

Текущая

Стартовая

Вид промежуточной
аттестации

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов
Методы и
формы оценки образовательных
результатов

Формы и виды оценки

Диагностические
работы;
самоанализ и самооценка;
собеседование

Результаты фиксируются
в специальной тетради
учителя для учета в работе, включаются в
портфолио. Оценка результатов в классном
журнале не фиксируется,
не влияет на дальнейшую итоговую оценку

Самоанализ и самооценка;
устная или письменная критериальная оценка;
проекты

Результаты фиксируются
с помощью «волшебных
линеечек», «лесенок
успеха», значков «+», «», «?»; «зачтенонезачтено». Письменный анализ
в тетрадях обучающихся.
Оценка результатов в
классном журнале не
фиксируется. Результаты
фиксируются отдельно
по каждой отдельной
операции и не влияют на
дальнейшую итоговую
оценку
Экспертная оценка по
специально созданным
экспертным картам

проекты;
практические работы;
творческие работы

57

В конце учебного года
Май

По итогам изучения темы, раздела, курса,
четверти

Годовая

Рубежная:- тематическая;- четвертная;
- полугодовая

Учитель оценивает все
задания по уровням и
диагностирует уровень
овладения способами
учебного действия
Оценка выставляется в
классный журнал в виде
процентов, «зачтенонезачтено».
Оценка метапредметных
результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала в процентах или в форме «зачтено
- незачтено».
Задания разного уровня
Оценка выставляется в
сложности. Комплексклассный журнал в виде
ная проверка образовапроцентов, «зачтено тельных результатов, в
незачтено».
т.ч. и метапредметных.
Оценка метапредметных
результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала. Сравнение
результатов стартовой и
итоговой работы
Каждый учащийся в
защита портфолио
Философия этой формы
конце года демонстриоценки – в смещении акровать результаты своцента с того, что учаей учебной и внечебной
щийся не знает и не умедеятельности.
ет, к тому, что он знает и
умеет по данной теме и
данному предмету; перенос педагогической
оценки на самооценку
Количество тематических, проектных работ и итоговых работ устанавливается по
каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программам учебно - методического
комплекта, по которому работает школа.
Содержанием промежуточной годовой аттестации являются две стандартизированные
контрольные работы: по математике и русскому языку и одна интегрированная контрольная работа.
Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в мае руководителем учреждения (заместителем директора или школьным психологом) и имеет неперсонифицированный характер.
Примерное количество тематических, творческих,
итоговых контрольных работ и проектов по годам обучения
Русский язык
1класс
2 класс 3 класс 4 класс
-диктант с грамматическим заданием
5
5
5
-контрольное списывание
-/1
2
1
-контрольное изложение
1
Предъявление/демонстрация достижений ученика за
год

Контроль предметных
знаний и метапредметных результатов темы,
раздела, курса, четверти. Представляет собой
задания разного уровня
сложности

Тематические проверочные (контрольные) работы;
стандартизированные письменные и
устные работы;
проекты;
практические работы;
творческие работы
(изложения, сочинения); диктанты,
контрольные списывания; тесты;
интегрированные
к/работы
Стандартизированные письменные
работы;
интегрированные
контрольные работы; проекты

58

-контрольный словарный диктант
-тестирование
- проекты
Годовая контрольная работа
Всего по русскому языку
Тематические контрольные работы
Контрольное тестирование
Годовые контрольные работы
Всего по математике

-/1
-/2
Математика
1класс

1
1
Окружающий мир
1класс

Тематические контрольные работы
Проекты
1
Практические работы
4
Годовые контрольные работы
Всего по окружающему миру
5
Литературное чтение
1класс
Творческие работы
1
Проекты
1
Тематические тесты
Годовые
контрольные работы
Всего по литературному чтению
2
Метапредметные результаты
Интегрированные контрольные работы(две
при наличии инструментария)

1класс
1

2
-1
1
1
12

2
2
1
1
12

2
2
1
1
12

2 класс
8
3
1
12

3 класс
8
3
1
12

4 класс
8
3
1
12

2 класс
6
1
4
1
12

3 класс
6
1
4
1
12

4 класс
6
1
4
1
12

2 класс
2
1
3
1

3 класс
4
1
4
1

4 класс
4
1
4
1

7

10

10

2класс
1-2

3 класс
1-2

4 класс
1-2

В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений
учащихся.
С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие
методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего
класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются
специальные формы (листы наблюдений), которые могут быть именными или аспектными
(для оценки сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Можно пользоваться и иными инструментами: линейками достижений, лестницей успеха, цветовые
сигналы и др.
Наблюдение может выступать и в качестве обучающего средства, например, в ходе
групповой работы можно предложить совместно заполнить лист наблюдений на каждого
участника групповой работы
По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников можно
фиксировать с помощью линеечек (методика Г.А. Цукерман «Оценка без отметки»). Особая
ценность данного приема состоит в том, что он направлен на оценку формирования именно
данного навыка, а не личности ребенка в целом. Линейки достижений позволяют наглядно
59

увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка.
№
п/
п

Формируемые навыки и умения
1. Навыки чтения

Даты проведения
оценивания
IX X
XI … итог

1.1. Техника чте- Чтение слогов
ния
Чтение слов
Ударение
Чтение предложений
Чтение текстов
Безошибочность чтения
Выразительность чтения
1.2. Понимание Ответ на прямой вопрос по прочитанному
прочитанно- Словесное «рисование картин» к прочитанному
го
Построение плана текста с помощью иллюстрации
к нему.
Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте
1.3. Пересказ
С опорой на помощь учителя или иную
Без опоры на помощь
1.4. Чтение наизусть
1.5. Составление собственного рассказа
2. Навыки письма
2.1. списывание Списывание печатных букв
Списывание рукописных букв
Написание слогов и слов с печатного материала
Написание слогов и слов с рукописного текста,
написание предложений
2.2. Письмо по Написание букв по слуху
слуху
Написание слогов
Написание слов
Самостоятельное письмо
3. Вычислительные навыки
3.1. нумерация Чтение чисел
Записывание чисел
Сравнение чисел
3.2. арифметиче- Чтение и обозначение арифметических действий
ские
дей- Знание таблицы сложения и соответствующие
ствия
случаи вычитания
Знание компонентов и результатов каждого действия
Знание таблицы умножения
Решение задач
Сравнение математических выражений
Логические цепочки, выявление закономерность
3.3. геометриче- Выделение существенных признаков геометрические фигуры ских фигур
Построение геометрических фигур
60

Сравнение геометрических фигур
Измерение геометрических фигур
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно
использовать листы индивидуальных достижений. Освоенные навыки дети и учитель могут
отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие
оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Так, для букварного периода лист
индивидуальных достижений может выглядеть следующим образом
Лист индивидуальных достижений
Ученик_____________________ Школа _____________________________
Класс ______________________ Учитель ____________________________
за ____________ _________ по _________________________
четверть

год

Оценочная шкала:
+
знаю и умею
?
знаю неуверенно
пока не знаю и не умею
Критерии
Образец задания

по предмету

Самооценка

Оценка задания

Итоговая оценка
(зачтено – не зачтено)

1
2
…
Дополнительный
критерий:

При оценке предметных результатов в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на
вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на
разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также
своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что__________
Наиболее трудным мне показалось____________________________
Я думаю, это потому, что ____________________________________
Самым интересным было _____________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________
Я бы хотел попросить своего учителя ___________________________________________
Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты:
• критериальные описания,
61

•
•
•

эталоны,
памятки,
линейки достижения.

Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или
знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной
оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как
учителем, так и учащимися. Ниже приводится пример такого описания, разработанного для
оценки созданного ребенком текста.
Балл
Критериальное описание
Содержание соотносится с заглавием. Творчески описана занимательная история, интерес читателя поддерживается с помощью последовательно разворачивающейся сюжетной линии. Продемонстрирован оригинальный слог и стиль.
Текст логично структурирован. Характеры героев переданы образно, живо, с
4
использованием характерных деталей. Лексика точна, структура предложений
отличается разнообразием. Орфография, пунктуация указывают на хорошее
владение соответствующими умениями.
Содержание соотносится с заглавием. Текст ясен, учитываются интересы читателя. Работа структурирована: имеется введение, основная часть, заключение.
Присутствует попытка описания характера героев с использованием характерных деталей. Продемонстрирован индивидуальный стиль. Лексика своеобразна,
3
но есть повторы и упрощения. Используются сложносочиненные и простые
предложения. Технические навыки – орфография, пунктуация, почерк – указывают на хорошее владение языком.
Содержание соотносится с темой. Работа структурирована: имеется введение,
основная часть, заключение, но нить повествования иногда теряется, иногда –
2
неубедительна. Есть некоторое своеобразие лексики и грамматики. Имеются
орфографические и пунктуационные ошибки. Почерк неразборчив.
Содержание не соотносится с темой и/или плохо организовано и непоследовательно. Идеи перечисляются, но не раскрываются. Лексика ограниченна и ли1
шена окраски. Структура предложения простая и/или повторяющаяся. Правописание и почерк не позволяют донести смысл до читателя.
Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются
оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания.
Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.
Пример такой памятки:
Памятка по подготовке и выполнению
письменной работы в малой группе

Начало работы:
- Обсудить замысел в малой группе
- Поделиться идеями
Подготовительный этап
- Проговорить план в малой группе
- Выбрать тип текста, основную идею и тему
- Изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание)
- Подобрать материалы, информацию, идеи
- Создать банк слов
Основной этап
62

- Написать черновик
- Прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки
- Внести исправления
Подготовка окончательной версии
- Еще раз прочитать в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя,
перечитать самому и внести окончательную правку
- Оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать

3.3. Организация накопительной системы оценки
(Портфель достижений)
Наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является портфель достижений, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных
областях. Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
В МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» в основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражение
их индивидуально-личностной позиции, социальные компетенции;
 освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
 индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
3.4.1. Принципы формирования портфолио:
 универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность
отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося;
 вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления информации;
 технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля;
 востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.
В состав «портфеля достижений» могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой,
социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности,
протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Структура и содержание портфеля достижений. В портфель достижений учеников начальных классов школы, который используется для оценки достижения планируемых
результатов начального общего образования, включаются выборки детских работ — формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной и досуговой деятельности.
63

Выборка детских работ может быть представлена формальными и творческими работами, выполненными в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе занятий в рамках системы внеурочной деятельности, реализуемых в
рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ
по отдельным предметам. Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
 по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные
«авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
 по математике – математические диктанты, оформленные результаты миниисследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта,
рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
 по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы,
материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
 по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видео-изображения
примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям,
иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
 по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
 по физкультуре – видео-изображения примеров исполнительской деятельности,
дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим
дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и
листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями,
которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и
в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, психолог школы, организатор
воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
3.4.2. Примерные разделы портфолио
Раздел 1: «Давайте знакомиться»: Фото. Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения. Мои родители: Ф.И.О. мамы, Ф.И.О. папы (бабушки, дедушки). Рубрики: «Я люблю…», «Мне
нравится…», «Обожаю, когда …». «Мои друзья».
Раздел 2: «Вот я какой!» Антропометрические данные (в художественно-графическом
стиле).
Раздел3: «Каким меня видят окружающие». Сочинение родителей о своём ребёнке.
Раздел 4: «Я мечтаю …» «Я хотел бы …», «Я жду, когда …» и т.п.
Раздел 5: «Мои учебные достижения», «Работы, которыми я могу гордиться».
Раздел 6: «Вот что я ещё могу!» Образцы творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книжки
– самоделки, фото поделок и т.п.) Грамоты, дипломы об участии в конкурсах, олимпиадах,
спортивных соревнованиях.
64

Раздел 7. «Посоветуйте мне …» Лист рекомендаций заполняется педагогами, родителями, другими специалистами, работающими с ребёнком.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и «портфеля достижений»
в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС НОО.
Составляющие «портфеля достижений» могут быть оценены качественно и количественно (в баллах).
В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих «портфеля
достижений» используются оценки типа:
 «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценка, свидетельствующая об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных
действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
 «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а
также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5балльной шкале.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов
«портфеля достижений», делаются выводы о:
 сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения
образования в основной школе;
 сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
 индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
3.4.3. Роль участников образовательного процесса
по организации работы с портфолио
Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, заместителя директора по УВР.
При формировании портфолио обучающихся функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
Администрация школы:
 разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение
портфолио;
 распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
 осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ.
Учащиеся:
 собирают материал для портфолио, обсуждая с учителями и родителями.
Классный руководитель:
 является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся
на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио;
 координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации,
информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня;
 способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
65

 проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио;
 подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся;
 осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Родители:
 помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов;
 принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио;
участвуют в анализе и оценивании портфолио.

3.3. Итоговая оценка выпускника и её использование
при переходе от начального к основному общему образованию
В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается.
Итоговая оценка позволяет фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
Оценочные шкалы
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 или 3-4 классов (в зависимости от продолжения безотметочного периода) оценивается по системе «зачтено – не зачтено» или в форме балльной отметки. В личном деле обучающегося выставляется оценка
«зачтено – не зачтено», или отметка. Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения
Уровень достиОтметка в балльОтметка в системе
программы
жений
ной шкале
«зачтено - не зачтено»
90-100%
высокий
«5»
зачтено
66 -89%
повышенный
«4»
зачтено
50 -65 %
средний
«3»
зачтено
меньше 50%
ниже среднего
«2»
незачтено
В журнале ставится оценка «з» (зачтено) или «н/з» (незачтено), или процент от максимального балла выполнения различных видов работ. По итогам четверти, начиная со второго (третьего) класса, выставляется процент освоения образовательной программы в классный журнал. Он вычисляется, исходя из нахождения среднего значения результатов выполнения тематических, творческих и итоговых работ. Годовая оценка по предметам вычисляется в процентах, исходя из нахождения среднего значения результатов учебных четвертей и результатов годовых контрольных работ.
По предметам «музыка», «изобразительное искусство», «физическая культура» может выставляться оценка «зачтено», «незачтено». По данным предметам оценка не переводится в баллы и выставляется в личное дело «зачтено –незачтено» в соответствии с
письмом Министерства образования РФ от 03.10.2003 года № 13-51-237/13 «О введении
безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».
Успешность усвоения программ первоклассниками (второклассниками) характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Качественная
оценка может быть выражена оценкой «зачтено». Учитель составляет письменную характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с листом оценки.
Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета
по итогам работы за учебный год.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем
учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по рус66

скому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом
накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А
оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися
опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых
результатов:
 Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей уровне общего образования, и способен
использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
 Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей уровне общего образования, на уровне осознанного произвольного
овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении
не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла
за выполнение заданий повышенного уровня.
 Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей уровне общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующий уровень общего образования
принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Решение о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой:
 отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
 определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом
как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
 даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную
реализацию намеченных задач на следующий уровне обучения.
В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и
особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.
67

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».