1. Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ООП НОО)

2020

Срок
реализации –
4 года

1

2

2020

Пояснительная записка
к основной образовательной программе
начального общего образования (ООП НОО)
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы,
определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального
общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание
основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа адресована участникам образовательного процесса МКОУ
«Медвежьегорская СОШ№1», к числу которых относятся:
дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс;
родители (законные представители) обучающихся 1-4 классов;
педагоги начальной школы, администрация школы.
Программа адресована обучающимся 1-4-х классов и их родителям (законным
представителям):
для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых
результатах деятельности школы по достижению каждым учащимся образовательных
результатов.
Программа адресована педагогам:
для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной
деятельности школы, родителей, учащихся и возможностей для взаимодействия;
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в
практической образовательной деятельности.
Программа адресована руководству Учреждения:
- для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к
результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы:
- для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов,
учеников, родителей, руководства школы);
- для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в
целом;
- для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса,
качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.
Содержание ООП НОО сформировано с учётом ФГОС НОО с учётом особенностей
первой уровню общего образования как фундамента всего последующего обучения, а также с
учётом особенностей развития обучающихся и запросов всех участников образовательного
процесса:
- запросов родителей (законных представителей) по выбору образовательной системы,
программы обучения, направленностей ОУ (спортивно-оздоровительная, общеинтеллектуальная, общекультурная);
- с учётом образовательных потребностей зачисленных обучающихся с ОВЗ, детейинвалидов.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся:
– в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих
возможностей личности, на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира;
3

- в разнообразии индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;
- в овладении грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом,
математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);
- в сохранении и укреплении физического и психического здоровья и безопасности
учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
- в формировании ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем,
информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной)
и компетентности взаимодействии;
Общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на
формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки,
культуры, общественных отношений;
Родителей (законных представителей) – в получении детьми полноценного образования.
Программа ставит перед Учреждением задачи, связанные с изменениями
образовательного пространства, что создаёт возможность полностью реализовать
требования ФГОС НОО. Среди них:
1. Создать эффективную модель синтеза урочной и внеурочной деятельности в целях
достижения планируемых образовательных результатов на уровне начального общего
образования.
2. Повысить эффективность информационной образовательной среды через пополнение
банка цифровых образовательных ресурсов, экспертизу и систематизацию электронных
материалов для учебных предметов и внеурочной деятельности, использование всеми
учителями начальной школы Интернет-технологий, распространение опыта через сеть
Интернет, создание системы мониторинга образовательных достижений младших
школьников.
3. Разработать систему общественно-полезных практик, социальных проектов и акций для
учащихся начальной школы, способствующую приобретению значимого социального опыта.
4. Пополнить и обновить компьютерную базу
5. Создать систему методической поддержки и сопровождения процесса реализации
основной образовательной программы начального общего образования в школе.
6. Разработать систему работы с родительским сообществом, обеспечивающую вовлечение
родителей в деятельность по реализации Образовательной Программы НОО в МКОУ
«Медвежьегорская СОШ №1»
7. Создать систему выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей и младших
школьников, испытывающих затруднения в учении и самореализации.
Общая характеристика ООП НОО
Программа гарантирует право обучающихся на начальное общее образование, оптимизацию
образовательного процесса, использование современного материально-технического
обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса
Образовательная программа МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» - обязательный к
исполнению нормативный документ. Она же - основание для оценки образовательного
процесса. Нормативный срок освоения Программы составляет 4 года.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с
переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка
с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
4

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности
и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне
образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память,
произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и
способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и
отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает
формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и
личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы
учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и
физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков
самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих
готовность к освоению содержания основного и общего образования, раскрытие
интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение
фундаментальных основ начального образования.
Задачи:
1. Обеспечить достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения основной образовательной программы
2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в
личной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих
способность к организации самостоятельной деятельности обучающихся
3. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Приобщать
детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.
ООП НОО учитывает требования к образованию, которые предъявляют ФГОС.
Принципиальным подходом к формированию ООП начального общего образования стал
учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым
компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент,
что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания
обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов
деятельности, которые являются метапредметными, даёт возможность объединить усилия
всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в
изучении разных сторон окружающего мира. ООП разработана с учётом требований к
оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов.

5

Структура и содержание ООП проектирует определённый тип сознания и мышления
обучающегося, где основным является развитие младшего школьника, формирование его
интеллектуальной деятельности и произвольности всех психологических процессов.
В программе учтены школьные традиции внеклассной и воспитательной работы,
возможности социальных партнёров, запросы учащихся и их родителей в сфере образования,
профессиональный уровень педагогов.
Программа соответствует основным характеристикам современного образования:
доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития,
вариативности, технологичности, носит личностно
ориентированный характер.
Основная образовательная программа ОУ предусматривает:
- достижение планируемых результатов в соответствии с целью программы;
-выявление и развитие способностей учащихся учиться, организовывать свою
деятельность;
-организацию интеллектуальных и творческих соревнований и проектноисследовательской деятельности;
-участие учащихся и их родителей, педагогов, общественности в проектировании и
развитии внутришкольной среды через систему педагогических советов, родительских
собраний, работу Совета обучающихся;
-использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа: личностно ориентированного, метода проектов, коллективного
взаимодействия;
-включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды, посредством программ дополнительного образования.
Реализация Программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего
школьника:
• учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная
дискуссия, групповая работа);
• индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с
использованием дополнительных информационных источников);
• игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра по правилам);
•творческой и проектной деятельности (художественное, музыкальное, театральное
творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых
инициатив и др.);
• учебно–исследовательской деятельности;
•трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в
социально значимых трудовых акциях);
• спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное
развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во
фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
6

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами (требованиями) системно-деятельностного подхода и
развивающей системы обучения являются:
- принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения,
идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное,
эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие
каждого ребёнка;
- принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания
предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать
целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его
объектами и явлениями;
- принцип практической направленности предусматривает формирование
универсальных учебных действийсредствами всех предметов, способности их применять в
условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни,
умениями работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая
тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей,
научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников
информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в
разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности
работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по
самообразованию);
- принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это,
прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления
предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для
вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ,
адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить основной
(базовый) программный материал, но в разные периоды и с разной мерой помощи со
стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить
свои знания (по сравнению с базовым);
- принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного
(конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от
общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной
или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является
разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование
предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение
к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников УМК
и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу
продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику
в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне
трудности выполняемых УУД;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка
базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности,
соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия
детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика,
динамические паузы, экскурсии на природу.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ
«Медвежьегорская СОШ №1» содержит следующие разделы: целевой, содержательный и
организационный.
7

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных
и метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне
начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального
общего образования;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
- программу коррекционной работы.
- Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями Стандарта.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с
действующими санитарными нормами.
Основная образовательная программа предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия.
Общие подходы к реализации внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на уровне
8

начального общего образования. План составлен с учетом индивидуальных особенностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) и возможностей
образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность проходит в разнообразных формах, таких как экскурсии,
практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, конструирование и т.п.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться за счет ресурсов
общеобразовательного учреждения и за счет учреждений дополнительного образования.
Образовательная программа соответствует основным принципам государственной
политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об
образовании»:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и
развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций
и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
• обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации,
творческого развития;
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
обучения картины мира;
• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами
независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Разработка
образовательной программы
осуществлялась коллегиально с
привлечением органов самоуправления и родительской общественности.

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».