I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Республика Карелия
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»
(МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1»)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

г.Медвежьегорск
1

Программа принята на
Педагогическом совете Протокол №1 от
28.08.2020

Утверждаю
Директор МКОУ «Медвежьегорская
СОШ №1» _______________________
Т.И.Каштанова

Рассмотрено на Совете школы
Протокол №1 от 28.08.2020

Содержание:
Паспорт ООП ООО
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне СОО.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов. (Приложения)
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне СОО.
2.4. Программа коррекционной работы.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
3.2. Система условий реализации ООП.
3.2.1. Описание кадровых условий реализации ООП СОО.
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации ООП СОО.
3.2.3. Финансовое обеспечение реализации ООП СОО.
3.2.4. Материально-технические условия реализации ООП.
3.2.5. Информационно-методические условия реализации ООП СОО.
Паспорт
основной образовательной программы среднего общего образования
МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»
Полное название Основная образовательная программа среднего общего образования
программы
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»
Основания для
Закон РФ «Об Образовании»
разработки
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
программы
общего образования
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования
Цель программы Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
средней школы планируемых результатов: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной
2

образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Основные задачи - формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
программы
- обеспечение равных возможностей получения качественного среднего
общего образования;
- обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов
в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни обучающихся;
Данные о
разработчиках
программы

Юридический
адрес ОУ, сайт,
e-mail,
телефон, факс

Каштанова Т.И., директор МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1»
Макерова Г.Н., зам директора по УВР
руководители ШМО:
Личман Е.В., учителей русского языка и литературы
Трофимова Ю.Н., учителей английского языка
Семерня А.А., учителей математики
Коханович С.А., учителей истории
Малиновская М.В., психолог школы
186350, Республика Карелия, Медвежьегорск, ул.К.Либкнехта, 20-а
http://medgorsk1.karelschool.ru
mschool1@yandex.ru
8(81434)57754

Система контроля - отчет раз в полугодие
за выполнением
- итоговый педсовет
программы
- публичный доклад

3

I. Целевой раздел основной образовательной программы среднего общего
образования
I.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего
общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ООП
СОО) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Медвежьегорская
СОШ №1» (далее - школа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее –
ФГОС СОО).
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего
образования являются:
 становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов,
готовность к самоопределению;
 достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного
возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием
здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы среднего общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
 обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
 обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
 обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего
образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей
изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных
предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных
предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных
предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
 установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание
значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через
реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную
программу;
 обеспечение преемственности основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
 развитие
государственно-общественного
управления
в
образовательной
организации;
4

 формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательной
организации в целом;
 создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
обучающихся.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
среднего общего образования
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход,
который предполагает:
 формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
 проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
образовательной организации;
 активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
 построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении
образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и
главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для
саморазвития творческого потенциала личности.
Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет
создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого
обучающегося.
Основная образовательная программа формируется с учетом психологопедагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
 с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы
обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других
людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
 с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с
овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционнотехнического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей
профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у
обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с
самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием
и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся
действенными;
 с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам
познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем,
способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
 с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
 с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к
самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в формировании целей и
стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением
потребности влиять на других людей.
5

Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или
первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных
черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является
предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее,
формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в
юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами,
отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к
самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление
основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку
для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном
возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую
ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Основная образовательная программа формируется с учетом принципа
демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической
культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества,
сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов
государственно-общественного управления образовательной организацией.
Основная образовательная программа формируется в соответствии с требованиями
ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего
образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего
образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной
организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной
деятельности и успешной социализации.
Основными принципами реализации программы являются:
- обеспечение преемственности и взаимосвязи программ основного общего и
среднего общего образования;
- расширение образовательного пространства через использование возможностей
дополнительного образования, многосторонние связи и продуктивное взаимодействие с
различными учреждениями, организациями, объединениями;
- формирование творческой инициативы, самостоятельности и ответственной
позиции старшеклассника в разных видах деятельности;
-обеспечение открытости школы для образовательного сообщества города, развитие
системы государственно-общественного управления ОУ;
-обеспечение индивидуализации образования через самостоятельный свободный
выбор направления образовательной деятельности на основе личного интереса
обучающихся;
Выбор обучающимися направления образовательной деятельности в МКОУ
«Медвежьегорская СОШ №1» происходит из 3 направлений классов профильного уровня:
гуманитарный, технологический и естественно-научный профиль. Для них составлен
учебный план, который является организационной моделью реализации основной
образовательной программы школы по конкретному профилю.
Общая характеристика основной образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ
«Медвежьегорская СОШ №1» разработана на основе ФГОС СОО, Конституции
Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные,
национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации,
обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего
6

общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
I.Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП СОО, конкретизированные в соответствии с требованиями
Стандарта.
Целевой раздел включает:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО;
-систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО.
II. Содержательный раздел
Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает
образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов, в том числе:
-программу развития
универсальных
учебных
действий,
включающую
формирование компетенций информационно-коммуникационных технологий, учебноисследовательской и проектной деятельности;
-программы отдельных учебных предметов, курсов;
-программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие
направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их
социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, экологической культуры;
-программу коррекционно-развивающей работы.
III. Организационный раздел
Организационный раздел устанавливает образовательного процесса, а также
механизм реализации компонентов ООП.
Организационный раздел включает:
- учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов
реализации ООП;
-систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.
Основными механизмами реализации ООП являются: учебный план МКОУ
«Медвежьегорская СОШ №1».
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном
объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной
программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной
образовательной
программе
предусматриваются
учебные
предметы,
курсы,
обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих
изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной
программы
среднего
общего
образования на
базовом
или
углубленном
уровнях (профильное обучение) основной образовательной программы среднего общего
образования.

7

ООП СОО направлена на становление личностных характеристик выпускника
(портрет выпускника):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и
духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством,
человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований стандарта,
обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим
потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности,
общества и государства:
-технология уровневой дифференциации обучения;
-технология создания учебных ситуаций;
-технологии, основанные на реализации исследовательской деятельности;
-информационных и коммуникационных технологий обучения;
-технология модульного обучения;
- проблемно-диалогическая технология;
- технология развития критического мышления;
- технология оценивания учебных успехов;
- проектная технология.
Виды деятельности учащихся на уровне среднего общего образования:
- совместная распределенная учебная деятельность в личностно ориентированных
формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания,
возможность проявить свою индивидуальность, выполнять функции: контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.);
- индивидуальная учебная деятельность при осуществлении индивидуальных
образовательных маршрутов (программ), индивидуальных образовательных проектов;
- совместная распределенная проектная деятельность, ориентированная на
получение социально значимого продукта;
- учебно-исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе
осмысленное
экспериментирование
с
природными
объектами,
социальное
экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения;
- деятельность управления системными объектами (техническими объектами,
группами людей);
- творческая деятельность (художественной, технической и др. виды деятельности);
8

- спортивная деятельность.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся образовательная
программа предусматривает внеурочную деятельность.
Основной задачей внеурочной деятельности в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1»
является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся; развития и
реализации их творческих, интеллектуальных возможностей; вовлечение их в
разнообразную творческую деятельность (конкурсы, марафоны, олимпиады, клубную
деятельность, конференции, научные общества, музыкально-эстетический центр,
спортивные секции, детские общественные объединения и др.).
Система внеурочной деятельности включает в себя:
- дополнительные образовательные модули, спецкурсы, учебные исследования,
практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной;
- дополнительные образовательные программы школы (внутришкольная система
дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а
также учреждений культуры и спорта;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,
общественно полезные практики и т.д.);
- жизнь ученических сообществ (РДШ, разновозрастных объединений по интересам,
клубов и т.п.);
- интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных
информационно-коммуникационных
технологий,
сетевое
взаимодействие
образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального
учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
- обеспечение благополучия обучающихся в образовательном пространстве
образовательной организации;
- систему воспитательных мероприятий.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, предметные
недели.
Организация
внеурочной
деятельности
предусматривает
возможность
использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при
подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями
обучения
школы
(гуманитарный,
технологический,
естественно-научный).
Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности
определяется с учетом особенностей организации образовательной деятельности в
образовательной организации

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».