Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» «Утверждаю» __________________ Директор школы: Т.И. Каштанова дата_28.08.2020_____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования «Изобразительное искусство» 5-7 классы Количество часов по программе 1 час в неделю, 102 часа в год Учебник: Под редакцией Б.М. Неменская. Изобразительное искусство. М.: Просвещение.2017 г. Обсуждена и согласована на методическом совете Протокол №__1___ от «_27_»_08.__2020_г. Принята на педагогическом совете Протокол №_1____ от «_28__»_08._2020_г. I Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебника под редакцией Б.М. Неменская. Изобразительное искусство. М.: Просвещение.2011 г., пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2016 г. Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативнообразного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Оно направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Совместно с предметами учебной программы, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека. Так как в школе обучаются дети с ОВЗ, поэтому программа обучения учащихся 5—7 классов изобразительной деятельности составлена с учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка, развития его эмоционально- волевой сферы, своеобразия формирования изобразительной деятельности. II Общая характеристика учебного предмета Цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи предмета «Изобразительное искусство»: • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. III Место и роль курса в обучении Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 учебный час в неделю). 2 Общий объём учебного времени составляет 102 часа: 5 класс – 34 часа; 6 класс – 34 часа; 7 класс – 34 часа. IV Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: в ценностно-ориентационной сфере: • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах; воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства; в трудовой сфере: • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; в познавательной сфере: • овладение средствами художественного изображения; • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки; • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: в ценностно-ориентационной сфере: • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; в трудовой сфере: • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях; • умение эстетически подходить к любому виду деятельности; в познавательной сфере: • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; • формирование способности к целостному художественному восприятию мира; • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации. 3 Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: в ценностно-ориентационной сфере: • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей; • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; в познавательной сфере: • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов; • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; в коммуникативной сфере: • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах; • диалогический подход к освоению произведений искусства; • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; в трудовой сфере: • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.). V Содержание курса Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы. Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Критерии оценки устной формы ответов учащихся 1. Активность участия. 2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 3. Самостоятельность. 4. Оригинальность суждений. Критерии оценки творческой работы 4 Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов: 1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. 3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Формы контроля уровня обученности: 1. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ 2. Самостоятельная работа 3. Устный опрос 4. Кроссворды, викторины 5. Проверка альбомов и наличие в нем выполненных работ. Содержание курса 5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 часа) Древние корни народного ис- Древние образы в народном искусстве кусства (8 часов) Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Связь времен в народном ис- Жостово. Роспись по металлу кусстве (8 часов) Древние образы в современных народных игрушках Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды (обобщение темы). Декор — человек, общество, Роль народных художественных промыслов в совревремя (10 часов) менной жизни. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (обобщение темы). Декоративное искусство в со- Роль декоративного искусства в жизни человека и обвременном мире (8 часов) щества. Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства (обобщение темы). 6 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 часа) Виды изобразительного ис- Изобразительное искусство. Семья пространственных кусства и основы образного искусств. языка (8 часов) Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. 5 Основы языка изображения. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). Вглядываясь в человека. Образ человека — главная тема в искусстве. Портрет (10 часов) Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого.(обобщение темы). Человек и пространство. Пей- Жанры в изобразительном искусстве. Изображение прозаж (8 часов) странства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы). 7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» Изображение фигуры челове- Изображение фигуры человека в истории искусства. ка и образ человека (8 часов) Пропорции и строение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Лепка фигуры человека. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Поэзия повседневности Сюжет и содержание в картине. (8часов) Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре), (обобщение темы). Великие темы жизни (10 чаИсторические и мифологические темы в искусстве разсов) ных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) 6 Реальность жизни и художественный образ (8 часов) Место и роль картины в искусстве XX века. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты (обобщение темы). 7 VI Календарно-тематическое планирование по курсу изобразительное искусство 5-7 классы (102 часа) № 1 2 Информационнометодическое обеспечение 5 КЛАСС – «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 ЧАСА) Древние корни народного искусства (8 часов) Древние об- Традиционные образы Познакомить учащихся со сла- Задание: Зарисовать ФронМифы Древней разы в народного прикладного вянской орнаментальной симво- традиционные образы тальный Руси народном искусства как выражение ликой и ее историей народного (крестьян- опрос Д.З: Подобрать искусстве (1 мифопоэтических пред- Воспитать любовь к националь- ского) прикладного (устно). иллюстрации с час) ставлений человека о ному искусству, к различным искусства: солярные Произображением мире, как память народа. видам народного творчества знаки, конь, птица, смотр, древних образов в Декоративное изображе- Развить эстетический и художе- мать-земля, древо анализ и произведениях ние как обозначение ственный вкус, творческую и по- жизни и др. оценива- народного искусжизненно важных для знавательную активность Материалы: каран- ние ра- ства человека смыслов, их даш, гелевая ручка, бот. условно-символический фломастер. характер. Убранство Дом — мир, обжитой Понимать и объяснять целост- Задание: создание эс- ТворчеПрезентация русской избы человеком, образ осво- ность образного строя традици- киза декоративного ское за(2 часа). енного пространства. онного крестьянского жилища, убранства избы: дание, Избы севера и средней выраженного в его трехчастной украшение деталей беседа полосы России. Един- структуре и декоре. Раскрывать дома (причелина, поство конструкции и де- символическое значение, содер- лотенце, лобовая доскора в традиционном жательный смысл знаков-об- ка, наличник и т. д.) русском жилище. Отра- разов в декоративном убранстве солярными знаками, жение картины мира в избы. Определять и характери- растительными и зотрехчастной структуре и зовать отдельные детали деко- оморфными мотивав декоре крестьянского ративного убранства избы как ми, выстраивание их дома (крыша, фронтон проявление конструктивной, де- в орнаментальную — небо, рубленая клеть коративной и изобразительной композицию. — земля, подклеть (под- деятельности. Находить общее Материалы: сангина и пол) — подземный мир; и различное в образном строе уголь или восковые Тема урока Элементы содержания Планируемые результаты в соответствии с ФГОСом Практическая часть Вид контроля 8 3 4 5 6 знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Внутренний Деревенский мудро мир русской устроенный быт. избы (2 ча- Устройство внутреннего са). пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Конструкция и декор предметов народного быта (1 час). Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Искусство гжели (1 час) Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Разнообразие и скульптурность посудных традиционного жилища разных мелки и акварель, народов. Создавать эскизы де- кисть, бумага. коративного убранства избы. Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное соче- Задания: изображение ТворчеПрезентация внутреннего убран- ское заства русской избы с дание включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка. Материалы: карандаш или восковые мелки, гуашь, кисти, бумага. Задание: Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, кры- Творческое задание. Просмотр, анализ и оценивание работ Презентация Д.З: К следующему уроку принести белую тарелочку для росписи Творческое задание, беседа. Опрос. Презентация «Сказочная Гжель» Д.З: принести дощечку для роспи- 9 7 форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно - сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, виртуозный круговой «мазок с тенями».Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. Городецкая Краткие сведения из исроспись (1 тории развития городецчас) кой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Хохлома час) 8 (1 Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — глав- тание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. шечка), роспись та- Просмотр релки. и анализ Материалы: белая та- работ релка гуашь, кисти, бумага. си 5*5. Задание: роспись дощечки (доска для резки хлеба, подставка под чайник и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево. Творческое задание. Взаимоанализ результатов творчества одноклассников (выборочно) Презентация «Городец» Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией. Материалы: каран- Творческое задание, беседа. Проверка альбомов Причудливо затейливая роспись «Кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии. Д,З: принести кар- 10 9 10 Жостово. Роспись по металлу (2 часа). Древние образы в современных народных 11 игрушках (2 - часа). 12 Народный праздничный 13 костюм (2 - часа). 14 ный мотив хохломской Создавать композицию травной даш, гуашь, большие росписи. Основные эле- росписи в единстве с формой, и маленькие кисти, менты травного орна- используя основные элементы бумага. мента, последователь- травного узора. ность его выполнения. Связь времен в народном искусстве (8 часов) Из истории промысла. Уметь использовать пластилин в Задание: Слепить из Разнообразие форм под- творческой работе; выполнять пластилина элементы носов и вариантов по- орнаментальную композицию жостовой росписи, строения цветочных определенного типа, учитывая создать композицию. композиций (рамочная и форму предмета Материал: пластилин, геральдическая). Худокартон 5*5, золотижественные особенности стый баллончик красжостовской росписи и ки. приемы письма Живучесть древних об- Уметь использовать вырази- Задание: Выполнение разов в современных тельные средства художествен- игрушки (импровизанародных игрушках. ных материалов в творческой ция формы) и украОсобенности пластиче- деятельности. Уметь ритмиче- шение ее в традициях ской формы, цветового ски выстраивать декоративные одного из промыслов. строя и элементов рос- элементы росписи по форме Материалы: глина, писи глиняных игрушек предмета. Размышлять, рас- стеки, краска для (филимоновской, дым- суждать об истоках возникнове- грунтовки, гуашь, киковской, каргопольской ния современной народной иг- сти, бумага. игрушек). рушки. Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс жен- Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрени- Задание: 1 урок) изучение нового материала создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского), тон 5*5 и пластилин. ТворчеПрезентация, ское за- наглядный матедание, риал опрос, выставка работ ТворчеПрезентация, ское за- наглядный матедание, риал беседа, выставка работ Творческое задание, опрос, игра кроссворд Презентация 11 ской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Народные праздничные обряды 15 (обобщение - темы), (2 ча16 са). Роль народных художественных промыслов в современной жизни (2 ча17 са). 18 Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса). ем наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского на рода. Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). (рубаха, душегрея, сарафан) с нарядным орнаментом. 2 урок) Игра – викторина - кроссворд Материалы: бумага, гуашь, кисти, мелки, пастель. Задание: Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань Декор — человек, общество, время (10 часов) Выставка работ и беседа Уметь выстраивать декор в со- Задание 1 урок: учана темы: «Традиционные ответствии с формой предмета, стие в выступлениях народные промыслы — используя ритм как основу ор- поисковых групп, в гордость и достояние наментальной композиции. Вла- занимательной виктонациональной отече- деть навыком работы с бумагой. рине, в систематизаственной культуры», Объяснять важность сохране- ции зрительного ма«Место произведений ния традиционных художествен- териала по опредетрадиционных народных ных промыслов в современных ленному признаку. промыслов в современ- условиях. Изготовление каранной жизни, быту», Выявлять общее и особенное в дашницы в технике, «Промыслы как искус- произведениях традиционных имитирующей проство художественного художественных промыслов. сечную бересту. Масувенира». териалы: цветная бумага, ножницы, клей Творческое задание, опрос, беседа. Экспрессвыставка. Проверка альбомов Презентация. Зрительный ряд: Б. М. Кустдев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» Экспресс- Презентация выставка, беседа, опрос, творческое задание 12 19 20 21 22 23 Зачем людям Предметы декоративноукрашения (2 го искусства несут на часа). себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Роль декора- Украшение как показативного ис- тель социального статуса кусства в человека. Символика жизни древ- изображения и цвета в него обще- украшениях Древнего ства (2 часа). Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта Одежда «го- Одежда как знак половорит» о че- жения человека в обще- Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративноприкладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Задание 1: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. Задание 2: рисунок орнамента одежды воина, древнего охотника, вождя племени и т.д. (по воображению). Материалы: акварель или гуашь, кисти, бумага. Задание: Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти. ФронПрезентация тальный опрос, творческое задание Творческое задание, беседа Уметь творчески работать над (коллективная работа) Коллекпредложенной темой, используя Задание: Выполнение тивная Презентация «Декоративное искусство Древнего Египта». Презентация 13 ловеке (1 ча- стве. Отличие декораса). тивно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. О чём рас- История возникновения сказывают и развития геральдиченам гербы и ского искусства. Значеэмблемы ние герба. Символика (обобщение цвета и изображение в темы), (3 ча- геральдике. Части класса). сического герба. Значение геральдического искусства в жизни совре24 менного общества. Первые гербы, которые по26 явились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Роль декора27 тивного искусства в 28 жизни чело- выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти, клей Задание 1: Игра «Гербы» Задание 2 Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиция. Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. Декоративное искусство в современном мире (8 часов) Декоративно-прикладное Понимать, что образный строй Задания: 1. Выполнеискусство в повседнев- вещей определяется социальной ние различных аналиной жизни человека. ролью его хозяина. Уметь ви- тически-творческих деть в произведениях ДПИ раз- заданий работа, беседа, выставка 1. Защита проекта «Собственный герб» 2.Соревн овательная игра (Решение кроссвордов, конкурсы). 3. Подведение итогов соревновательной игры Презентация, гербы городов России, наглядный материал. ТворчеПрезентация ское задание, экскурсия 14 века и общества (2 часа). Современное выставочное искусство (2 часа). 29 30 Ты сам — мастер декоративноприкладного 30 искусства (обобщение 34 темы), (4 часа). Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ. Этапы работы над произведением ДПИ личных эпох единство материа- 2. Посещение музея ла, формы и декора. декоративноприкладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Знать виды декоративно- Задание: восприятие прикладного искусства, особен- (рассматривание) разности его языка. Понимать роль личных произведений взаимосвязи материала, формы и современного декорасодержания при создании произ- тивного искусства; ведений ДПИ. Выявлять и рассуждение, участие называть характерные особен- в диалоге, связанном ности современного декоратив- с выявлением отлино-прикладного искусства. чий современного деВысказываться по поводу роли коративного искусвыразительных средств и пла- ства от народного стического языка материала в традиционного. построении декоративного образа. Уметь использовать вырази- Задание 1 (урок): Изтельные возможности материала, готовление тряпичной принципы декоративного обоб- куклы-закрутки щения в творческой работе. Задание 2 (урок): ИзВладеть практическими навы- готовление декораками выразительного использо- тивной вазы для инвания фактуры, формы, объема. терьера. Задание 3 – 4 Владеть навыками поэтапного (урок) (проектная равоплощения творческого замыс- бота): Разработка эсла в выбранном материале, ис- кизов панно или витпользуя язык декоративно- ражей для украшения в Медвежьегорский музей Беседа, усвоение нового материала ПроектПрезентация, ная дея- наглядный матетельриал ность. Коллективное выполнение панно Подведение итогов и 15 прикладного искусства, принци- интерьера школы по проверка пы декоративного обобщения мотивам народного альбомов искусства. № 1 2 3 Тема урока Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (2 часа). Пятно как средство выражения. Ритм пятен (1 час). Элементы содержания Планируемые результаты в соответствии с ФГОСом Практическая часть Вид контроля 6 КЛАСС – «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа) Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов) Виды пластических ис- Знать виды пластических и Задание: участие в Творчекусств. Виды изобрази- изобразительных искусств; раз- беседе на тему пла- ское зательного искусства: личные художественные мате- стических искусств и дание, живопись, графика, риалы и их значение в созда- деления их на три беседа скульптура. Художе- нии художественного образа. группы (изобразиственные материалы и Называть пространственные и тельные, конструких выразительность в временные виды искусства и тивные и декоративизобразительном искус- объяснять, в чем состоит разли- ные). Практическое стве чие временных и пространствен- задание - используя ных видов искусства. иллюстрации, подготовленные учителем к уроку, выполнить рисунок в альбоме (работа по иллюстрации). Пятно в изобразитель- Знать основы языка изобрази- Задание: Изображе- Просмотр ном искусстве. Роль пят- тельного искусства: тон, вырази- ние различных состо- и анализ на в изображении и его тельные возможности тона и яний в природе (ве- работ, выразительные возмож- ритма в изобразительном искус- тер, тучи, дождь, ту- творчености. Тон и тональные стве. Уметь использовать выра- ман, яркое солнце и ское заотношения: тёмное - зительные средства графики тени) черной и белой дание. светлое. Тональная шка- (тон, линия, ритм, пятно) в соб- гуашью. ла. Композиция листа. ственной художественноРитм пятен. Доминиру- творческой деятельности; активющее пятно. Линия и но воспринимать произведения Информационнометодическое обеспечение Иллюстрации, подготовленные учителем к уроку Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой 16 4 5 Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий (1 час). Цвет. Осно- Основные и составные вы цветове- цвета. Дополнительные дения (1 час). цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов Цвет в произведениях живописи (1 час). 6 пятно. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состоя- станковой графики Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь Задание: Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город»). Материалы: гуашь, кисть Задание: Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий Анализ результатов собственной художественной деятельности. Творческое задание. Экспрессвыставка, творческое задание Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря». Презентация 17 7 8 9 ний: радость, грусть, нежность и т.д. Объемные Выразительные возможизображения ности объемного изобв скульптуре ражения. Связь объема с (1 час). окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Основы язы- Обобщение материала: ка изображе- виды изобразительного ния (обобискусства, виды графищающий ки, художественные маурок), (1 териалы и их выразичас). тельные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения Изображение предметного мира — натюрморт (1 час). Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира. Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки Опрос. Просмотр и анализ работ. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова Знать: виды пластических и Конкурс знатоков изобразительных искусств, виды Выполнение конграфики; основы изобразитель- курсных заданий ной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) Понимать значение изобрази- Задание: работа над тельного искусства в жизни че- натюрмортом из ловека и общества; взаимосвязь плоских изображений реальной действительности и ее знакомых предметов художественного изображения в с решением задачи их искусстве. Осваивать простые композиционного, композиционные умения органи- ритмического размезации изобразительной плоско- щения на листе (в Опрос, Игра. Проверка альбомов Презентация ТворчеД.З.: Принести ское за- бумагу, ножницы дание, и клей ПВА беседа 18 Натюрморт в живописи, сти в натюрморте. Уметь выде- технике аппликации). графике, скульптуре. лять композиционный центр в Материалы: цветная собственном изображении. бумага, ножницы, клей. Понятие Понятие формы. Ли- Иметь представление о много- Задание 1: Конструиформы. Мно- нейные, плоскостные и образии и выразительности рование из бумаги гообразие объёмные формы. Гео- форм. Характеризовать поня- простых геометриче10 форм окру- метрические тела, кото- тие простой и сложной про- ских тел (конус, цижающего рые составляют основу странственной формы. линдр, куб, приз11 мира (2 ча- всего многообразия Называть основные геометриче- ма) са). форм ские фигуры и геометрические Задание 2: Игра объемные тела. Изображение объема на плоскости и линейная 12 перспектива (1 час). Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости Освещение. Освещение как средСвет и тень ство выявления объёма (1 час). предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полу13 тень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания Игра «Определи произведение?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ Зарисовки конструк- Экспрессции из нескольких опрос. геометрических Просмотр тел. Материалы: и анализ карандаш, бумага работ Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага Фронтальный опрос (устно), Самоанализ работ учащимися Репродукции картин-натюрмортов европейского искусства. 19 Натюрморт в Графическое изображеграфике (1 ние натюрмортов. час). Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, слу14 чайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Творческое задание. Просмотр и анализ работ. Репродукции творчества А. Дюрера, В. Фаворского Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта 15 (обобщение - темы), (2 ча16 са). Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. Проверка альбомов Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна Беседа Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Образ человека — глав17 ная тема в искусстве (1 Понимать роль языка изобрази- Задание: 1. Выполнетельного искусства в выражении ние графического художником своих переживаний, натюрморта с натурсвоего отношения к окружаю- ной постановки или щему миру в жанре натюрморта. по представлению. Знать выдающихся художников- Материалы: уголь или графиков. Уметь составлять черная тушь, перо или натюрмортную композицию на палочка, бумага. плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики Цвет в живописи и бо- Знать выразительные возможно- Работа над изобрагатство его вырази- сти цвета. Уметь: с помощью жением натюрмортельных возможностей. цвета передавать настроение в та в заданном Собственный цвет пред- натюрморте; работать гуашью; эмоциональном сомета (локальный) и цвет анализировать цветовой строй стоянии: праздв живописи (обуслов- знакомых произведений натюр- ничный, грустный, ленный). Цветовая орга- мортного жанра. Знать такой таинственный. Матенизация натюрморта - жанр изобразительного искус- риалы: гуашь, киритм цветовых пятен: ства, как натюрморт; выдаю- сти, бумага. И. Машков, «Синие щихся художников и их произсливы»; А. Матисс, ведения натюрмортного жанра «Красные рыбки»; К. (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. МашПетров-Водкин, ков). Уметь анализировать об«Утренний натюр- разный язык произведений морт», «Скрипка». натюрмортного жанра Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов) Портрет как образ опре- Знать жанры изобразительного Задание: участие в делённого реального искусства: портрет; выдающихся беседе на тему образа человека. История раз- художников-портретистов рус- человека в портрете, вития жанра. Изобра- ского и мирового искусства образно- 20 час). жение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре. Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Портрет в Человек - основной скульптуре предмет изображения (1 час). в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет 20 в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Графический Образ человека в графи21 портретный ческом портрете. Расрисунок (1 положение портрета на Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека Задание : выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными поразному деталями лица: нос, губы, глаза, и т. д.). Материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) Конструкция головы человека и ее основные про18 порции. Изображение 19 головы человека в пространстве (2 часа). Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин. Просмотр и анализ работ Анализ и оценка работ Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова. Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Знать пропорции головы и Портрет соседа по ТворчеГрафические лица человека; выдающихся парте в технике силу- ское за- портреты О. Кипредставителей русского и эта (профиль). Ма- дание. пренского, И. 21 час). Сатирические образы человека (1 час). 22 Образные возможности освещения в портрете (1 час). 23 Роль цвета в портрете (1 час). 24 листе. Выразительность мирового искусства (А. Дюграфических мате- рер, Леонардо да Винчи, В. риалов. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Правда жизни и язык ис- Уметь анализировать образный кусства. Художественное язык произведений портретного преувеличение. Отбор жанра; работать с графическидеталей и обострение ми материалами. Учиться виобраза. Сатирические деть индивидуальный характер образы в искусстве. Ка- человека, творчески искать средрикатура. Дружеский ства выразительности для его шарж. Изображение изображения. дружеского шаржа. Изменение образа чело- Знать основы изобразительвека при различном ной грамоты (светотень); пониосвещении. мать роль освещения в проПостоянство формы и изведениях портретного жанизменение её восприя- ра. Уметь применять получентия. Свет, направленный ные знания при работе с натуры. сверху, снизу, сбоку, Овладевать опытом наблюдарассеянный свет, изоб- тельности и постигать визуальражение против света, ную культуру восприятия реальконтрастность освеще- ности и произведений искусства. ния. Цветовое решение обра- Знать о выразительных возможза в портрете. Цвет и ностях цвета и освещения в протон. Цвет и освещение. изведениях портретного жанра. Цвет как средство вы- Уметь анализировать цветовой ражения настроения и строй произведения живописи характера героя. Живописная фактура териалы: черная Просмотр Репина, тушь, гуашь, бумага и анализ A.Дюрера, работ Леонардо да Винчи, B.Серова Изображение сати- Тест. Дружеский шарж, рических образов ли- Просмотр сатирические ритературных героев и анализ сунки В. Дени, (бумага, черная аква- работ Д. Кардовского рель или гелевая ручка, тушь) Наблюдение натуры Просмотр и наброски (пятном) и анализ головы в различном работ освещении (бумага, черная акварель, кисть) Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа Групповая работа, творческое задание Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, М. Врубеля Д.З: приготовить презентацию о ве- 22 ликих художниках Великие портретисты прошлого (обобщение темы), (2 ча25 са). 26 Жанры в изобразительном искусстве. Изображение 27 пространства (1 час). Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры Правила по- Перспектива – учение о строения способах передачи глуперспективы. бины пространства. Воздушная Плоскость картины. 28 перспектива Точка зрения. Горизонт (1 час). и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз- Знать художников-портретистов Презентация рефераи их творчество (В. Серов, И. тов на тему «ХудожРепин, Леонардо да Винчи, Ра- ники-портретисты и фаэль Санти, Рембрант). Уметь их произведения» активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Человек и пространство. Пейзаж (8 часов) Знать жанры изобразительного Урок формирования искусства. Иметь представление новых знаний. Задаоб историческом характере ху- ние: создание продожественного процесса; ориен- стых зарисовок тироваться в основных явлениях наблюдаемого прорусского и мирового искусства. странства с опорой на Уметь активно воспринимать правила перспективпроизведения изобразительного ных сокращений. искусства. Понимать значение Материалы: каранперспективы в изобразительном даш, бумага. искусстве Знать правила линейной и воз- Изображение уходядушной перспективы. Уметь ис- щей вдаль аллеи с сопользовать правила перспективы блюдением правил в собственной творческой рабо- линейной и воздуште. Объяснять правила воздуш- ной перспективы. ной перспективы. Материалы: бумага Приобретать навыки изобра- карандаш, гуашь жения уходящего вдаль про- Выступление, беседа, самостоятельная работа. Проверка альбомов Сгруппировать предложенные произведения по жанрам. Тест. Творческое задание, беседа Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день». 23 душной перспективы и странства, применяя правила лиизменения контрастно- нейной и воздушной перспектисти. вы. Пейзаж — Пейзаж как самостоябольшой мир тельный жанр в искус(1 час). стве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспек29 тивного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж Пейзаж-настроение как настроения. отклик на переживания Природа и художника. Освещение в художник (1 природе. Красота разных час). состояний в природе: утро, вечер, сумрак, ту30 ман, полдень. Роль колорита в пейзаженастроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. Юона Пейзаж в Графические зарисовки графике (1 и наброски пейзажей в час). творчестве известных 31 художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выра- Знать: правила перспективы; выдающихся художниковпейзажистов и их произведения (И. Левитан) Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями Материалы: гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета) Задание: создание графической работы на тему «Весенний пейзаж». Материалы: графические материалы (по выбору). Опрос. Анализ и оценка результатов. Просмотр и оценка работ. Зрительный ряд: П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем» ТворчеЗрительный ряд: ское за- К. Моне, П. Сезадание на, И. Грабаря, К. Юона Творческое задание 24 зительность графических образов великих мастеров. Городской Разные образы города в пейзаж (2 истории искусства и в часа). российском искусстве XX века. Жанр город32 ского пейзажа и его развитие в истории искус33 ства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Выразительные возможности изобразительного искусства. 34 Язык и смысл (обобщение темы), (1 час). Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. № 1 – 2 Тема урока Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Элементы содержания Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа. Планируемые результаты в соответствии с ФГОСом Задание: создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа. Материалы: бумага, , графические материалы, ножницы, клей. Задание: участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства. Практическая часть Коллективная работа Беседа, экскурсия. Проверка альбомов Вид контроля Информационнометодическое обеспечение 7 КЛАСС – «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 34 (часа) Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов) Изображение Зарисовки изображения Должны получать знания о Задание: аналитиче- Творчефигуры че- фигуры человека, харак- жанровой системе в ИЗО и ее ские зарисовки изоб- ское заловека в ис- терных для древних значения для анализа развития ражений фигуры че- дание, 25 3 4 5 6 тории искус- культур. Образ человека ства (2 часа). в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Пропорции и Конструкция фигуры честроение фи- ловека и основные прогуры челове- порции. Пропорции, пока (1 час). стоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Набросок Набросок как вид рисунфигуры че- ка, особенности и виды ловека с набросков. Умение обобнатуры (1 щать, выделять главное, час). отбирать выразительные детали и подчинять их целому в рисунке. Лепка фигу- Изображение фигуры ры человека человека в истории (1 час). скульптуры. Образ человека — основная тема в скульптуре. Пространственный образ фигуры человека и ее движения Понимание Изобразительный искусства. Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека. Участвовать в создании фриза, состоящего из ритмического шествия фигур людей. Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела. Обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека. Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой. Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. ловека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). Материалы: графические материалы (по выбору), бумага. Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. Материалы: карандаш, бумага. беседа Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях). Материалы: мягкий карандаш или фломастер, бумага. Задание: лепка фигуры(передача выразительности пропорций и движения). Материалы: пластилин или глина, подставка, проволока для каркаса, стеки ТворчеД.З: Принести ское за- пластилин и продание, волоку. беседа Получать представления об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи. Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной. Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека. рас- Получать представление о вы- Задание: участие ТворчеДоклад «Великие ское за- мастера Возрождание дения» Творческое задание, опрос Зрительный ряд: скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. в Беседа, 26 красоты человека в европейском и русском искусстве (1 час). Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (1 час). 7 8 Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры (1 час). сказ о человеке и задача проявления внутреннего мира человека в его внешнем облике. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX в. Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и Античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре. Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины. Бытовой жанр, или жанровая картина, посвяще- ражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи. Получать представление о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека. Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох. Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства. Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей. Приобретать навыки и композиционный опыт изображения. беседе на основе вос- опрос приятия произведений искусства. Нарисовать человека 21 века. Узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись». Учиться перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценно- Задание: участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. Зарисовка крестьянкой жизни. Задание: изображение ТворчеПрезентация. Довыбранных мотивов ское за- клад «Персидская из жизни разных дание миниатюра» народов в контексте традиций поэтики их искусства. Материалы: графические материалы, акварель или гуашь в качестве графического материала, цветная бумага для аппликации Беседа Наглядный мате«Бытовой риал. Презентация жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников 27 Сюжет и содержание в картине (2 часа). 9 – 10 Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве (2 часа). 11 – 12 Жизнь в моем городе в 13 прошлых ве– ках (истори14 ческая тема в бытовом на изображению повсед- сти жизни. невной жизни людей. Поэзия повседневности (8часов) Картина как обобщение Характеризовать сюжетно- Задание: работа над жизненных впечатлений тематическую картину как композицией с прохудожника. Компо- обобщенный и целостный образ, стым, доступным для зиционная и идейная це- как результат наблюдений и раз- наблюдения сюжетом лостность картины. мышлений художника над жиз- из своей жизни Натюрморт, пейзаж, нью. (например, «Завтрак», портретное изображение Объяснять понятия «тема», «Ужин»). Материалы, людей, интерьер как со- «содержание», «сюжет» в произ- гуашь или акварель, ставляющие картинного ведениях станковой живописи графические материаобраза. лы (по выбору), бумага. Произведения искусства Учиться рассуждать (на основе Эскизы из жизни сена темы будней и их восприятия произведений) о ми- мьи, например: «Сезначение в понимании ровоззрении художника и его мейный вечер», «Почеловеком своего бытия. поэтическом видении жизни. ездка к Выражение ценностной Приобретать опыт восприятия бабушке» и т.д. картины мира в произве- известных графических произве- Вариант задания: содениях бытового жанра. дений, в которых создан художе- здание композиции Поэтическое восприятие ственный образ повседневной (изобразительного жизни. Интерес к чело- жизни. сочинения) на вывеку — необходимое ка- Приобретать опыт сюжетной бранную тему после чество деятельности ху- зарисовки, изображения по па- подготовительных дожника. мяти и представлению. зарисовок. Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям. Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей. Творческое задание Творческое задание, беседа Задание: Создание Творчекомпозиции на темы ское зажизни людей дание. своего города в прошлом. Материалы: графические или жи- Рассказ об истории города. Д.З: Вырезки из журналов на тему праздника 28 жанре), (2 часа). Праздник и карнавал в изобрази15 тельном ис– кусстве 16 (обобщение темы), (2 часа). Исторические и мифологические темы в искусстве раз17 ных эпох (2 часа). 18 Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник как образ счастья. Праздники разных эпох. Значительность исторического жанра в иерархии сюжетнотематической картины как изображение общественно значимого события. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. ТематичеПоявление исторической ская картина картины в русском исв русском кусстве с появлением 19 искусстве светского искусства и XIX века (2 исторической науки. 20 часа). Развитие тематической картины в русском искусстве. Большая тема- вописные материалы (по выбору), бумага. Создание композиции в техники коллажа на тему праздника. Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей. Приобретать представление о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал. Учиться понимать значение праздника в культуре народа. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы. Великие темы жизни (10 часов) Характеризовать исторический Урок новых знаний жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Характеризовать понятия «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство». Работа в Презентация парах, творческое задание, выставка работ. Проверка альбомов Учиться рассказывать об особенностях развития исторической картины в русском искусстве. Характеризовать значение тематической картины XIX в. в развитии русской культуры. Участвовать в обсуждении содержания и художественных Беседа, Исторические творчекартины В. Суриское за- кова, И. Репина. дание Задание 1: участие в беседе о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учителем). Беседа «Исторический и Мифологический жанры в искусстве XVII века». Фронтальный опрос Презентация «Развитее исторической и мифологической картины 17 века». 29 Процесс работы над тематической картиной (2 21 часа). 22 Библейские темы в изобразительном искусстве (2 23 часа). 24 Монументальная скульптура и образ исто25 рии народа (1 час). тическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина — философское размышление. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского и русского искусства. Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям куль- средств произведений классиче- Задание 2: Создать 4 ского русского искусства исто- эскиза исторического рического жанра. жанра. Материал: гуашь, бумага, кисти Приобретать творческий опыт Задание: выполнение разработки художественного творческого художепроекта — создания композиции ственного проекта по на историческую тему. созданию композиции Получать в процессе работы над на тему из истории композицией новые представ- нашей Родины. ления и знания об истории (Этапы работы: замынашей культуры, обнаруживать сел и его зарисовкав процессе творческой работы эскиз) смысл событий. Узнавать о значении библей- Занятие 1. Древнерусских сюжетов в истории культу- ская иконопись. Обры, определять сюжеты Свя- раз в иконе. Иконощенной истории в произведени- писный канон. Роль ях искусства. иконы в средневекоПриобретать опыт восприятия вой Руси. произведений крупнейших евро- Занятие 2. Библейпейских художников на темы ские темы в живописи Священной истории. Западной Европы и в русском искусстве Нового времени. Характеризовать роль мону- Задание: создание ментальных памятников в жизни проекта памятника, общества. посвященного выУметь называть и узнавать бранному историченаиболее значимые памятники, скому событию или знать их авторов и объяснять историческому герою. назначение этих монументов. Материалы: пластилин (глина), стеки, Проектная работа. Творческое задание, работа над эскизами Творческое задание, беседа, опрос Великие русские иконописцы: духовный свет Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Д.З: пластилин ТворчеПрезентация ское задание, выставка работ 30 Место и роль картины в искусстве 26 XX века (обобщение темы), (1 час). Искусство иллюстрации. Слово и изображение 27 (2 часа). 28 История искусства и история человечества. Стиль и 29 направление в изобрази30 тельном искусстве (2 часа). туры. Мемориалы. дощечка. Множественность Приобретать представление о Задание: участие в направлений и образных метафорическом претворении беседе и дискуссии о языков изображения в реальности в изобразительном современном искусискусстве XX в. искусстве. Участвовать в бесе- стве. Искусство мечты и печа- дах и дискуссиях о современном ли (М. Шагал, П. Пикас- искусстве. со). Реальность жизни и художественный образ (8 часов) Слово и изображение. Характеризовать временные и Задание: выбор литеИскусства временные и пространственные искусства. ратурного пропространственные. Понимать разницу между реаль- изведения и ряда инВидимая сторона реаль- ностью и художественным обра- тересных эпизодов из ности, зримый художе- зом, значение и условность ху- него; сбор необходиственный образ. Иллю- дожественного образа. мого для иллюстрация как форма взаи- Получать представления об стрирования материамосвязи слова с изобра- искусстве иллюстрации и твор- ла, сочинение эскизов жением. честве известных иллюстраторов будущих илкниг. люстраций и исполнение их. ИсторикоУзнавать, называть основные Задание: анализ прохудожественный про- художественные стили в евро- изведений изобразицесс в искусстве. Стиль пейском искусстве и время их тельного искусства с как художественное вы- развития в истории культуры. точки зрения принадражение восприятия ми- Уметь характеризовать осо- лежности их к опрера, свойственное людям бенности основных стилей в ев- деленному стилю, данной культурной эпо- ропейском искусстве. направлению. хи; строй искусства Узнавать основные художеопределенной эпохи, ственные направления в искусстраны. Меняющиеся стве XIX и XX вв. образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Беседа. Проверка альбомов Искусство мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Творческое задание, опрос, беседа, анализ рисунка Беседа, игра викторина 31 Крупнейшие музеи изобразительного 31 искусства и их роль в 32 культуре (2 часа). 33 34 Художественнотворческие проекты (обобщение темы), (2 часа). Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Влияние художественного музея и особенностей его коллекции на развитие художественной культуры и понимание искусства. Работа над проектом (индивидуальная или коллективная работа, работа группой учащихся; проект осуществляется в течение всей четверти). Этапы работы над проектом. Выбор и обоснование темы. Замысел и разработка эскизов. Обсуждение и защита идеи проекта. Сбор материала. Развитие и уточнение идеи. Выполнение проекта в материале. Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи. Получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев. Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия. Задание: 1 участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре. Задание 2: Нарисовать музей г. Медвежьегорска ТворчеФото музея г. ское за- Медвежьегорска дание, беседа Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения. Учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Материал: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно-творческого проекта. Проектная деятельность, защита проектов. Проверка альбомов Обработка и сбор информации, работа над проектами. 32 VII Планируемые результаты Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. Язык пластических искусств и художественный образ • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; Виды и жанры изобразительного искусства • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. VIII Учебно-методическое обеспечение Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского. Пособия для учащихся 1) Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; 2) Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2016 г. 3) А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 - 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. 33 Пособия для учителей 4) А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; 5) М.А. Порохневская. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2016. 6) Т.В. Оромсова. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2016 7) Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8 классы» под редакцией Б. М. Неменского. 8) Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.сост. О.В. Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2015. 9) Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2015. 10) Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: методическое пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. 12) Интернет ресурс: Государственный Эрмитаж: http://www.hermitagemuseum.org/ [дата посещения: 09.09.16] 13) Изобразительное искусство в школе: http://art-in-school.narod.ru/ [дата посещения: 17.10.16] 34