2.4. программа коррекционной работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к образовательной
программе основного общего
образования

Программа
коррекционной работы

г. Медвежьегорск

1

2.4. Программа коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной работы в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» разработана
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и
направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего
образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе основного общего образования или
по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи Программы коррекционной работы
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ученика
создание условий, способствующих освоению детьми с оОВЗ ООП ООО и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и
(или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой специалистов
школы;
2

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы коррекционной работы:
— Соблюдение интересов ребенка.
— Системность.
— Непрерывность.
— Вариативность.
—Рекомендательный характер оказания помощи.
Направления коррекционной работы
диагностическая
работа
обеспечивает
своевременное
выявление
детей с ОВЗ,
проведение их
обследования и
подготовку
рекомендаций
по оказанию
им ПМП
помощи в условиях
школы;

коррекционноразвивающая
работа
обеспечивает
своевременную
помощь в освоении
содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ОВЗ
в условиях школы;
способствует
формированию
УУД
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных);

консультативная работа

обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения
детей с ОВЗ и их
семей по вопросам
реализации
дифференцированных психологопедагогических
условий обучения,
воспитания,
коррекции,
развития и
социализации
обучающихся

информационнопросветительская работа
направлена
на
разъяснительную
деятельность
по
вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса
для данной категории детей, со всеми
участниками
образовательного
процесса —
обучающимися, их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
3

— раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребенка;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии),
их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
4

Коррекционно-развивающая работа

Диагностическая работа

Направления работы
планируемый
результат

содержание деятельности

Обеспечивает
своевременное выявление
детей с ограниченными
возможностями
здоровья, проведение
их комплексного
обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-медикопедагогической
помощи в условиях
школы

— своевременное выявление детей, нуждающихся в
специализированной помощи; выбор диагностических
методик,
— раннюю (с первых дней пребывания ребенка в школе)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребенке на основании
диагностической информации от специалистов разного
профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего
развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и
личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий
семейного воспитания ребенка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
— системный разносторонний контроль специалистов за
уровнем и динамикой развития ребенка;
— анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

обеспечивает своевременную специализированную помощь в
освоении содержания
образования и необходимую коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ОВЗ в условиях
школы;
способствует формированию УУД у обучающихся (личностных, регулятивных,
познавательных,
коммуникативных)

— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных
программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную
деятельность ребенка в динамике образовательного
процесса, формирование компонентов учебной деятельности, умений выстраивать взаимоотношения, направленные на формирование УУД и коррекцию отклонений
в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер
ребенка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.

5

Консультативная работа
Информационно-просветительская работа

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей
по вопросам реализации дифференцированных
психологопедагогических условий обучения, воспитания,
коррекции,
развития и социализации обучающихся

— выработку совместных обоснованных рекомендаций
по основным направлениям работы с обучающимся с
ОВЗ, единых для всех участников образовательного
процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов
работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора
стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья

Обеспечивает разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особенностями
образовательного
процесса
для данной категории
детей,
со
всеми
участниками ОП обучающимися
(как
имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими
работниками

— различные формы просветительской деятельности
(лекции, беседы, информационные стенды, печатные
материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам, — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов
и родителей по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия создан6

ных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ
особым образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие
включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной- волевой и личностной сфер ребенка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психологомедикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие
образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнерство включает:

сотрудничество с учреждениями образования
и другими ведомствами
по вопросам преемственности обучения,
развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с
ОВЗ

сотрудничество
со
средствами массовой
информации, а также с
негосударственными
структурами, прежде
всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с
ОВЗ

сотрудничество с
родительской общественностью

Требования к условиям реализации программы
7

Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий
 коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
 учет индивидуальных особенностей ребенка;
 соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
 использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения
его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий
 выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
 введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение
задач
 развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
 использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые
образовательные потребности детей;
 дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики
нарушения развития ребенка;
 комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях;
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных
пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
8

обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание школы введены ставки педагогических (учителя-логопеды, педагогипсихологи, социального педагога и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими
нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого школа обеспечивает
на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь
четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей
с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение – это создание надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую
среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические
условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая
пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и
технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических
мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий. Обязательным условием реализации программы является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических
пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных посо-

бий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты коррекционной работы
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько
успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий
для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
9

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
К результатам коррекционной работы так же относится создание комфортной развивающей образовательной среды:
– преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей
особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;
- обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей
его доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
- способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».