2.3. воспитания и социализации на ступени ООО 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к образовательной
программе основного общего
образования,утвержденной

Программа
воспитания и социализации обучающихся
на уровне основного общего образования

г. Медвежьегорск
Содержание:
1

Пояснительная записка

3

I раздел

Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

5

II раздел

Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся
на уровне основного общего образования

7

III раздел

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования

8

IV раздел

Принципы и особенности организации содержания воспитания и
социализации обучающихся на уровне основного общего образования

11

V раздел

Содержание программы воспитания и социализации обучающихся
на уровне основного общего образования

13

VI раздел

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

26

VII раздел

Основные формы повышения педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся

27

VIII раздел

Планируемые результаты программы воспитания и социализации
обучающихся на уровне основного общего образования

30

Мониторинг эффективности реализации школой
Программы воспитания и социализации обучающихся

33

IX раздел

2

Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего
образования МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),
Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5,
п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах
ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания
и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем
перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и
свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего
образования учитывает цель Программы развития школы – создание целостной образовательной среды, стимулирующей саморазвитие личности и обеспечивающей достижения
обучающимися уровня развития ключевых компетентностей в интеллектуальной, духовной,
нравственной, правовой, коммуникативной, информационной сферах, позволяющих им
успешно адаптироваться в конкурентном и изменяющемся мире.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные
объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания.
Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет
процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих
прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному
краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть
в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки
зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебновоспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь,
истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий
для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.
Программа содержит восемь разделов:
3

Первый раздел – Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся на уровне
основного общего образования.
Второй раздел – Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся на
уровне основного общего образования.
В третьем разделе – Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – представлены общие
задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации школьников, раскрываются основные подходы к организации воспитания обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).
В четвертом разделе – «Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся» формулируются принципы и раскрываются особенности организации и воспитания и социализации обучающихся.
Пятый раздел – Содержание воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – в каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся, которые представлены в виде модулей, раскрывается соответствующая система
базовых национальных ценностей.
Шестой раздел – Совместная деятельность школы, семьи и общественности по формированию воспитания и социализации обучающихся – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы,
семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы
и содержание повышения педагогической культуры родителей.
В седьмом разделе – Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся – представлены формы взаимодействия школы с родителями учеников.
Восьмой раздел – Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования – определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому
из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Направления реализации Программы воспитания и социализации обучающихся
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
воспитание нравственных чувств и этического сознания
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях

4

По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия
совместной деятельности лицея с семьями обучающихся, с общественными учреждениями
по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.
I. Цель и задачи программы воспитания
и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом,
и учащимися.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных
моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать
нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
 любящий свой край и свою Родину;
 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
 соблюдающий нормы и правила общения;
 проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
 умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
 любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
 умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться
информационными источниками;
 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
 честный и справедливый;
 творящий и оберегающий красоту мира;
 доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
 выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Задачи в области формирования личностной культуры:
 формирование способности к духовному развитию;
 укрепление нравственности;
5

 формирование основ морали;
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
 принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
 формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
 осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
 формирование нравственного смысла учения.
Задачи в области формирования социальной культуры:
 формирование основ российской гражданской идентичности;
 пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
 формирование патриотизма и гражданской солидарности;
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
 сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
 укрепление доверия к другим людям;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям, к вере и религиозным убеждениям;
 формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным,
религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
 формирование отношения к семье как к основе российского общества;
 формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
 знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на уровне
основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника первого уровня обучения:
– ребенок, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана,
то есть овладевший учебными умениями и навыками;
– ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину;
– ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;
– ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный,
трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.
Модель выпускника второго уровня обучения:
– подросток, освоивший общеобразовательные программы учебных предметов;
– подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
– подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
6

– подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
– подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
– подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь
другим людям;
– подросток, любящий свою семью.
Модель выпускника школы:
Выпускник – это человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой
политической и демократической культурой, а именно:
– человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному
выбору области деятельности;
– семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом,
родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;
– человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и
права других людей;
– личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств,
интеллектуальной культуры и культуры отношений.
II. Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся
на уровне основного общего образования
Содержанием воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего
образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и
народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

честь;

достоинство;

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких
и общества, здоровый образ жизни);
7


труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий
присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный

выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры
требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности,
определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
III. Основные направления
и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
на уровне основного общего образования
Организация воспитания и социализации учащихся лицея в перспективе достижения
общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
По направлениям определены задачи духовно-нравственного воспитания, которые
образно отражают цели развития нравственного и духовного мира обучающихся основного
общего образования.











1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его
институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта
Российской Федерации, Республики Карелия;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях
участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории
России и ее народов;
8

 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Карелии.
 стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города Медвежьегорска;
 любовь к лицею, своему городу, малой Родине, народу России;
 уважение к защитникам Отечества;
 умение отвечать за свои поступки;
 негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению
человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
 первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
 различие хороших и плохих поступков;
 представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в
общественных местах, на природе;
 элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в
развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
 уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
 установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи
и взаимной поддержке;
 бережное, гуманное отношение ко всему живому;
 знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
 стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
 представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
 отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
 первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
 уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
 элементарные представления об основных профессиях;
 ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
 элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
 первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
 умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
 умение соблюдать порядок на рабочем месте;
 бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
 отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
9

 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,
педагогов, сверстников;
 элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья
человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
 элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
 понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
 знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
 интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
 первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
 первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье человека;
 отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.






развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание
активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
 представления о душевной и физической красоте человека;
 формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту
природы, труда и творчества;
 интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
 интерес к занятиям художественным творчеством;
 стремление к опрятному внешнему виду;
 отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
аксиологический

системнодеятелъностный

развивающий

Аксиологический подход.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни.
Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека
как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к приня10

тию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.
Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы общего образования. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой
организации уклада школьной жизни. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством
усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм.
Развивающий подход.
Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Процесс воспитания и социализации
технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в
движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения
развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы) и
принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
IV. Принципы и особенности организации
содержания воспитания и социализации обучающихся
на уровне основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии
семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и
спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры.
Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.
Педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения
пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного
общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат
принципы:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная
степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся основной школы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов
России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают
единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
11

Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель
выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной
и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить
в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип диалогического общения.
Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей не
возможны без диалогического общения подростка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление
быть похожим на него. В среднем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное
восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания подростка.
Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые
ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов
духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал,
система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял
воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями,
сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации
пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовнонравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
 воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
 системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на
воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

система морально-нравственных установок и ценностей;

12


многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной
и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной;

содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.
V. Содержание программы воспитания и социализации
обучающихся на уровне основного общего образования
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся строится н основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по
духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые
результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.
Я - человек
Я и труд

модули
Я и здоровье

Я - гражданин

Я и природа
Я и культура

Модуль «Я – гражданин»
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни
общества, о его важнейших законах;
 о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Республики
Карелия, г.Медвежьегорска;
 об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном
управлении; о правах и обязанностях гражданина России;
 о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для учащихся;
 интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
 ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
 о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
 о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и Республики Карелия;
13

 стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны;
 любовь к образовательному учреждению, своему городу, республике, народу России;
 уважение к защитникам Отечества;
 умение отвечать за свои поступки;
 негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
 невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;
свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
 воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
 формирование у подрастающего поколения верности
Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
 формирование гражданского
отношения к Отечеству;
 воспитание верности духовным традициям России;
 развитие общественной активности, воспитание сознательного
отношения
к
народному достоянию, уважения к национальным традициям.

Ключевые дела
 День народного единства;
 классные часы, посвященные Международному Дню
толерантности;
 месячник правовой культуры «Я – человек, я – гражданин!»;
 историко-патриотическая молодежная акция «Я –
гражданин», посвященная Дню Конституции;
 месячник гражданско-патриотического воспитания;
 уроки мужества «Служить России суждено тебе и
мне»;
 День космонавтики;
 акция «Ветеран живет рядом»
 уроки мужества,
 «Скажи мне правду о войне»» (мероприятия, посвященные Дню Победы);
 День России;
 интеллектуальные игры;
 участие в конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
 посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
 привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
 изучение семейных традиций;
 организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
 организация совместных экскурсий;
 совместные проекты.

14

Модель учебно-воспитательного процесса,
направленного на формирование гражданской позиции личности

урочная деятельность

внеурочная деятельность

гуманитарный цикл

обществознание

факультативы

естественнонаучный цикл

научнопрактические
конференции

воспитательная
работа
совет старшеклассников

искусство

РДШ

проектная,
исследовательская деятельность

технология
физическая культура

Традиционные
КТД

конкурсы,
олимпиады, интеллектуальные
марафоны

региональный
компонент

«Каникулы»

«Основной закон»

Web-сайт школы:
http://medgorsk1.karelschool.ru

Воспитательные программы школы

«Знание
– сила»

«Отечество»

«Здоровье»

«Семья»

«Подросток»

«Красота
спасет
мир»

Модель выпускника

15

Пути реализации модуля «Я – гражданин»
Включение воспитательных задач в урочную деятельность

Работа школьной
библиотеки

Организованная
система КТД
Модуль
«Я – гражданин»

Изучение курсов «История»,
«Обществознание» и др.

Сотрудничество с
Советом ветеранов

Сотрудничество с городским
краеведческим музеем

Планируемые результаты:
 В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию обучающимися их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь,
достойную современного человека.
 В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации,
родному языку, народным традициям, старшему поколению;
 знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об
этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
 опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
 опыт социальной и межкультурной коммуникации;
 знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Модуль «Я – человек»
Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о базовых национальных российских ценностях;
 различия хороших и плохих поступков;
 о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
 о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
 уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к
 сверстникам и младшим;
16

 установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи
и взаимной поддержке;
 бережного, гуманного отношение ко всему живому;
 правил этики, культуры речи;
 стремление избегать недостойных поступков; умение признаться в плохом поступке и
проанализировать его;
 представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
 отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь,
достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.







Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
формирование духовно-нравственных  День Знаний;
ориентиров;
 День пожилого человека;
формирование гражданского отноше-  День Учителя;
ния к себе;
 День матери;
воспитание сознательной дисциплины  урок Доброты,
и культуры поведения, ответственно-  День посвящения в пятиклассники;
сти и исполнительности;
 благотворительная акция «Дети – детям»;
формирование потребности самообра КТД «Новогодний праздник»;
зования, самовоспитания своих мо акция милосердия «От сердца – к сердцу»;
рально-волевых качеств;
развитие
самосовершенствования  мероприятия ко Дню защитника Отечества;
 праздничные мероприятия, посвященные 8
личности.
 марта;
 совместные мероприятия с районной детской библиотекой

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 оформление информационных стендов;
 тематические родительские родительские собрания;
 участие родителей в работе совета школы;
 организация субботников по благоустройству территории;
 организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение
театров, музеев:
 День Учителя;
 День матери;
 семейный праздник – «Масленица»;
 праздник «Моя семья»;
 участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:
- на лучшую новогоднюю игрушку;
- благотворительная акция «Дети – детям»;
- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;
- самый уютный класс;
 индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);
 изучение мотивов и потребностей родителей.
17

Планируемые результаты:
 знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
 уважительное отношение к традиционным религиям;
 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое
отношение к младшим;
 знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.
Модуль «Я и труд»
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к к учению, труду,
жизни.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества
в жизни человека и общества;
 уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
 об основных профессиях;
 ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
 элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни
человека и общества;
 навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
 умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
 умение соблюдать порядок на рабочем месте;
 бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
 отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, пренебрежительному
отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;
целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
 формирование у учащихся осознания День посвящения в пятиклассники;
принадлежности к школьному коллек- ярмарка сельскохозяйственной продукции
«Дары осени»;
тиву;
субботники по благоустройству территории
 стремление к сочетанию личных и
 общественных интересов, к созданию школы;
18

атмосферы подлинного товарищества и
дружбы в коллективе;
 воспитание сознательного
 отношения к учебе, труду;
 развитие познавательной активности,
участия в общешкольных мероприятиях;
 формирование готовности школьников
к сознательному выбору профессии.

акция «Мастерская Деда Мороза»;
оформление школы к Новому году;
экскурсии на предприятия города;
выставки декоративно-прикладного творчества;
конкурсные, познавательно развлекательные,
сюжетно-ролевые и коллективно-творческие
мероприятия;
вовлечение учащихся в детские объединения,
секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 участие родителей в ярмарке сельскохозяйственной продукции «Дары осени»;
 участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
 организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением
 родителей;
 совместные проекты с родителями конкурс «Домик для птиц»;
 организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
 участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
Пути реализации модуля «Я – и труд»

Включение
воспитательных задач
в урочную деятельность

Сотрудничество
с предприятиями
города

Организованная
система КТД

Модуль
«Я и труд»

Проектоисследовательская
работа

Субботники по
благоустройству
территории

Курс «Интел – я и сообщество»
«Интел – и профессии»

Планируемые результаты:
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
 ценностное и творческое отношение к учебному труду;
 знания о различных профессиях;
 навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
 опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
 потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростков видах творческой деятельности;
 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
19

Модуль «Я и здоровье»
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни.
Цель: Формирование у подростков и их родителей ответственного отношения к здоровому
образу жизни, сохранение и укрепление здоровья подростков пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
 овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
 понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
 влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может
 убить, слово может спасти»);
 получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
 осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
 регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;
 опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов
окружающей среды;
 соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в
этом младшим, нуждающимся в помощи;
 составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
 отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически
безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и
стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально- психологическое.

20

Основные направления работы
Модель школы здоровья
физическое
воспитание
здоровая
среда

организация
питания

образование в
области здоровья

вовлечение
родителей
и общественности
работа
медицинского
работника

Воспитательные задачи
 создание условий
для сохранения физического, психического, духовного и нравственного
здоровья
учащихся;
 воспитание негативного отношения к
вредным привычкам;
 пропаганда физической культуры и
здорового
образа
жизни.

Ключевые дела
День Здоровья;
система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;
профилактическая программа «Здоровье», «Профилактика наркомании»; всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»; игра «Мы
выбираем здоровье»; спортивные мероприятия;
беседы врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;
участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП»,
«День защиты детей»;
акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожнотранспортного травматизма;
мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;
вовлечение учащихся в секции, клубы по интересам.

VI.Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:








родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия,
детского дорожно-транспортного травматизма;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам
здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
овместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

21

Пути реализации модуля «Я и здоровье»

Организованная
система КТД по
здоровьесбережению

Дни здоровья

Профилактическая
программа
«Здоровье»

Включение
воспитательных
задач в урочную
деятельность

Модуль
«Я и здоровье»

Коррекционнологопедические
занятия

Психологическая
поддержка ученикародителя-учителя

Работа
спортивных секций

Летний
оздоровительный
лагерь «Онего»

Планируемые результаты:
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный
режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в
современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
 знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического,
психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и
нравственности в сохранении здоровья человека;
 личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
 знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
Модуль «Я и природа»
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи модуля:
 развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
 ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
 элементарный опыт природоохранительной деятельности;
 бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

22

Воспитательные задачи
 воспитание
понимания
взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
 воспитание гуманистического отношения к людям;
 формирование эстетического отношения учащихся
к окружающей среде и труду как источнику радости и
творчества людей;
 воспитание
экологической грамотности.

Основные направления работы
Ключевые дела
классные часы, посвященные проблемам экологии;
организация экскурсий по историческим местам Карелии и
России;
посещение историко-краеведческого музея;
экологические субботники;
классные часы «Школа экологической грамотности»;
организация и проведение походов выходного дня;
участие в экологических конкурсах;
дни экологической безопасности; День птиц;
участие в конкурсах проектно-исследовательских работ по
экологии;
конкурс «Домик для птиц»;
участие в проекте по благоустройству территории;
вовлечение учащихся в секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 тематические классные родительские собрания;
 совместные проекты с родителями, конкурс «Домик для птиц»;
 участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
 привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
Пути реализации модуля «Я и природа»
Организованная
система КТД
по экологическому
воспитанию

Включение
воспитательных
задач в урочную
деятельность

«Школа экологической грамотности»

Модуль
«Я и природа»

Участие в
реализации проекта
по благоустройству
территории

Работа
информационнобиблиотечного
центра

Организация
и проведение походов
выходного дня

Акция
«Зеленый двор»

Проектноисследовательская
деятельность по
экологии

Планируемые результаты:
 ценностное отношение к природе;
 опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
 знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов
России, нормах экологической этики;
 опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
23

Модуль «Я и культура»
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о душевной и физической красоте человека;
 формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
 интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
 интерес к занятиям художественным творчеством;
 стремление к опрятному внешнему виду;
 отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Воспитательные задачи

Основные направления работы
Ключевые дела

 раскрытие духовных основ
отечественной и зарубежной
культуры;
 воспитание у школьников
чувства прекрасного, развитие
творческого мышления, художественных способностей, формирование
 эстетических вкусов, идеалов;
 формирование
понимания
значимости искусства в жизни
каждого гражданина;
 формирование культуры общения, поведения, эстетического
участия в мероприятиях.

 День знаний;
 выполнение творческих заданий по разным предметам;
 посещение учреждений культуры;
 День музея;
 КТД эстетической направленности;
 Новогодний КВН, Последний звонок и др.;
 организация экскурсий по культурно-историческим
местам России и Карелии;
 участие в творческих конкурсах, проектах, выставках
декоративно-прикладного творчества;
 совместные мероприятия с библиотекой, Районным
ДДТ, Центром досуга (праздники, творческая деятельность, встречи с творческими людьми);
 вовлечение учащихся в детские объединения, секции,
клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 участие в коллективно-творческих делах;
 совместные проекты;
 привлечение родителей к подготовке и проведению школьных и классных праздников,
мероприятий;
 организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
 организация экскурсий по историческим и культурным местам Медвежьегорского района Карелии, России;
 совместные посещения с родителями театров, музеев;
 участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школы;
 участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.

24

Пути реализации модуля «Я и культура»
Организация и
проведение экскурсий
по историческим и
культурным местам

Включение
воспитательных
задач в урочную
деятельность

Организованная
система КТД

Модуль
«Я и культура»

Сотрудничество
с учреждениями
культуры

Выставки
декоративно
прикладного
творчества

Организация
и проведение походов
выходного дня

Участие в
творческих конкурсах

Работа кружков

Планируемые результаты:
 умения видеть красоту в окружающем мире;
 умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
 знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
 опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций,
фольклора народов России;
 опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
 опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
 мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного
учреждения и семьи.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

25

VI. Совместная деятельность школы, семьи и общественности
Совместная деятельность школы и семьи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уровне основного общего
образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям (модулям):
1. Модуль «Я – гражданин»
 организация встреч учащихся лицея с родителями-военнослужащими;
 посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны; привлечение родителей к
подготовке и проведению праздников, мероприятий;
 изучение семейных традиций;
 организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
 организация совместных экскурсий в музеи;
 совместные проекты.
2. Модуль «Я – человек»
 оформление информационных стендов;
 тематические общешкольные родительские собрания;
 участие родителей в работе совета школы;
 организация субботников по благоустройству территории;
 организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов,
 посещение театров, музеев:
 семейный праздник – Осенняя ярмарка;
 День Учителя;
 День матери;
 семейный праздник – «Масленица»;
 праздник «Моя семья»;
 участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
 индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая
 и медицинская помощь);
 изучение мотивов и потребностей родителей.
3. Модуль «Я и труд»
 участие родителей в ярмарке «Дары осени»;
 участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
 организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
 совместные проекты с родителями, конкурс «Домик для птиц»;
 организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
 участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
4. Модуль «Я и здоровье».
 родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия,
детского дорожно-транспортного травматизма;
 беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных
 конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
26

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
 консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
 распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
 совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».
5. Модуль «Я и природа»
 тематические классные родительские собрания;
 совместные проекты с родителями, конкурс «Домик для птиц»;
 участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
 привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (турслет, походы
выходного дня).
6. Модуль «Я и культура»
 участие в коллективно-творческих делах;
 совместные проекты;
 привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
 организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
 организация экскурсий по историческим местам;
 совместные посещения с родителями театров, музеев;
 участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
 участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
VII. Основные формы повышения педагогической культуры
родителей (законных представителей) обучающихся
Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является повышение педагогической
культуры родителей.

27

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один
из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране
позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей
(законных представителей).
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса
Российской Федерации, статьях Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных
представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основной школы основана на следующих принципах:
 совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
 сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей
(законных представителей);
 педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
 поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической
культуры каждого из родителей (законных представителей);
 содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем
воспитания детей;
 опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская
конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут,
родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и
ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей
Лекция: форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.
Родительская конференция предусматривает расширение, углубление и закрепление
знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы
общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – некоторые темы
родительских конференций. Отличительной особенностью конференции является то, что
она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной
деятельности.
Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь раз28

говора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультациисобеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на
которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная
консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной
обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности семьи.
Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической
науки опыта воспитания.
 общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;
 классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы,
определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительские чтения: очень интересная форма работы с родителями, которая дает
возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по
проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы
педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и
анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются
книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители
должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению
после прочтения книги.
Родительские вечера: форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский
коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и
слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Родительский тренинг: это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать
его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба
родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя
ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги
будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность
29

родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Родительские ринги: одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по
педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают
две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в
полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в
родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Взаимодействие школы с социальными партнерами
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации
программы воспитания и социализации обучающихся.

VIII. Планируемые результаты программы воспитания
и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания
школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания)
гражданина России.
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на
уровне основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые
получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел,
30

участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося,
формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря
воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития
и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по
трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за
пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные
мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их
личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования направлена на создание модели выпускника основной школы.

31

Модель выпускника второго уровня обучения:
Познавательные потребности

Качества субъекта культуры

-функциональная грамотность,
-компьютерная грамотность,
-математическая грамотность;
-правовая грамотность;
-экологическая грамотность;
-этическая грамотность;
-психологическая грамотность;
-валеологическая грамотность.

-приобщение к ценностям мировой духовной культуры;
-позитивное отношение к общечеловеческим ценностям;
-любовь к родному краю, его истории;
-уважение к национальным традициям.

Модель выпускника
МКОУ «Медвежьегорская
Средняя
Общеобразовательная
школа №1»

Исследовательские умения
-развитие инновационных характеристик личности:
 ощущение нового;
 поиск нестандартных решений;
 желание глубоко разбираться в
разнообразных процессах, явлениях;
-умение находить объект исследования, выдвигать цели и задачи
исследования, моделировать план
эксперимента, проверять гипотезу,
проводить качественный и количественный анализ результатов.

Организационно-практические
умения
-способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения;
-умение декомпозировать цели в
практические задачи;
-способность группировать волю
и предпринимать необходимые
усилия для решения задач;
-умение, потребность и способность выстраивать траекторию и
планы личного успеха на разновременную перспективу.

Интеллектуальные умения
-креативность, способность к постановке проблем;
-гибкость, оригинальность мышления;
-спобность сравнивать, анализировать, обобщать, моделировать
варианты решения задач;
-мнемонические приемы;
-творческое восприятие окружающей действительности;
-потребность создавать новое,
получение удовлетворения от
творческого процесса.

32

IX. Мониторинг эффективности реализации школой
Программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным
учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся
выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный
уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включѐнности родителей
(законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития
обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и
социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, еѐ внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость
исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все
меры для исключения пристрастий;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав — предполагает отказ от прямых
негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Необходимо соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия
для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением
Программы воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации
обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить
степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путѐм анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключѐнной в словесных сообщениях обучающихся.
Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и
социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы
анкеты;
33

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации
обучающихся;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения
сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический
метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга
предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включѐнное наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определѐнных параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально организованной воспитательной деятельности.
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на
сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспита-ния и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным
учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный
этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации школой
воспитательной и развивающей программы

Динамика
развития
личностной,
социальной,
экологической,
трудовой и
здоровьесберегающей
культуры
обучающихся.

Динамика
(характер изменения)
социальной,
психологопедагогической и
нравственной
атмосферы в школе

Динамика
детскородительских
отношений и
степени
включѐнности
родителей
(законных
представителей) в
образовательный и
воспитательный
процесс.

34

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и
социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития
обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей
воспитания и социализации обучающихся по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном
этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может
являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».