Принято: Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2023 Утверждаю: Макерова Г.Н. от 30.08.2023 Директор школы: Приказ №120 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Учебный план (недельный) основной общеобразовательной программы начального общего образования с пятидневной учебной неделей 1-4 классы (ФГОС) на 2023-2024 учебный год (1-2 классы) Предметные области Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Учебные предметы 1. Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык (Английский) Математика Математика и информатика Обществознание и Естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Окружающий мир Количество часов в неделю классы I II III IV всего 5 4 5 4 - 5 4 - 5 4 - 20 16 - 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 1 1 4 4 1 2 23 4 8 87 23 1 2 90 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное 1 1 1 искусство Технология 1 1 1 Технология Физическая культура 2 2 2 Физическая культура Итого 20 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений «Чтение с увлечением» 1 «Математика и логика» 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 Учебный план (годовой) основной общеобразовательной программы начального общего образования с пятидневной учебной неделей 1-4 классы (ФГОС) на 2023-2024 учебный год (1-2 классы) Предметные области Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебные предметы 1. Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык (Английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Количество часов в год классы I II III IV 165 132 всего 170 136 - 170 136 - 170 136 - 675 540 - 68 68 68 204 132 136 136 136 540 66 68 68 68 270 - - 34 34 34 34 34 68 782 135 135 135 270 2938 782 782 33 68 3039 3039 Музыка 33 34 34 Изобразительное искусство 33 34 34 Технология 33 34 34 Технология Физическая культура 66 68 68 Физическая культура Итого: 660 748 748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений «Чтение с увлечением» 33 «Математика и логика» 34 34 Итого 693 782 782 Максимально допустимая нагрузка 693 782 782 Пояснительная записка к учебному плану основной общеобразовательной программы начального общего образования с пятидневной учебной неделей 1-4 классы (ФГОС) на 2023-2024 учебный год Учебный план начального общего образования МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» составлен в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 31.05.2022 г. № 286 (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» от 18.05.2023 № 372 (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 18.07.2022 № 569 (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 22.03.2021 № 115; Федеральной образовательной программой начального общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372); Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» от 02.08.2022 № 653 (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822); Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» № 28 от 28.09.2020 г.; Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2; Разработанными Роспотребнадзором совместно с Минпросвещения России санитарными правилами 3.1/2.43598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Также при разработке учтены положения документов, носящих рекомендательный характер: Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направленное письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03. Критерии для проведения анализа планов (региональных, муниципальных) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (для проведения самодиагностики), направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 03-2195. Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 августа 2021 г. № СК-228/03. Устав МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1». Учебный план направлен на: - успешное освоение учащимися федеральных государственных образовательных стандартов; - реализацию Программы развития школы, которая предусматривает при изучении школьных предметов широкое использование современных педагогических технологий, всестороннее развитие учащихся и ориентирована на подготовку школьника, адаптированного к требованиям современного общества; - повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Учебный план ориентирован на общеобразовательную подготовку учащихся по традиционной системе обучения УМК «Школа России». Учебный (образовательный) план определяет: перечень образовательных областей: русский язык и литературное чтение, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура; соотношение между обязательной (инвариантной) частью, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведённого на образовательную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведённого на образовательную область, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин). максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, обеспечивающих освоение федерального государственного стандарта общего образования: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», « Технология», «Физическая культура». В соответствии с государственными образовательными стандартами учебный предмет «Иностранный язык» реализуется учебной программой по английскому языку, разработанной на основе УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) (авторы Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), и изучается со 2 класса. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» не изучаются в связи с тем, что отсутствуют условия реализации и заявления родителей. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов общего образования реализуются в рамках соответствующих учебных предметов компонента: изучаются культурно-исторические особенности родного края, формируются экологические ценности обучающихся, первичные понятия безопасного поведения человека в окружающем мире; осуществляется эстетическое развитие обучающихся, приобщение их к культуре Карелии, ознакомление обучающихся с национальным прикладным творчеством народов Карелии, освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре Карелии. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта. Формы промежуточной аттестации: входные диагностические работы, итоговая контрольная работа, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита реферата или творческой работы, защита проекта, ВПР и др., составленные в соответствии с рабочими программами и календарно-тематическим планированием по предметам. Предмет Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Письменные процедуры Графическая работа, диктант, самостоятельная работа, словарный диктант, списывание, контрольная работа, тестовая работа Устные ответы Устный рассказ по развитию речи. Устный ответ по применению орфографических правил, фонетическому, грамматическому разбору и т. п. Анализ текста, контрольная Пересказ, выразительное работа, проверка читательской компе- чтение или чтение наизусть тентности, проектные задачи, тести- стихов и прозы, рование драматизация (инсценирование, чтение по ролям Тестовая работа, письмо, диктант, Устный опрос контрольная работа Графическая работа, математический Устный ответ по диктант с взаимо и самопроверкой, применению предметных Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура пошаговая самостоятельная работа с последующим самоанализом, проектная задача, самостоятельная работа с самооценкой, контрольная работа Графическая работа, практическая работа, проектная деятельность, стандартизированная контрольная работа, тестовая работа ИЗО-викторина, практическая работа, самостоятельная работа, контрольная работа, творческая работа (проект) Графическая работа, исполнение музыкального произведения, музыкальная викторина, самостоятельная работа Практическая работа, проектная деятельность Практическая работа, тестовые упражнения способов действий, решению задач и т. п. Пересказ, щение устное сооб- Устные сообщения Пересказы, устные сообщения Устные сообщения Устные сообщения Основные задачи реализации содержания учебных предметов: Русский язык и литература (русский язык, литературное чтение) - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Иностранные языки (иностранный язык/английский) - Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Математика - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Окружающий мир - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Музыка, изобразительное искусство – развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Технология – формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Физическая культура – укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Преподавание ведется по рабочим программам, составленными в соответствии с программами и методическими рекомендациями Министерством образования Российской Федерации. Учебные программы обеспечены необходимыми УМК: учебниками (соответствующими Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях), дидактическими материалами, контрольными заданиями. Имеющиеся разноуровневые дидактические материалы позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), образовательного учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, согласовывалась с членами педагогического совета, утверждена руководителем образовательного учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных предметов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса; Часы обязательной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, распределены следующим образом: по 1 часу в 1 классе на изучение курса «Чтение с увлечением» (33 часа в год) и по 1 часу во 2 классе на изучение курса «Математика и логика». Курсы направлены на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся и их родителей на образовательные услуги и позволяют им реализовывать свои личностные жизненные планы и устремления. Курс «Чтение с увлечением» - один из основных предметов в системе подготовки младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, а также наряду с русским языком формирует фундаментальную грамотность, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы, закладывает прочный фундамент успешного изучения предметов естественно-научного и гуманитарного цикла. Учебный курс «Математика и логика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования позволяет не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. Начальный курс математики реализовывает целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. Углубленное изучение математики способствует изучению других дисциплин естественно-научного цикла. Приобретенные практические умения и навыки необходимы для трудовой и предпрофильной подготовки школьников. Максимальная нагрузка обучающихся соответствует нормативам, обозначенным в базисном учебном плане применительно к 5-дневному режиму работы. Специфика организации учебного процесса: Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебных недели, во 2 классе – 34 учебных недели. Продолжительность каникул летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе в феврале устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Продолжительность урока: в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в 1 полугодии: в сентябре первые две недели – по 3 урока в день по 35 минут каждый; вторая половина сентября, октябрь – декабрь – по 4 урока по 35 минут каждый (4 раза в неделю) и 5 уроков по 35 минут каждый - 1 день за счет урока физической культуры; январь-май – уроки по 40 минут каждый; во 2 классе – 40 минут. Финансирование учебного плана осуществляется за счёт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.