Принято: Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2022 Утверждаю: Директор школы: Г.Н. Макерова Приказ №90 от 30.08.2022 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Учебный план внеурочной деятельности к основной общеобразовательной программе начального общего образования (ФГОС) на 2022-2023 учебный год (2-4 классы) Недельный план Направления Общеинтеллектуальное Социальное Духовнонравственное Наименование программы "Речевичок" "Информатика в играх и задачах" «Калейдоскоп наук» "Развивайка" "От А до Я" «Занимательный русский язык» "Азбука безопасности" Занятия по формированию функциональной грамотности обучающих-ся Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Разговоры о важном» Форма организации Количество часов в неделю всего кружок кружок 1 кл 1 1 2 кл 1 1 3 кл 1 1 4 кл 1 1 4 4 кружок кружок кружок кружок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 4 кружок 1 1 1 1 4 Кл.час 1 1 1 1 4 Кл.час 1 1 1 1 4 Кл.час 1 1 1 1 4 10 1 0 10 10 40 Итого за неделю: Годовой план Направление Общеинтеллектуальное Социальное Духовнонравственное Итого: Наименование Форма программы занятий Количество часов в год Всего часов 1кл 2кл 3кл 4кл 33 34 34 34 135 34 34 34 135 34 34 34 135 "Речевичок" кружок "Информатика в играх и задачах" «Калейдоскоп наук» кружок кружок 33 33 "Развивайка" кружок 33 34 34 34 135 "От А до Я" кружок 33 34 34 34 135 «Занимательный русский язык» кружок 33 34 34 34 135 "Азбука безопасности" Занятия по формирова-нию функциональной грамотности обучающих-ся Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Разговоры о важном» кружок 33 34 34 34 135 Кл.час 33 34 34 34 135 Кл.час 33 34 34 34 135 Кл.час 33 34 34 34 135 340 340 340 1350 330 Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности на 2022 – 2023 учебный год (2-4классы) План внеурочной деятельности начального общего образования МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"; Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». Локальные нормативно-правовые документы школы: Устав МКОУ «Медвежьегорская СОШ№1» Основная общеобразовательная программа — образовательная программа начального общего образования. Программа развития школы Программа воспитания на 2021-2026 учебный год В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В школе осуществляется образовательная деятельность в соответствии с образовательными программами образования. Начальное общее образование (1-4 классы) – школа самопознания и развития. Основными задачами этого этапа являются: раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно – познавательной деятельности. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО включает три направления: 1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Вариативная часть для обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Формы занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно – полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий – школа. Занятия, связанные с реализацией 1ч Основная цель: интеллектуальное и общекульособых интеллектуальных и социотурное развитие обучающихся, удовлетворение культурных потребностей обучаих особых познавательных, культурных, оздоющихся ровительных потребностей и интересов. Содержание кружков создает условия для раз "Речевичок" вития у школьников интеллектуальных по "Информатика в играх и требностей, познавательных интересов, форзадачах" мирует стремление ребенка к размышлению и «Калейдоскоп наук» поиску, вызывает у него чувство уверенности в "Развивайка" своих силах, в возможностях своего интеллек "Азбука безопасности" та. «Занимательный русский Во время занятий у детей происходит становязык» ление развитых форм самосознания и само "От А до Я" контроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики и других предметов: развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Цели, задачи, принципы и формы внеурочной деятельности в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Цель внеурочной деятельности: Создание благоприятных условий для развития учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника. Учебный план внеурочной деятельности организуется с учётом индивидуальных возможностей обучающихся и направлен на решение следующих задач: 1) расширение общекультурного кругозора; 2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; 3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности; 4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; 5) участие в общественно значимых делах; 6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования; 7) создание пространства для межличностного общения. Продолжительность учебного года регламентируется следующим образом: Продолжительность учебного года во 2- 4 х классах составляет 34 учебные недели, разделенные на четыре учебных четверти. Учащиеся обучаются в I смену, в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут Занятия ВУД проводятся в соответствии с учебным планом (принимается на заседании педагогического совета, утверждается приказом директора) и расписанием ВУД (утверждается директором). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения. В раках внеурочной деятельности промежуточная аттестация проводится в форме «зачет» В результате организации внеурочной деятельности у выпускников начальной школы будут сформированы личностные и метапредметные результаты, которые направлены на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. В 2022 – 2023 учебном году цели и задачи внеурочной деятельности реализуются через программы следующих кружков: "Речевичок" "Информатика в играх и задачах" «Калейдоскоп наук» "Развивайка" "Азбука безопасности" «Занимательный русский язык» "От А до Я" «Разговоры о важном» Цель программы «Разговоры о важном»: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Задачи: - воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; - формирование культуры поведения в информационной среде. Цель программы кружка «Занимательный русский язык», «От А до Я», «Речевичок» - пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях. В ходе работы кружка решаются задачи: - формирование грамотной и выразительной речи учащихся; - повышение речевой компетентности детей; - развитие интереса к читательской деятельности; - подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку. Занятия в кружках «Развивайка», « Калейдоскоп наук» способствуют развитию: - познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; - мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы); - психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; - познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - коммуникативных умений (умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников); - навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Программа кружка «Информатика в играх и задачах» позволит увидеть учащимся красоту мира чисел, будет способствовать: - развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; - воспитанию ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; - приобретению опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Программа «Азбука безопасности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения. Цель программы: Повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз, формирование у учащихся навыков безопасного поведения в интернет пространстве, обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся. Задачи: - развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; - стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; - выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся и по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через урочную деятельность и классные часы Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников. Часы указанных в таблице форм внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определённой периодичностью, в том числе в выходные дни и на каникулах. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся начальной школы. Объём внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования составляет до 10 часов в неделю За 4 года по плану будет проведено 1350 часов занятий по внеурочной деятельности. Финансирование учебного плана осуществляется за счёт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.