Принято: Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2022 Директор школы: Приказ № 90 Утверждаю: Макерова Г.Н. от 30.08.2022 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Учебный план (недельный) основной общеобразовательной программы начального общего образования с пятидневной учебной неделей 2-4 классы (ФГОС) на 2022-2023 учебный год Предметные области Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Учебные предметы 1. Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык (Английский) Математика Математика и информатика Обществознание и Естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Окружающий мир Количество часов в неделю классы I II III IV всего 5 4 - 4 4 - 4 4 - 4 3 - 17 15 - - 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 1 1 4 4 1 2 21 4 8 83 1 4 1 23 3 90 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное 1 1 1 искусство Технология 1 1 1 Технология Физическая культура 2 2 2 Физическая культура Итого 20 21 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 1 1 1 Русский язык и литературное чтение «Математика и логика» 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 23 23 Учебный план (годовой) основной общеобразовательной программы начального общего образования с пятидневной учебной неделей 2-4 классы (ФГОС) на 2022-2023 учебный год Предметные области Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебные предметы 1. Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык (Английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Количество часов в год классы I II III IV всего 165 132 - 136 136 - 136 136 - 136 102 - 573 506 - - 68 68 68 204 132 136 136 136 540 66 68 68 68 270 - - - 34 34 34 34 34 68 714 135 135 135 270 2802 34 135 34 782 782 102 3039 3039 Музыка 33 34 34 Изобразительное искусство 33 34 34 Технология 33 34 34 Технология Физическая культура 66 68 68 Физическая культура Итого: 660 714 714 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 33 34 34 Русский язык и литературное чтение «Математика и логика» 34 34 Итого 693 782 782 Максимально допустимая нагрузка 693 782 782 Пояснительная записка к учебному плану основной общеобразовательной программы начального общего образования с пятидневной учебной неделей 2-4 классы (ФГОС) на 2022-2023 учебный год Учебный план начального общего образования МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» составлен в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 «Об утверждении порядка формирования перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21); Разработанных Роспотребнадзором совместно с Минпросвещения России санитарными правилами 3.1/2.43598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования по устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Письма Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08761 «Об изучении предметных областей: курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры России»; Методических рекомендаций по составлению учебного плана основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализуемых в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия, на 2022/2023 учебный год, письмо ГАУ ДПО Республики Карелия «КИРО» от 21.04.21, №324; Также при разработке учтены положения документов, носящих рекомендательный характер: 1. Критерии для проведения анализа планов (региональных, муниципальных) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (для проведения самодиагностики), направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 03-2195. 2. Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 августа 2021 г. № СК-228/03. 3. Устав МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Учебный план направлен на: - успешное освоение учащимися федеральных государственных образовательных стандартов; - реализацию Программы развития школы, которая предусматривает при изучении школьных предметов широкое использование современных педагогических технологий, всестороннее развитие учащихся и ориентирована на подготовку школьника, адаптированного к требованиям современного общества; - повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Учебный план ориентирован на общеобразовательную подготовку учащихся по традиционной системе обучения УМК «Школа России» и развивающей системе Л.В.Занкова. Учебный (образовательный) план определяет: перечень образовательных областей: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура; соотношение между обязательной (инвариантной) частью, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведённого на образовательную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведённого на образовательную область, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин). максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, обеспечивающих освоение федерального государственного стандарта общего образования: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» (на основе заявлений родителей (законных представителей) выбраны модули «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур»), «Музыка», «Изобразительное искусство», « Технология», «Физическая культура». В соответствии с государственными образовательными стандартами учебный предмет «Иностранный язык» реализуется учебной программой по английскому языку, разработанной на основе УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) (авторы Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), и изучается со 2 класса. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» из предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» не изучаются в связи с тем, что отсутствуют условия реализации и заявления родителей. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов общего образования реализуются в рамках соответствующих учебных предметов компонента: изучаются культурно-исторические особенности родного края, формируются экологические ценности обучающихся, первичные понятия безопасного поведения человека в окружающем мире; осуществляется эстетическое развитие обучающихся, приобщение их к культуре Карелии, ознакомление обучающихся с национальным прикладным творчеством народов Карелии, освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре Карелии. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта. Формы промежуточной аттестации: входные диагностические работы, итоговая контрольная работа, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита реферата или творческой работы, защита проекта, ВПР и др., составленные в соответствии с рабочими программами и календарно-тематическим планированием по предметам. Предмет Письменные процедуры Устные ответы Русский язык Грамматический разбор, графическая работа, диктант, изложение, самостоятельная работа, словарный диктант, сочинение, списывание, контрольная работа, тестовая работа, ВПР Устный рассказ по развитию речи. Устный ответ по применению орфографических правил, грамматическому разбору и т. п. Литературное чтение Анализ текста, контрольная работа, проверка читательской компетентности, проектные задачи, тестирование Иностранный язык Тестовая работа, письмо, диктант, контрольная работа Подробные и краткие пересказы, выразительное чтение или чтение наизусть стихов и прозы, драматизация (инсценирование, чтение по ролям Устный опрос Математика Графическая работа, математический диктант с взаимо и самооценкой, пошаговая самостоятельная работа с последующим самоанализом, проектная задача, самостоятельная работа с самооценкой, контрольная работа, ВПР Устный ответ по применению предметных способов действий, решению задач и т. п. Окружающий мир Графическая работа, практическая работа, программированный контроль, проектная деятельность, стандартизированная контрольная работа, фактологический диктант, тестовая работа, ВПР Контрольная работа, тестовая работа, итоговый проект в формате зачет/незачет ИЗО-викторина, практическая работа, самостоятельная работа, контрольная работа, творческая работа (проект) Графическая работа, исполнение музыкального произведения, музыкальная викторина, музыкальный диктант, самостоятельная работа, контрольная работа Комплексная практическая работа (по всем видам деятельности), комплексная проектная работа (по всем видам деятельности), практическая работа, проектная деятельность Контрольная работа, практическая работа, проектная задача, тестовые упражнения Подробные и краткие пересказы, работа с картой и т. п. Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Пересказы, устные сообщения и т. п. Пересказы, устные сообщения Пересказы, устные сообщения Устные ответы при проектировании технологических карт, устные сообщения Устные сообщения Основные задачи реализации содержания учебных предметов: Русский язык и литература (русский язык, литературное чтение) - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Иностранные языки (иностранный язык/английский) - Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Математика - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Окружающий мир - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Основы религиозных культур и светской этики – воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Музыка, изобразительное искусство – развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Технология – формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Физическая культура – укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Преподавание ведется по рабочим программам, составленными в соответствии с программами и методическими рекомендациями Министерством образования Российской Федерации. Учебные программы обеспечены необходимыми УМК: учебниками (соответствующими Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях), дидактическими материалами, контрольными заданиями. Имеющиеся разноуровневые дидактические материалы позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), образовательного учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, согласовывалась с членами педагогического совета, утверждена руководителем образовательного учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных предметов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса; Часы обязательной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, распределены следующим образом: по 1 часу во 2-4 классах на изучение предмета «Русский язык» (34 часа в год) и по 1 часу во 2-4 классах на изучение курса «Математика и логика» (34 часа в год). Курсы направлены на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся и их родителей на образовательные услуги и позволяют им реализовывать свои личностные жизненные планы и устремления. Русский язык - один из основных предметов в системе подготовки младших школьников. Он формирует фундаментальную грамотность, пробуждает интерес к родному языку и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы, закладывает прочный фундамент успешного изучения предметов естественно-научного и гуманитарного цикла. Учебный курс «Математика и логика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования позволяет не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. Начальный курс математики реализовывает целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. Углубленное изучение математики способствует изучению других дисциплин естественно-научного цикла. Приобретенные практические умения и навыки необходимы для трудовой и предпрофильной подготовки школьников. Максимальная нагрузка обучающихся соответствует нормативам, обозначенным в базисном учебном плане применительно к 5-дневному режиму работы. Специфика организации учебного процесса: Продолжительность учебного года во 2-4 классах - 34 учебных недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Продолжительность урока во 2-4 классах – по 40 минут. Финансирование учебного плана осуществляется за счёт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.