Положение об инклюзивном образовании детей с ОВЗ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 4 от 26.11.2016
Внесены изменения на заседании
педагогического совета
Протокол № 5 от 05.04.2022
Утверждаю
Директор МКОУ «Медвежьегорская СОШ
№1» _________________Г.Н. Макерова
Приказ № 54 от 05.04.2022

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1»
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение определяет порядок организации инклюзивного
образования воспитанников и обучающихся и реализации образовательных программ
для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и/или детей –
инвалидов в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1»
(далее – образовательная
организация).
1.2 Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017
годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая
2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенным в действие
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г.
№1598, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
В Положении используются следующие понятия в определении Федерального
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для

всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) –
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на
получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами и удовлетворение особых образовательных
потребностей воспитанников, обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов на основе
гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания инвалидности;
создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их
развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на
основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения.
1.4. Задачи инклюзивного образования:
 создание эффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МКОУ «Медвежьегорская СОШ
№1» с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития,
эмоционально-волевой
сферы,
активизации
познавательной
деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности;
 освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
 формирование у всех участников образовательных отношений толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
 посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
 посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
 полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в
сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной
программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы,
мероприятия, праздники, развлечения.
В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством
организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения
дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;
 частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное
обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной
образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных
моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не
противоречит рекомендациям психологопедагогической комиссии;
 точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников
лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
2.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации
инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков

физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня
готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе
являются:
 создание адаптивной среды;
 повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной
основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их
родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной
программе
определяются
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
2.7. Решение о создании в школе классов (групп) инклюзивного образования
принимается Управлением образования Администрации МО «Медвежьегорский район»
на основании ходатайства руководителя образовательного учреждения.
2.8. Ходатайство МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» должно содержать:
 список обучающихся для зачисления в класс (группу) инклюзивного
образования;
 копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об
организации обучения по адаптированной образовательной программе в условиях
инклюзивного образования (в отдельном классе (группе), либо совместно с другими
обучающимися без ограничений в здоровье);
 копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого
ребенка;
 подтверждение наличия в школе специальных условий для получения
образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и
образовательных потребностей каждого ребенка.
2.9. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
2.9.1. Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей (законных представителей);
 определение модели инклюзивного образования;
 определение учителя (воспитателя) и класса (группы), в который (ую)
зачисляется обучающийся с ОВЗ;
 определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов –
привлечение дополнительных ресурсов);
 разработка адаптированной образовательной программы.
2.9.2. Диагностический этап:
 устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в
инклюзивной форме;
 организация диагностической работы учителя (воспитателя) и специалистов
психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ;
 по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический
консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме
инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета;
 в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического

консилиума руководитель школы информирует о принятом решении родителей
(законных представителей) ребенка с ОВЗ;
 вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и
оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе
обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии.
2.9.3. Основной этап:
 корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода;
 реализация адаптированной образовательной программы;
 мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
3. Организация образовательной деятельности при инклюзии
3.1. Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе (группе) для
детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и
реабилитации инвалида.
3.3. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том
числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на
основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в
школе могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной
деятельности), которая определяется школой в соответствии с установленными
требованиями СанПиН.
3.8. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется
школой самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
3.9. Адаптированные образовательные программы реализуются школой как
самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.10. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурноразвлекательных,
спортивно-оздоровительных
и
иных
досуговых
мероприятий.
3.11. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам
обучения.
3.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего

законодательства.
3.13. Государственная
итоговая
аттестация
выпускников
МКОУ
«Медвежьегорская СОШ №1» , обучавшихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим
законодательством.
3.14. Лицам
с
ОВЗ, обучавшимся
по адаптированным
основным
общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую
аттестацию, выдается документ об образовании.
3.15. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».