Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Принято на заседании педагогического совета Протокол № 4 от 26.11.2016 Внесены изменения на заседании педагогического совета Протокол № 5 от 05.04.2022 Утверждаю Директор МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» _________________Г.Н. Макерова Приказ № 54 от 05.04.2022 ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение определяет порядок организации инклюзивного образования воспитанников и обучающихся и реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и/или детей – инвалидов в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» (далее – образовательная организация). 1.2 Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенным в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников, обучающихся с ОВЗ и/или детей – инвалидов на основе гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания инвалидности; создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 1.4. Задачи инклюзивного образования: создание эффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности; освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ. 2. Организация инклюзивного обучения 2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано: посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися); посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ. 2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности; частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психологопедагогической комиссии; точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. 2.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. 2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются: создание адаптивной среды; повышение квалификации педагогических и руководящих работников; 2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. 2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. 2.7. Решение о создании в школе классов (групп) инклюзивного образования принимается Управлением образования Администрации МО «Медвежьегорский район» на основании ходатайства руководителя образовательного учреждения. 2.8. Ходатайство МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» должно содержать: список обучающихся для зачисления в класс (группу) инклюзивного образования; копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по адаптированной образовательной программе в условиях инклюзивного образования (в отдельном классе (группе), либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье); копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка; подтверждение наличия в школе специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка. 2.9. Этапы реализации инклюзивного образования в школе: 2.9.1. Предварительный этап: предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей); определение модели инклюзивного образования; определение учителя (воспитателя) и класса (группы), в который (ую) зачисляется обучающийся с ОВЗ; определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение дополнительных ресурсов); разработка адаптированной образовательной программы. 2.9.2. Диагностический этап: устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме; организация диагностической работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ; по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета; в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель школы информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ; вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 2.9.3. Основной этап: корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; реализация адаптированной образовательной программы; мониторинг реализации адаптированной образовательной программы. 3. Организация образовательной деятельности при инклюзии 3.1. Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе (группе) для детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и реабилитации инвалида. 3.3. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в школе могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. 3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которая определяется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 3.8. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется школой самостоятельно с соблюдением норм СанПиН. 3.9. Адаптированные образовательные программы реализуются школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации. 3.10. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. 3.11. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 3.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. 3.13. Государственная итоговая аттестация выпускников МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» , обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством. 3.14. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании. 3.15. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.