Принято: Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.21 Утверждено: Директор школы: Г.Н. Макерова Приказ №79 от 30.08.2021 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Учебный план внеурочной деятельности к основной общеобразовательной программе среднего общего образования на 2021-2022 учебный год Направления/ форма реализации общекультурное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное Математика для увлечения Решение задач повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ Решение задач повышенной сложности (физика) Сложные вопросы общей биологии "Теория и практика написания творческих работ" "Сложные вопросы отечественной истории (9-20 вв)" "Устная языковая практика. Английский язык" Решение задач повышенной сложности 10 кл 1ч 11 кл 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 2ч Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. План внеурочной деятельности основного общего образования МКОУ «Медвежьегоская СОШ №1» разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Минобрнауки России от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ, 28 сентября 2020 г. № 28. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»; Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС среднего общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное спортивно-оздоровительное. Цели, задачи, принципы и формы внеурочной деятельности в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Учебный план внеурочной деятельности организуется с учѐтом индивидуальных возможностей обучающихся и направлен на решение следующих задач: 1) расширение общекультурного кругозора; 2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; 3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности; 4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; 5) участие в общественно значимых делах; 6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования; 7) создание пространства для межличностного общения. № Направления Решаемые задачи Формы организации внеурочной внеурочной деятельности деятельности 1 Общеинтеллекту Формирование мировоззрения, экскурсии, альное эрудиции, кругозора. Обогащение викторины, запаса учащихся языковыми проекты к урокам, знаниями. доклады, сообщения, знакомство с библиотекой. 2. Социальное Формирование таких ценностей творческие акции, как познание, истина, экскурсии, целеустремленность, социально - конкурсы, выставки значимой деятельности. рисунков, поделок и 3. Общекультурное Развитие эмоциональной сферы творческих работ учащихся, ребенка, чувства прекрасного, тематические беседы по творческих способностей, культуре поведения и речи, формирование коммуникативной концерты. и общекультурной компетенций 4. Духовно – Привитие любви к Отечеству, нравственное малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная деятельность может быть организована по видам: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско- краеведческая деятельность. В 2021-2022 учебном году цели и задачи внеурочной деятельности реализуются через программы следующих кружков: Решение задач повышенной сложности (физика) Сложные вопросы общей биологии "Теория и практика написания творческих работ" "Сложные вопросы отечественной истории (9-20 вв)" "Устная языковая практика. Английский язык" Решение задач повышенной сложности (математика) Программа внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности (физика)» построена в соответствии со школьной программой курса физики, а также в соответствии требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ 2022 года и Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по физике. Обучающийся сможет параллельно школьному курсу углублять полученные на уроках знания на элективном курсе, исследуя изучаемую на уроках тему с помощью экспериментального моделирования задач ЕГЭ различного уровня сложности и решения их разными методами, тем самым глубже постигать сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических законов. Программа курса «Сложные вопросы общей биологии» разработана для изучения общей биологии в 9, 11-х классах. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позволяют расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Цель данного курса – помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего (полного) общего образования общеобразовательной школы, повысить уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. В содержание программы дополнительного образования «Теория и практика написания творческих работ» входят три раздела: подготовка к написанию изложения, подготовка к написанию сочинения, варианты тестов. Курс помогает понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Основная идея программы "Сложные вопросы отечественной истории (9-20 вв)"заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как трудные. Цель программы: создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы, трудных вопросов истории России; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний. Курс "Устная языковая практика. Английский язык" направлен на развитие способностей, обучающихся использовать английский язык, как средство общения, а так же на удовлетворение современных познавательных интересов школьников, для успешной карьеры в выбранной профессиональной сфере и на повышение уровня практического владения иностранным языком. Данный курс - коммуникативный, рассчитанный на овладение обучающимися устной речью и предназначен для обучающихся старших классов, желающих овладеть навыками говорения на базовом и углубленном уровнях, подготовиться к прохождению государственной итоговой аттестации по устной речи и получить высшее гуманитарное образование. Программа курса «Решение задач повышенной сложности (математика)» предназначен для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Программа курса охватывает разделы математики, которые включены в часть С Единого государственного экзамена. Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретѐнных программных знаний, создает целостное представление о математике средней школы и значительно расширяет спектр решаемых задач, развивает способности учащихся делать выводы, учит мыслить, аргументировать, обобщать, классифицировать, используя изученный материал. Данная рабочая программа способствует углубленному изучению алгебры и математического анализа. Организация внеурочной деятельности обучающихся средней школы выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности школьников. Часы указанных в таблице форм внеурочной деятельности распределены равномерно в течение недели. Разовые мероприятия, такие как акции, концерты, экскурсии, выставки, конкурсы и др., осуществляются в течение учебного года с определѐнной периодичностью, в том числе в выходные дни и на каникулах. В этих мероприятиях могут принять участие все обучающиеся основной школы. Нагрузка внеурочной деятельности - не более 10 часов Для обучающихся школы создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. Финансирование учебного плана осуществляется за счѐт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.