Принято: Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2021 Утверждено: Г.Н. Макерова Директор школы: Приказ № 79 от 30.08.2021 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» Учебный план (недельный) основной общеобразовательной программы основного общего образования на 2021-2022 учебный год с пятидневной учебной неделей 5-9 классы (ФГОС) Предметные об- Учебные предметы ласти Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Русский язык Литература Иностранный язык (Английский) Математика Алгебра Геометрия Информатика ОбщественноИстория России. научные предВсеобщая история. меты Обществознание География ЕстественноФизика научные предме- Химия ты Биология Искусство Музыка Изобразительное искусство 5а 5б 5 3 5 3 3 3 3 3 3 5 5 5 5 5 6а 6б 6в Обязательная часть 6 6 6 3 3 3 7а 7б 7в 8а 8б 8в 9а 9б всего 4 2 4 2 4 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 3 21 13 3 3 3 3 3 3 3 3 15 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 25 - - - - - 3 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 3 2 2 1 2 3 2 2 4 8 7 4 7 4 3 3 Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Технология ОБЖ Физическая культура 2 1 1 1 1 1 1 1 1 7 2 2 2 2 2 2 10 26 26 28 28 28 29 29 29 30 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 5а 5б 6а 6б 6в 7а 7б 7в 8а 30 30 31 31 144 8б 1 8в 1 9а 9б 1 1 1 1 1 1 1 1 всего 1 1 5 1 1 1 2 Итого классы Алгебра Биология Моя Карелия Курс Intel «Мы и местное сообщество» Курс Intel «Технологии и профессия» Основы исследовательской деятельности Курс "Разговорный практикум на английском языке" Курс «Решение текстовых задач по математике» Курс «Практика написания творческих работ» Курс «Избранные вопросы математики» Курс « Развитие коммуникативной культуры учащихся» Итого Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) Итого 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 1 3 29 3 29 2 30 2 30 2 30 3 32 3 32 3 32 3 33 3 33 3 33 2 33 2 33 13 157 29 29 30 30 30 32 32 32 33 33 33 33 33 157 Учебный план (годовой) основной общеобразовательной программы основного общего образования на 2021-2022 учебный год с пятидневной учебной неделей 5-9 классы (ФГОС) Предметные области Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Учебные предметы 5а 5б 6а 7а 7б 7в 8а 8б 8в 9а 9б всего Русский язык Литература Иностранный язык (Английский) Математика Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Технология ОБЖ 170 102 170 102 Обязательная часть 204 204 204 136 102 102 102 68 136 68 136 68 102 68 102 68 102 68 102 102 102 102 714 442 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 510 170 170 170 170 170 102 68 34 102 68 34 102 68 34 102 68 34 102 68 34 102 68 34 102 68 34 102 68 34 850 6б 6в 102 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 102 102 102 374 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 68 34 68 68 34 68 68 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 68 68 68 34 34 68 68 68 68 34 34 68 102 68 68 34 68 102 68 68 34 68 102 68 68 136 272 238 136 238 136 34 34 34 34 34 34 34 34 Технология 68 68 68 68 68 68 68 68 34 34 Физическая куль34 34 34 34 34 тура и Основы безопасности жиз- Физическая культура 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 недеятельности Итого 884 884 952 952 952 986 986 986 1020 1020 1054 1054 1054 Часть, формируемая участниками образовательных отношений классы 5а 5б 6а 6б 6в 7а 7б 7в 8а 8б 8в 9а 9б 102 238 68 340 1054 всего Алгебра Элективный курс « Развитие коммуникативной культуры учащихся» Биология Моя Карелия 34 Курс Intel «Мы и местное сообщество» 34 Курс Intel «Технологии и профессия» Основы исследовательской деятельности Курс "Разговорный практикум на англий34 ском языке" Курс «Решение текстовых задач по математике» Курс «Практика написания творческих работ» Курс «Избранные вопросы математики» Итого 102 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неде- 986 ле (требования СанПиН) Итого 986 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 170 34 34 34 34 34 102 34 68 68 68 102 102 102 102 102 102 17 17 17 68 17 68 442 34 986 1020 1020 1020 1088 1088 1122 1122 1122 1122 1122 1122 5338 986 1020 1020 1020 1088 1088 1122 1122 1122 5338 1122 1122 1122 Пояснительная записка учебного плана ООП ООО Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» с пятидневной учебной неделей 5-9 классы (реализующих ФГОС) 2021-2022 учебный год Учебный план для 5-9 классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1» на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Нормативной правовой основой учебного плана являются: - Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44); - Конвенция о правах ребенка; - Закон РФ «Об образовании в РФ» ФЗ- № 273 от 29.12.2012 г. - Устав школы. Учебный план школы сформирован на основе: - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и на основе примерного учебного плана основного общего образования («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа») (в ред. от 31 декабря 2015 года № 1577); - приказа Минобрнауки России от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - письмом Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры России»; - методических рекомендаций по составлению учебного плана основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализуемых в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия, на 2021/2022 учебный год, письмо ГАУ ДПО Республики Карелия «КИРО» от 21.04.21, №324; - приказа Министерства образования РФ от 20 мая 2020 № 254 “О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”; - в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ, 28 сентября 2020 г. № 28. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» При составлении учебного плана учтены задачи, стоящие перед школой: - создание адаптивной, максимально вариативной образовательной среды; - обеспечение доступного и качественного образования для каждого школьника; - осуществление индивидуального подхода к учащимся; - содействие развитию творческих способностей учащихся; Задачи учебного плана: - Обеспечить реализацию базового уровня в соответствии с ФГОС ООО; - Удовлетворить образовательные запросы и познавательные интересы учащихся; - Удовлетворить социальный заказ родителей, общества; - Создать условия для удовлетворения и развития интересов, склонностей, способностей учащихся, выявления профессиональных намерений учащихся; - Достигнуть цели ООП ООО. Учебный план построен на требованиях принципов дифференциации, вариативности, преемственности, индивидуализации обучения, учета возрастных возможностей обучающихся и кадрового потенциала образовательного учреждения, является инструментом в управлении качеством образования. В учебном плане МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» для 5-9 классов, реализующих ФГОС ООО отражены основные требования к учебному плану, представлены все учебные предметы, обязательные для изучения в 5-9 классах и предусматривает работу в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность учебного года составляет - 34 учебные недели, продолжительность урока – 40 минут. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, не превышает величину недельной образовательной нагрузки в 5 классах –29 часов, в 6 классах 30 часов, в 7 классах – 32 часа, в 8 классах – 33 часа, в 9 классах – 33 часа при 5-дневной неделе, что не превышает норму, установленную СанПиН. Учтено деление класса с наполняемостью не менее 25 человек на две группы для занятий по иностранному языку, технологии, информатике. Обязательная часть учебного плана (5 кл. -26 ч., 6 кл. - 28 ч., 7 кл -29 ч., 8кл – 30 ч, 9 кл – 31 ч) определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов в соответствии государственным стандартом основного общего образования и реализуется через преподавания предметов: Русский язык, Литература, Иностранный язык (Английский), Математика, История, Обществознание, География, Биология, Музыка, ИЗО, Технология, Физическая культура. Содержание основного общего образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Содержание обучения в 5 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. Предметная область ОДНКНР реализуется в составе учебных предметов других обязательных предметных областей (история, обществознание, литература, искусство, Моя Карелия), где рассматриваются темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания и развития. «История России. Всеобщая история» как часть предметной области «Общественнонаучные предметы» изучается в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется учителем в соответствии со стандартами, программой и содержанием учебника. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), образовательного учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, согласовывалась с членами педагогического совета, утверждена руководителем образовательного учреждения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных предметов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса; Часы обязательной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, распределены следующим образом: область национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования из части, формируемой участниками образовательных отношений по 1 часу в 5- 9 классах выделяется на изучение курса «Моя Карелия» (по 34 часа в год). Изучение этого предмета обеспечивает развитие практических умений обучающихся, способствует формированию целостного представления о живой и неживой природе, истории и культуры Карелии и формированию ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности и экологической культуры. Школа является участником международной образовательной программы Intel «Путь к успеху». Одним из важнейших принципов, заложенных в ФГОС – обучение на основе системно-деятельностного подхода. Акцент в школьном образовании перемещается с усвоения определѐнной суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Возможностью реализации данного принципа в практической организации обучения является программа Intel «Путь к успеху». Целями программы являются развитие у детей навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века, для успешной адаптации в обществе, выбора профессии, умения работать с другими людьми. При изучении данного предмета значительное количество времени выделяется для организации практической, проектной и исследовательской работы обучающихся с использованием ИКТ. В программе заложены межпредметные связи. При 5-дневной рабочей неделе на данный курс для 5-6 классов школа выделяет по 1часу (из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений). Данный курс обеспечен УМК, учащиеся имеют учебники, учитель прошел соответствующую курсовую подготовку. В компонент образовательного учреждения в 5, 7-9 классах включены курсы, практикумы, направленные на предпрофильную подготовку учащихся, на удовлетворение их индивидуальных запросов на образовательные услуги и позволяющие им реализовывать свои личностные жизненные планы и устремления. Компонент образовательного учреждения в 5 классах представлен курсами: по английскому языку в 5а классе - "Разговорный практикум на английском языке", в 5б и 5в классах по математике «Решение текстовых задач» по 1 часу. В 7 классах для усиления эколого-биологической составляющей обучения, учитывая большой объем материала, добавлено по 1 часу на изучение биологии, что позволит уделять больше внимания формированию основных биологических понятий, используя приемы сравнения, сопоставления, обобщения, работу с биологическими терминами. В 7 классах выделен 1 час на курс «Развитие коммуникативной культуры учащихся», курс ориентирован на учащихся 7 класса и направлен на обучение эффективному общению, умение грамотно и логично строить свои высказывания. В учебном плане 8 классов выделено по 1 часу на курс «Основы исследовательской деятельности». Актуальность данного курса обусловлена ее методологической и практической значимостью. Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Программа служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества поз- воляет реализовать компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. В 8б и 8в классах с целью предпрофильного обучения выделен 1 час из школьного компонента на углубление курса по предмету «Алгебра», для более основательного и углубленного изучения отдельных тем курса в 8 классе. Курс «Алгебра» является одним из опорных предметов основной школы, обеспечивает изучение других дисциплин естественно-научного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. В 8а классе выделен 1 час из школьного компонента на элективный курс по математике «Решение текстовых задач», для более основательного изучение отдельных тем курса в 8 классе. Развитие логического мышления учащихся при обучении способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. В 9 классах по 0,5 часа выделено на курсы, практикумы, направленные на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся и их родителей на образовательные услуги и позволяющие им реализовывать свои личностные жизненные планы и устремления: курс «Практика написания творческих работ», «Избранные вопросы математики». Школа полностью укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами. Преподавание ведется по рабочим программам, составленным в соответствии с программами и методическими рекомендациями Министерством образования Российской Федерации. Учебные программы обеспечены необходимыми УМК: учебниками (соответствующими Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях), дидактическим материалами, контрольными заданиями. Разноуровневые дидактические материалы позволяют учителю дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Формами промежуточной аттестации являются: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, ВПР и др.; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и др.; - комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок; - проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учет учебных достижений учащихся. Предмет Форма промежуточной аттестации Русский язык Диагностические работы, диктанты, контрольное списывание Иностранный язык (Английский) Диагностические работы, тесты, интегрированные контрольные работы Математика Информатика История России. Всеобщая история. Обществознание, география, биология Физика, химия Финансирование учебного плана осуществляется за счѐт средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.